"Йохан Себастьян Бах потерял маленькую дочь, а затем трех сыновей, а затем жену. Потом он снова женился, а потом он и его вторая жена, Анна-Магдалена, потеряли еще четырех дочерей и трех сыновей. Одиннадцать любимых детей.
Многие исследователи задавались вопросом: как Бах справился с этими потерями? Как он не переставал дышать, как его сердце не остановилось? А главное, как он мог продолжать писать музыку?
Дело в том, что Бах был очень искренним и глубоко верующим человеком. В конце партитуры он всегда писал «Одному Богу слава» («Soli Deo gloria»), «Иисус, помоги» («Jesu, juva»).
Причём эти надписи были для него не словесными формулами, но исповеданием веры, проходящим через всё его творчество и прославление Творца."
**
Эти слова Soli Deo gloria - один из 5 принципов Реформации в церкви. На скринах их список:
Далее.
Сперва краткая справка:
«Всеобщее священство — фундаментальный принцип теологии Реформации, согласно которому любой христианин может предстоять на богослужении (т. е. возглавлять его - Ф. Л.) и в таинствах, а также может принять исповедь. Впервые изложена в трактате Мартина Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520). В качестве обоснования доктрины «всеобщего священства» приводятся слова апостола Петра [который обращается ко всем своим адресатам - Ф. Л.]:
"вы — род избранный, царственное священство"
— 1Пет. 2:9
В основе доктрины лежит отрицание разделения церкви на мирян и священство. Мартин Лютер утверждал, что Иисус Христос дал власть ключей всем своим последователям, а не одной какой-либо фракции особо приближённых:
"Всякий крестившийся может считать себя уже посвящённым в священники."
Вместе с тем Лютер предостерегал, чтобы никто не становился пастором самочинно, но только по избранию общиной.»
Конец цитаты.
**
Думаю, принцип всеобщего священства христиан - самое важное открытие Реформации (хотя и остальные 4 принципа считаю Богооткровенными; последний - Soli Deo Gloria - мне видится скорее лозунгом, "слоганом", нежели богословским высказыванием).
Хотя, конечно, без Sola Scriptura (т. е. Слово Бога является ВЫСШИМ критерием и эталоном в вопросах веры и доктрины) возвращения к всеобщему священству не произошло бы*.
Так что первый принцип (Только Писание) - это необходимый фундамент для возвращения к всеобщему священству.
Это возвращение мне видится важнейшим вот почему:
"Принципы" (сперва их было 4) это богословие. Да, они верны и важны.Но не все люди богословы. Не все верующие думают о богословии, многим верующим важнее церковная практика, церковная жизнь.
И вот принцип всеобщего священства оказывается НАИВАЖНЕЙШИМ фактором, устраняющим посредников между Богом и детьми Божиими
"Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус "
1 Тим 2:5
Он становится настоящей революцией, возвращающей людям в их практической церковной жизни то, что принёс Христос (и то, что у них украли), который (Христос):
устранил иерархию,
устранил ветхозаветное жреческое священство,
не устанавливал деления своих учеников на "классы", сорта.
Мы не видим, что бы Иисус в Своей общине провёл бы разделение на столько категорий:
Ни на 2 - миряне и служители (обыденное представление)
Ни на 4 - миряне, полусвященники, священники и сверхсвященники (православная система)
Ни на 5 - миряне, полусвященники, священники, сверхсвященники и первосвященник (католическая система).
(В церкви- общине учеников Иисусовых - есть, согласно НЗ различные призвания, "функции" из 1 Кор. 12. Об этом см в другом тексте. Но это различие функциональное, а не качественное. Это не есть разделение на
- священников
- НЕсвященников)
Остаётся вопрос о роли апостола Петра. Он видится неким старостой (староста по гречески, кстати, звучит "пресвитер") общины апостолов. Но это выделение его есть скорее освящение самого принципа лидерства, которое
и может существовать,
и может быть полезным.
Не установление единого "главы" всей церкви по всей вселенной ("вселенная" везде в Библии значит "населённая земля"), потому что мы не видим в церкви, как она описана в Деяниях и Посланиях "папского" статуса ап. Петра. Не видим мы никаких оснований и для изобретения института "преемников Петра".
Но лидерство, руководство (т е тот или иной порядок, а не хаос и не анархия) в общинах возможны и полезны. Об этом говорится в Посланиях. (1 Кор 14:33 и др.)
Но это скорее должна быть функция координирования. Вспомним, как староста студенческой группы
ведёт списки, следит за расписанием, доносит до людей информацию, собирает взносы и тд. Но не осуществляет свою власть над членами группы, другими студентами. (И именуется, конечно, по имени, а не "отцом", не "владыкой" и не "монсеньёром" :D)
В соответствии со словами Господа:
Иисус же, подозвав их, сказал:
Вы знаете,
что князья народов господствуют над ними,
и вельможи властвуют ими;
но между вами да не будет так:
а кто хочет между вами быть большим,
да будет вам слугою;
и кто хочет между вами быть первым,
да будет вам рабом;
так как Сын Человеческий не для того пришёл,
чтобы Ему служили,
но чтобы послужить
и отдать жизнь Свою для искупления многих.
(от Матфея 20:25-28)
8.3.2024
Тезисы о церкви
1️⃣ Новый Завет называет священниками ВСЕХ верующих, всех учеников Иисуса. И именно такова была практика и вера апостольской церкви.
Петр пишет ВСЕМ христианам:
«Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.» ( 1 посл. 2 глава)
Возглавлять Вечерю Господню (Трапезу за столом) мог любой мужчина - полноправный член христианской общины
2️⃣ Были особые харизматические служения - см. у апостола Павла 1 письмо Коринфянам 12 глава:
Особое ВНИМАНИЕ с 27 стиха:
Никто не сможет сказать: «Иисус — Господь», если в нём нет Святого Духа.
Есть разные дары, но их дает один и тот же Дух.
И есть разные виды служения, но одному и тому же Господу.
И есть разные виды деятельности, но во всех действует для всех один и тот же Бог.
Каждому дано проявление Духа для общего блага.
Одному Дух дает дар мудрой речи; другому тем же Духом дается дар передавать знание; третьему, тем же Духом — дар веры; или дар исцелять болезни — тем же Духом; или дар творить чудеса, или пророчествовать, или различать, что от Духа, а что нет; у этого дар языков, у того — истолкования сказанного на языках.
Но всё это совершает один и тот же Дух, дающий разным людям разные дары по своему усмотрению.
Возьмём для сравнения человеческое тело — оно одно, а органов в нём много, но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело.
Таков и Христос — ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: иудеи и греки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа.
Ведь тело состоит не из одного органа, а из многих. Если нога скажет: «Я не рука, я не принадлежу этому телу», разве от этого она перестанет быть частью тела?
Или если скажет ухо : «Я не глаз, я не принадлежу этому телу», разве оно перестанет быть частью тела?
Если бы всё тело состояло из одного глаза, как бы оно слышало? А если всё тело — ухо, как бы оно обоняло?
Однако Бог поместил все органы в одном теле и каждому из них отвел место по Своему усмотрению. Будь всё одним органом, где же тело?
И вот в результате органов много, а тело одно.
Глаз не может сказать руке: «Я в тебе не нуждаюсь».
Или голова ногам: «Я в вас не нуждаюсь». Напротив, те органы, которые кажутся наиболее слабыми в теле, оказываются насущно необходимыми. А те, которые кажутся наименее «почтенными», их-то мы и укутываем наиболее тщательно. И с самыми неприглядными обращаемся с наибольшей заботой, какой не требуют более красивые.
Но Бог так составил тело, что наиболее обделенному органу оказал особую честь,
чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге.
И если страдает один орган, плохо и всем остальным. Если в почете один орган, радуются и все остальные.
27 Вы все вместе — Тело Христа. Каждый из вас — один из его органов и часть Тела.
В Церкви Бог, во — первых, назначил апостолов (посланников, видевших Иисуса)
во — вторых — пророков,
в — третьих — учителей;
потом идут те, кому дана сила творить чудеса;
потом — дар исцелений;
потом — помощи,
руководства,
дар говорить на неведомых языках.
Разве все апостолы?
Все пророки?
Все учителя?
Все творят чудеса?
У всех дар исцелений?
Все говорят на языках?
Или все способны их истолковывать?
Но стремитесь к высшим дарам»
**
3️⃣Были и хозяйственные служения. Это выше см. в 1 Кор 12 дар помощи (диаконы), дар руководства (смотрителей-епископов = старейшин-пресвитеров)
Также внимательно читайте 4 главу письма Ефесянам.
4️⃣ Очень быстро происходит:
а. Захват власти завхозами из пункта 3.
б. Отождествление их чисто административной власти с властью "духовной" (роль посредников - то есть священников). Противопоставление 3 степеней "священства" всем остальным, которых объявляют не священниками, а "мирянами".
5️⃣ Одновременно Игнатий Антиохийский продвигает идею
- особого выделения одного епископа из коллегии пресвитеров (до того эти слова синонимы)
- наделения этого 1 епископа властью надо всеми.
(Возможно, письма Игнатия подложные, позднейшие. Или сфальсифицированные отчасти.)
6️⃣ Всё, конструкция готова. Теперь
-ВЛАСТЬ в церквах монополизирована завхозами.
-Ими же монополизировано звание "священник", то есть Богообщение должно осуществляться через них.
-Выстроена конструкция из 3 степеней иерархического "священства".
- но РЕАЛЬНАЯ власть (и раздача "таинств", то есть управление "мистериями", "реальным Богообщением") только у высшей степени - у смотрящих (смотрителей, епископов)
- (духовные виды служения в церквах маргинализированы и сведены на нет).
- со временем выстраивается ещё более громоздкая вертикаль пирамида власти, где доминировать над (некогда высшей) ступенью епископов начинают митрополиты, а потом
доминировать над (некогда высшей) ступенью митрополитов начинают
патриархи (впоследствии на Западе над всеми начинает доминировать и вовсе один деятель - "папа". Здесь разница только в степени централизации, но не в сути- суть одна: захват а
власти административной и "духовной" над христианами. Её захватили те, кому ✝️Мессия этой власти не давал. Оформлен этот захват лживым ярлыком "преемники апостолов").
7️⃣. Изначально, по тексту "Нового Завета" все верные это святые и это священники.
Те, кто осуществлял переворот лишили всех верных именования и прав священства, и отдали их выделенной касте живых функционеров и держателей кассы (как мы сказали выше). Но также их лишили и именования и святыми, отдали его выделенной касте тех, кто уже умер. Теперь живые считались более не святыми, поэтому жить непорочно стало необязательно, стало можно жить как получится (ну, и заодно, если потребуют, грешить по приказу кесаря, государства). А для ритуального регулярного "снятия грехов" самоназначенные "священники" (клирики) присвоили себе право "отпускать грехи"
Также жрецы (по гречески иереи) и сверх-жрецы (по гречески архиереи) монополизировали совершение Вечери Господней, из-за чего без их санкции верующий не имеет доступ к причащению Христу (главное священнодействие христианской общины).
Было (по Новому Завету):
Один раз, обратившись, покаялся.
Живёшь непорочно
Стал и называешься святым
Имеешь связь с Богом напрямую непосредственно
Пребываешь во Христе и Христос в тебе (по вере) (Учапстие в вечери. в Литургии лишь выражение этого пребывания во Христе и Христа в нас)
Конечно, христиане тоже не идеальны. И святые (в этом понимании) могли упасть и падали. Но тогда, после покаяния перед Богом (непосредственно перед Богом - , но, возможно, пред лицом общины), падшие каялись. И община (после испытательного срока) снова принимала в свои ряды кающегося.
Стало (после "революции завхозов"):
Крестили во младенчестве, значит, покаяния не было
Живёшь "как все"
Остаёшься и называешься грешником
Значит, нужна периодически:
Связь с Богом ("исповедь") - через посредника (клирика)
Чтобы оказаться во Христе (и Христос в тебе) - то есть участвовать в Вечери, в Литургии - нужен посредник (клирик). Без его разрешения ты не имеешь права на саоедлинение со Христом и, значит, де-факто, отделён и от церкви.
Ф. А. Лобанов
Про видео с Сашлиевым
Так странно... Серьёзные люди на полном серьёзе обсуждают беседу хитрого Серафима с этими ужасными Емельяновым и Шишковым о "священстве".
Я не смотрел, но осуждаю.
Осуждаю, но рецензию прочёл.
Из неё узнал, что там прозвучало, да, прозвучало, что "в Евангелии нет священства" .
И всё равно обсуждали (то, чего нет) 2 часа...
Это верно. Мессия отменил деление на жрецов и профанов, на клир и мир.
Поэтому деление на мирян и священников это ересь. В смысле, искажение Евангелия.
Уж извините, кого шокирует эта формулировка. Но не могу иначе, это правда. Как говорит одна блогерша, "не верьте мне, откройте Библию и убедитесь во всём сами" .
Действительно, перечитайте Новый завет и посмотрите - есть там миряне и священники, или нет?
"Гимны Деве Марии посвящали протестантские поэты: великий немецкий поэт 17 века Андреас Грифиус и романтики Фридрих Гельдерлин и Новалис" (Оксана Куропаткина напоминает)
**
Да. Первые, основные, ключевые протестанты (без которых ничего бы и не было) это лютеране. Они не отвергают ни церковного почитания Пресвятой Девы, ни икон, ни святых, ни распятия, ни церковной традиции.
Другое дело, что (и в этом они совершенно правы), что Традиция (она же Предание церкви) не может и не должно заслонять Св.Писание, потому что Писание должно стоять надо всем и быть критерием всему. Поскольку Оно суть Слово Божие. А Предание это уже наши, человеческие практики и мнения (пусть даже и правильные и добрые).
И с этим я совершенно согласен.
Поэтому один из 4 (первоначально их было 4) принципов Реформации можно точнее перформулировать с Sola Scriptura (Только Писание) на Prima scriptura, (то есть Во-первых Писание). Это доктрина, утверждающая, что Священное Писание является «первым» или «выше всех» других источников для христиан).
Выше всех - это правильно и разумно. Потому что нет ни одной (в том числе протестантской, в том числе евангельской) церкви без традиции/предания. Как сказал один остроумец "Даже если вы утверждаете, что в вашей церкви нет предания, ЭТО и является вашим преданием").
Так что достаточно чётко и внятно зафиксировать:
Библия - Слово Бога.
Традиция/предание суть явление человеческое. Поэтому оно ВСЕГДА на 2м месте. НИКОГДА не выше Библии. И судимо и оцениваемо должно быть с точки зрения Библии, как критерия.
Достаточно поставить что-то выше Слово Божия и сразу всё переворачивается с ног на голову. Возникает отменённая Христом иерархия, перетолковывается Его учение (когда вместо "Не убий" учат "Убий!"), кесарю воздаётся Божие и много ещё чего по мелочи...
Но том, как-грится, стою...
6.08.2023
Про "апостольское преемство"
«Мы видим на исторической арене:
1. Христа и его учеников-апостолов
2. Затем служителей слова - харизматов первых полутора веков (апостолов, пророков, дидаскалов) связующих общины, внутри же общин действуют избираемые функционеры-делегаты - епископы и диаконы (В новозаветных текстах слова пресвитер и епископ понимаются как синонимы -прим. Ф. Л.)
Постепенно закладываются принципы "монархичекого епископата" (если не сказать - "авторитарного"), а затем и принципы поместной иерархии (клерикальной кастовой корпорации), и с началом проекта "равноапостольного" императора-язычника Константина мы наблюдаем постепенную постройку назначенческой структуры, в результате вытесняющей епископов, избираемых общинами. Отношения в новой структуре теперь замешаны исключительно на праве - "божественном праве" этих новых "епископов"-назначенцев учить, "совершать таинства", прощать грехи или предавать анафеме и проч. и проч.
3. Наконец, последний этап - назначенцы.
4. Об истории одной большой мистификации
Можно было бы попробовать оправдать "естественность" наступления последнего этапа "назначенчества" тем, что "меняются лишь формы" притом "при сохранении внутреннего содержания".
Однако, в отношении к исследуемому нами вопросу - происхождению понятия "апостольское преемство" - приходится прийти к однозначному выводу, что в той трактовке, в которой иерархия с четвертого века пытается преподнести свое "божественное право", исходя из своего притязания на "мануальную передачу апостольских даров", оно не находит подтверждения в древности, в самих принципах жизни первохристианской Церкви.
Приходится признать, что в первые века такое "апостольское мануальное преемство" было неизвестно и никем не наблюдалось, а входит в оборот (при апологии "божественных прав" епископата) как нововведение лишь с третьего-четвертого века и является по сути позднейшей мистификацией, а ведь именно на этой мистификации и строит основание для своей "духовной власти" весь назначенческий епископат последние полтора тысячелетия.» (k)
|