Иисус и Его ученики
(по 11-17 главам Евангелия от Иоанна)
Что значит быть учеником Иисуса. Господь говорит ученикам, куда Он, как вождь, их ведёт (11:7; ученик Иисуса — это тот, кто идёт за Учителем, а не просто слушает Его). В то же время, ученики не очень хорошо понимают своего Учителя: процесс обучения (или, как его называет В.Н.Кузнецова [7, стр.7], «трудный процесс перевоспитания») ещё не завершился. Оттого они думают, что речь идёт «о сне обыкновенном» (11:13), когда господь говорит о смерти Лазаря. Оттого они не понимают, как Он может идти в Иудею, когда «только что искали Иудеи побить Тебя камнями, и Ты снова идё шь туда?» (11:8)[2].
Но они и любят Его. Потому не хотят, что б Господь шёл на юг, где Ему угрожает опасность, потому и Фома, несмотря на опасность выражает общее мнение: Пойдём и мы умрём с Ним (11:16; Мнения комментаторов разделяются в вопросе, кого имеет ввиду Фома, говоря «с ним» - Лазаря, который умер, или Иисуса, которого враги хотят убить. В любом случае, эти слова говорят о готовности идти даже на смерть, но не оставить Учителя).
Иуда, который возражает против бесполезной, с его точки зрения, траты драгоценного мира. Мы узнаём из этого рассказа не только что-то о будущем предателе, но и об общине учеников. У них есть общая касса (и в первой церкви у учеников будет всё общее : Деян ??))
Вход Господень в Иерусалим. «Этого ученики Его не поняли сперва, но когда был прославлен Иисус, тогда они вспомнили, что это было о Нем написано, и это сделали Ему.»1 (12:16) Не поняли не поняли, что исполняется пророчество Захарии, через которого Бог открыл, каким образом Царь, Мессия будет входить в Свою столицу. Многое ученики смогли понять только после Воскресения Господа - Он Сам «открывал им ум к разумению Писаний ( ). а что-то, наверное, только после Пятидесятницы, когда «Дух наставил их на всякую истину ( ).
Просьба эллинов о встрече с Иисусом. Эллины — это, по-видимому, эллинисты. Кто это такие — есть разные точки зрения. Возможно, это или иудеи, что живут в рассеянии и уже утратили родную речь, а говорят по гречески; или это греки, которые приняли веру в Бога Израиля, но ещё не вошли полностью, ещё не соблюдают всех обрядов ветхозаветной религии [1, стр. 578]. Что означает для нас упоминание о том, что «некоторые Еллины<...> пришли к <одному из учеников> и просили его, говоря: господин, мы хотим видеть Иисуса»? Это означает, что люди, желающие увидеть Сына Божия, Основателя Церкви обращаются к нам. И мы будем не правы, если скажем себе: «Он Сам себя им откроет». Нет, это поручено ученикам. Теперь они, т. е. Церковь представляют Его в этом мире. Ученики Христа должны привести людей к Иисусу. И с этим же перекликаются слова из следующей главы: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (13:20). Они о том, что Господь отождествляет Себя со Своей церковью, а церковь — это и есть Его ученики (Посол представляет своё государство, своего монарха. Все действия, направленные на посла или посольство прочитываются, как направленные на того, кто его послал. А слово апостол так и переводится - «посланник»)
«Если Мне кто служит, за Мною да следует, и где Я, там и слуга Мой будет. Если кто Мне служит, почтит его Отец» (12:26). Здесь — продолжение темы, которой мы коснулись, говоря о 11:7, « ученик Иисуса — это тот, кто идёт за Учителем».
«Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня, и видящий Меня видит Пославшего Меня. Я в мир пришел, как свет, чтобы ни один верующий в Меня не пребыл во тьме.» (12:44-46). Ученик Иисуса не есть последователь какого-то учителя мудрости, одного из многих, являвшихся человечеству. Нет, он следует непосредственно за Отцом, за Творцом неба и земли (более точно будет сказать, что «посредство» есть, есть «один Посредник между Богом и людьми — Человек Христос Иисус» (1Тим 2: 5)). Но самое главное в этих словах - « чтобы ни один верующий в Меня не пребыл во тьме». Сын Божий приходит в мир не для осуществления каких-то «Сволих» целей, а «ради нас» (Символ веры), что бы мы пребывали во Свете.
13 глава. «Перед праздником Пасхи, зная, что пришел Его час перейти от мира сего к Отцу, Иисус, возлюбив Своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их» (13: 1). Значат ли слова, что Господь «возлюбил Своих», что Он любит только тех, кто уверовал в Него? Или Он любит всех (Бог хочет, что бы все спаслись и пришли к познанию Истины((), но ученики, «Свои» Ему — это те, кто знает об этом?
Умовение ног и диалог с Петром.
«Именно то место, которое в синоптических Евангелиях занимает повествование о Тайной Вечере, у Иоанна занимает рассказ об умовении ног. И церковный чин также подсказывает нам, что это событие — умовение ног — церковное предание связывает именно с Тайной Вечере: в составном евангельском чтении Великого четверо включающем отрывки из всех четырех Евангелий из Евангелия от Иоанна взято именно начало 13-й главы — рассказ об умовении ног.» [4, стр.213 ] Здесь — служение Иисуса Своим ученикам, здесь — связь с Тайной Вечерей. А именно Вечеря, Евхаристия — это то, в чём в наибольшей мере проявляется единство учеников с Учителем (и друг с другом).
И ещё — слова о любви. ««До конца возлюбил их...» Слово «конец» играет очень большую роль в Евангелии. Оно употреблено здесь не в значении «прекращение чего-либо», а в смысле «доведение до конца, завершение». «До конца» — это значит «до полноты»: конец наступает тогда, когда сосуд наполняется чем-либо до краев. Иисус возлюбил до максимума, до такой степени, что больше уже невозможно.» [4, стр.215]
То, что делает здесь Господь — метафора, живая притча, образ того, что Он делает всей Своей жизнью и смертью: «Я пришёл, что бы послужить и отдать жизнь Свою, как выкуп» (…). Когда ученик думает, что он, ученик, должен служить Христу, он может вспомнить и эти слова Учителя, и эти действия. И тогда станет ясно, что то служение, которого хочет Учитель от ученика — это подражание ему (1 Кор 4:16), т. е. служение другим людям. Об этом — последующее поучение (Ин 13:14 — 15).
В диалоге с Петром интересны слова «уразумеешь после» (13:7). Они снова о том, что не всё сразу было понятно апостолам. Очень многое они уразумели после Воскресения, после Его Прославления.
« Говорит Ему Симон Петр: Господи, не ноги мои только, но и руки и голову. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Говорит ему Иисус: омытого нет нужды мыть, разве только его ноги, но он чист весь» (13:9-19) Ясно, что речь идёт о чистоте духовной, а не физической (Евангелие от Иоанна называют по преимуществу «духовным Евангелием»). Почему же ученики Мессии чисты? Ведь они не безгрешны. Значит, их чистота оттого, что Он очищает их Своей смертью, своей Кровью, Своим словом. («Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.» Ин.15:3 син. перевод).
А образ ног, которые всё же нужно омыть — это и есть собственная греховность, которая ещё остаётся, несмотря на то, что искуплением уже произошло. И ученик должен позволить Христу эту нечистоту омыть. Это — образ покаяния и Его прощения.
Обличение предателя.
13:23-26. «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал». Ученик имеет личные взаимоотношения с учителем. И, в то же время, у каждого отношения с Ним разные. И поэтому Церковь — это много людей, и они разные. И поэтому так важно нам слушать друг друга. Учитель может что-то открыть одному, а через него уже узнают остальные.
Слова Господа, обращённые к Иуде Симонову Искариоту, и реакция на них возлежавших. «Но никто из возлежащих не понял, к чему Он сказал ему это. Ибо некоторые думали - так как у Иуды был денежный ящик, - что говорит ему Иисус; купи, что нам нужно к Празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим» (13:28-29). Если Евангелие от Иоанна не только о том, что было там и тогда, но и о том, что происходит с нами, то эта сцена показывает, что мы можем иногда (а может быть, и очень часто) совсем-совсем не понимать, что он говорит и делает, и для чего. Остаётся набраться терпения. И положиться на Него: Он знает, что делает.
Прощальная беседа.
Здесь — сразу очень важные вещи для нашей темы, потому что вся беседа — с учениками, посторонних здесь нет (и предатель ушёл).
«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. По этому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (13: 34-35)
Оказывается, ученики Мессии узнаются не по «догматическому богословию». Оно очень важно, потому что любовь и истина должны быть едины. Но одно только знание истины, без любви — не делает учеником.
«Это - заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (15:12). Это главное, это то, что объединяет учеников (потому что , если их ничего не объединяет, то они не церковь, но каждый сам по себе). И это то, что в отличии от всех других заповедей, Господь называет «заповедью новой».
Источник той любви, к которой Господь Иисус зовёт Своих учеников — это любовь, что имеет Отец к Своему Сыну. «Будущие отношения Христа с апостолами строятся по образцу отношений между Лицами Святой Троицы» [3, стр. 80]. Именно этой любовью Сын возлюбил людей (повторим ещё раз: всех людей. Но уверовавшие — это те, кто на неё откликнулись), и в ней Он призывает пребыть учеников. «Пребыть в ней» - ещё не значит любить самому. Это источник, причина, благодаря которой и мы сами можем начать любить, о чём говорит «новая заповедь» далее.
Какой любовью просит Сын Божий нас любить друг друга? Не такой уже, о какой говорила Ветхозаветная заповедь, которая говорила «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это сделать трудно, но можно. Любить так, как любит Он — это значит отдать жизнь. «Больше той любви никто не имеет, как кто душу свою положит за друзей своих. Вы друзья Мои» (15:13-14).
Что значит быть Его друзьями, Господь поясняет: «Вы друзья Мои, если делаете то, что Я заповедую вам.» (15: 14). Он избрал нас не только для того что б мы «пребыли в Его любви», грелись в лучах этого Солнца, но, что б и мы в ответ, этим же ответили. «Я избрал вас и поставил вас, чтобы вы шли и плод приносили, и плод ваш пребывал бы, чтобы, о чём бы ни попросили вы Отца во имя Мое, дал Он вам. Это и заповедую вам: да любите друг друга.» (15: 16-17)
Предсказание об отречении Петра. Из этого эпизода мы узнаём, что святой (святой в библейском смысле этого слова - посвящённый ему ) — не значит безгрешный. Впрочем, Господь знает будущее, и то, что Пётр всё же пойдёт за ним (пусть и после отречения), Господь тоже предсказывает.
Молитва во имя Иисуса.
«Верующий в Меня будет творить дела, которые Я творю, и большие этих будет творить, потому что Я иду к Отцу. И о чем ни попросите во имя Мое, Я сотворю, чтобы прославлен был Отец в Сыне. Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю» (14: 12-14) Как может верующий творит больше Мессии, ведь «ученик не больше Учителя»? Может, потому что во время Своей земной жизни Сын Божий пребывал в самоуничижении, самоумалении, кенозисе. Он добровольно отказался от всемогущества, всеведения (Мк. ??), и т. д. Верующие (Церковь, ученики) будут творить больше потому, что Он и Церковь суть одно, но при этом он, Глава Церкви уже у Отца, «по правую руку» (Символ). А значит, теперь Его всемогущество не умалено.
Обещание ученикам Святого Духа.
«Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек, Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет.» (14:16-17) Дух даётся не всем подряд, он не даётся «миру сему», Он даётся Церкви.
К апостолам, по слову Господа придут и Сын и Отец (14:23). Каким образом это будет происходить? Духом Святым. Он будет жить внутри учеников, в сердце; посреди их. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, Он вас научит всему и напомнит вам всё, что сказал вам Я» (14:26).
Виноградная Лоза.
Слова Господа о виноградной лозе и ветвях, может быть, ключевые для понимания этой темы: Христос и ученики.
а. Сам Сын Человеческий — это «виноградная лоза» (15:1). Небесный Отец (виноградарь) прославится тем, что ученики (ветви) принесут много плода (15:8)
б. Слова «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает ; и всякую приносящую плод, очищает , чтобы более принесла плода» (15: 2) объясняют нам, что значит менее ясное « кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф 13:12). Иметь, т.о. - это приносить плод, не иметь — не приносить его.
в. Часто говорится, что христиане очищен смертью Христовой, Его Кровью, пролитой на Кресте. Оказывается (15:3), что они очищены и через слово, которое Мессия проповедовал им.
г. Стихи 4-7 – о единстве учеников с Иисусом Христом. Принести плод можно только в союзе с Ним, ветви, отсечённые от Лозы — засыхают.
Пребывание в любви Христовой.
Господь уподобляет Свою любовь к людям — любви Отца к Своему Сыну. Пребыть в этой любви можно, если соблюсти заповеди Христа (любовь Христа к нам уже есть, она ничем не обусловлена. Но в ней можно пребыть, или не пребыть). Этот удивительный факт — Логос, Слово к нам относится так, как к Нему относится Его Отец раскрывает нам значение слов Господа Иисуса: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.»( (15:15). И ещё эти слова заставляют думать о том, что Его отношения с учениками — очень близкие, личные отношения:
«О чём ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна». (16:23-24)
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал». Тут — тайна сочетания свободной воли человека и предопределения Божия, которое нельзя понимать прямолинейно. Но Он, действительно, видит тех, кто может принести хоть какой-нибудь плод (15:16), и призывает их к этому.
Ненависть мира к свидетелям Христа
Только что Господь Говорил, что Он своих учеников избрал Сам (15:16). И вот уже оказывается, что избрал не просто, а избрал их от мира, потому ненавидит их мир (15:19). Ученики Христа «слеплены из другого теста», нежели мир. Поэтому, говорит Господь, «если Меня гнали, будут гнать и вас» (15:20)
Пришествие Духа Святого.
Духа Святого Сын Божий обещает не миру (также, как «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» 14:22) , а ученикам. Он, придя, «наставит их на свякую истину» (16:13), а значит, Откровение не закончилось. Значит, вслед за Священним Писанием, Бог открывает Себя через другие формы Священного Предания, которое и есть — жизнь Церкви (т. е. Его учеников), в Святом духе, руководимая Святым Духом.
Смерть и пришествие Иисуса Христа
«Истинно, истинно говорю вам : вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
Так и вы теперь имеете печаль ; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (16:20-23).
Это должно утешить учеников, которым Учитель предрекает в этом мире гонения, страдания, крест. Страдания - это ничто в их глазах (если есть достаточная вера) по сравнению с грядущей встречей с Ним.
Предсказание о предательстве учеников.
Никак иначе, чем «предательство» нельзя назвать то, о чём говорит Господь в 16:32:
«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною». Это боль, которую Бог пережил в Эдемском саду: те, кого он поставил рядом с Собой, отказываются от Него и уходят. Теперь Бог снова переживает это же. Но и тогда и сейчас Он знает, что вернёт их.Он победитель (16:33)
Первосвященническая молитва
«Я открыл имя Твое людям, которых Ты дал Мне от мира» (17:6) «Имя по семитским представлениям выражает сущность чего-либо. Следовательно, знание имени Бога открывает знание Его Самого» [3? стр. 87]
Сразу после молитвы о прославлении («Прославь Сына Твоего, что бы и Сын Твой прославил тебя» 17:1) Господь Иисус молится об учениках:
«Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
И всё Моё - Твоё , и Твоё - Моё; и Я прославился в них.
Я уже не в мире, но они в мире , а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (17:8-11)
Господь не только говорит о единстве, которое должно быть среди учеников. Он говорит и о том, для чего оно нужно:
«Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино .
Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино , и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.» (17: 19-23)
Выделим эту цель: единство учеников между собою (в любви) нужно,
-
что бы мир уверовал, что Иисус послан Отцом, и
-
что бы мир познал что Отец послал Сына и возлюбил их, как возлюбил Сына.»
В конце Первосвященническом молитвы Учитель снова противопоставляет мир, который Его не познал, и Своих апостолов, которые познали, что Он послан Богом-Отцом (17:25), и молится о том, что ученики были с Ним, и что бы с ними была Божья любовь (17: 24,26).
Ф. A. Лoбaнoв
|