Фёдор Алексеевич Лобанов
О православии как евангельском христианстве
и
об экуменизме старом и новом
1.
Во всех христианских исповеданиях («конфессиях») есть христиане библейские. Евангельские.
Формально «евангельскими» христианами себя называют с одной стороны, баптисты, с другой, пятидесятники, ещё есть Евангелическая Лютеранская Церковь.
Но, спасибо протестантам, в XX веке появились и среди католиков и среди православных те, кто хочет в большой мере основывать свою веру на Слове Божием.
Хотя и для нас, православных, для римо-католиков равно значимо Св. Предание, наряду со Св. Писанием, но именно Писание начинает в новое время с определённого момента осознаваться, как основа, как критерий, как сущность Откровения Божия.
Но это осознание не что-то новое для традиционных церквей! Что было средоточием веры для отцов Церкви, для главных деятелей и наставников первых веков христианства (до VIII века)? Оно же , Слово Божие! На него направлено всё внимание их, над ним они размышляют, его толкуют и изучают, в нём черпают познание.
Я люблю повторять, что «святые отцы призывали читать не святых отцов, а Писание». Поэтому, если хотим учиться у «святых отцов» надо возвращаться к Библии...
2.
Но добавлю, что стать христианином библейским (к какой бы конфессии вы не принадлежали) это условие (чтобы пребывать в Истине) необходимое, но не достаточное. На это меня наводят наблюдения, как много среди читающих священный Текст людей духа фарисейского, формального, начётнического, непросветлённого.
Что же надо добавит ещё? Ученичество у Иисуса. У Христа, Сына Божия.
Ученичество — это личные отношения, это внимание (от слова «внимать» к тому, что говорит Он сам (а не то, как перетолковывали Его слова желающие стать посредниками, см. 1-е послание Тимофею 2:5)
Для ученика Божественный Учитель Сам становится критерием, что такое хорошо, а что такое плохо.
Если кто-то поправляет Учителя, то прав Учитель. Кто бы это ни был — великий святитель (для кафоликов), основатель вашей конфессии (для протестантов), религиозный писатель, приходской пастырь или знаменитый религиозных философ (или новоявленный пророк).
Он становится центром (а не кто-то из святых, из писателей, пастырей, и пр. из предыдущего абзаца.)
3.
Когда два эти условия выполнятся: базирование на Библии и христоцентричность — вы оказываетесь в Истине. Поскольку Истина - Христос, а Он говорит «Всё Писание свидетельствует обо Мне» (Евангелие от Иоанна 5:39)
Для моей родной (всю жизнь в ней пробыл) Православной церкви очень важны также истины, которые Бог открыл Своей Церкви в догматах. Надо понимать, что эти истины открывает тот же Самый Бог, что открылся людям во Христе. Поэтому никакого противоречия между тем, Как Бог открывается в Своём Слове и в Своём Помазаннике — и тем, что Он открывает в догматах на Вселенских Соборах — нет, разумеется.
(Имеются ввиду догматы о том, что Бог Един в Трёх Лицах, о соотношении Божественного и человеческого в единой личности Христа, «Символ веры» и некоторые другие)
Но ведь догматы были даны в определённое время? Как Церковь жила в предыдущую эпоху?
Церковь живёт во времени. Да, для апостолов или для отцов первых веков (Иринея, Иустина, Поликарпа, Афинагора и др.) догматы ещё не сформулированы, эти святые отчасти «продвигались на ощупь». И это не мешало им пребывать в правой вере.
Но теперь, к счастью, Духом Святым (через отцов Вселенских Соборов IV – VIII веков) сформулировано то, что придаёт строгость и точность нашему мышления о Боге и о тайне спасения.
Именно поэтому эти догматы берут за основу не только традиционные Церкви, но и все протестантские исповедания (к сожалению, есть и такие, которые отвергли учение о Боге Едином в Трёх Лицах; о них мы сейчас не говорим; они явно отступили от магистральной дороги, по которой Бог ведёт Свою Общину, распространённую по всей земле).
Таким образом, этот пункт — признание догматов Церкви назову третьим и тоже важным для того, чтобы не отступить в сторону от Царского Пути. (тут хорошо бы подчеркнуть важность просвещения и вред невежества. Ведь большинство верующих во всех конфессиях имеют мало представления о догматах).
Но третий пункт он и есть третий. Не первый и не центральный.
4.
А теперь я перейдём к теме экуменизма. Хочется разобрать смысл этого слова и исследовать, какие явления стоят за ним (а их много).
Сперва я дам определение, которого придерживаюсь сам.
Это понимание и ощущение того, что, несмотря на различия в понимании некоторых вещей (а эти различия реальны), в главном разные христиане могут быть едины. И это единство ВАЖНЕЕ тех различий, которые есть.
Разделения и различия носят не роковой характер; единство продолжает существовать поверх них, потому что Христос, объединяющий Своих последователей — Един.
Этому определению могут быть разные возражения.
Возражение с одной стороны будет заключаться в том, что различия, напротив, фатальны и приводят к полному отделению «заблудших» от истинной Церкви.
(Истинной Церковью при этом всегда считается своя: католик считает таковой Римо-Католическую, православный - Вселенское Православие, православный раскольник считает таковой Церковью свой толк, если такой противник экуменизма — баптист, он сочтёт отпадением от истинной Церкви когда его собрат заговорил на языках и т. д. И т. п. )
Другая сложность с этим моим определением будет в следующем. Оно говорит о единстве в главном, но что именно является главным — в том-то и могут разойтись представители разных направлений.
Ясно, что если для верующего главным является :
нахождение в юрисдикции епископа определённого города (Рима, например);
старый обряд и неисправленные книги;
вера в уже упомянутых «святыхоЦЦов» (sic)
принципиальное отвержение изображений в ходе богослужения
или другие факторы — они никогда не сочтут христиан, отличающихся от них - своими братьями-сёстрами.
Но для того я и сформулировал в первых 3 пунктах, что именно должно стоять во главе угла, чтобы мы с вами не приняли второстепенное за главное.
Тот, кто идёт за Христом Иисусом и опирается на Божье Слово придёт к Отцу, даже если его путь кажется нам кривым, скользким или пролегающим через «другие земли», нежели наш путь. Конечно, опираться на догматы очень желательно, но, как показывает опыт Древневосточных Церквей, даже если с этим есть сложности, Бог выведет на правильную дорогу рано или поздно в случае сохранения доброкачественности духовной жизни.
А духовная жизнь это (повторим) ЛИЧНЫЕ отношения с Богом во Христе, это правильная жизнь с Богом и с братьями/сёстрами по вере. Если есть она, правильные мысли приложатся.
Если есть правильные и супер-правильные мысли («правоверие»), но нет правильной духовной жизни — эти правильные мысли (и знание наизусть хоть бы и всех догматов) не принесут никакой пользы.
Когда вам скажут , что единство должно быть в истине, ответьте так:
Да, верно! Истина это Христос. Значит, быть в Истине это значит пребывать в Нём и с Ним.
Знание Иисуса Христа, жизнь с Ним имеет центральное значение. Теории, даже самые правильные, третьестепенны.
(Я сейчас говорю о том, что с Ним реально (а не теоретически) могут отказаться и те, кто, как вам кажется, заблуждается в теориях.)
5.
«Экуменизмов» много.
Некоторые из ниже перечисленных явлений, возможно и создали отрицательное отношение у многих верующих к этому слову. (Хотя надо заметить — если говорить о Русской Церкви - что отрицательное отношение целенаправленно насаждалось в эпоху ридигеровщины. В предыдущие 100 лет Русская Церковь вполне здраво и аккуратно шла по пути поиска точек соприкосновения с инославными христианами и это не рождало протеста у простых верующих людей).
Что же это за «разные экуменизмы»? (Или то, что люди понимают — верно или неверно — под этим словом)
а. РЕЛИГИОЗНЫЙ СИНКРЕТИЗМ это не экуменизм. Я не буду здесь рассказывать историю термина «экуменизм» (желающие могут обратиться к соответствующей литературе). Просто поясню, что под ним не подразумевается ни взаимодействие с другими религиями, ни тем более слияние христианства с другими религиями. Под ним подразумевается только единство (или стремление к единству) между христианами.
б. УНИАТИЗМ — это не экуменизм. Это стремление подчинить всех единой организационной структуре. Скажем, папская власть готова терпеть различия во мнениях и в обрядах, лишь бы те или иные общины верующих признали юрисдикционную власть Рима. Такого рода присоединение к Риму, с сохранением отличающегося от латинства обряда, богословия и практики именуется унией. Это не экуменизм. В экуменизме каждый остаётся верен своему (избранному им самим ) пути и его собственной церкви.
в. Объединения в международных ОРГАНИЗАЦИЯХ церквей. Обычно, это просто съезды церковных бюрократов, любящих заседать и преследующие, как правило, политические цели, а вовсе не духовные (богословском индифферентизм не обязателен при этом, но может присутствовать). Пример этого - Всемирный Совет Церквей, в котором Русская церковь участвовала по приказу советской власти и исполняла там её поручения.
С этим явление тесно связано следующее:
г. ЭКУМЕНИЗМ НАЧАЛЬНИКОВ. Во всех конфессиях есть множество начальников, которые довольно равнодушны к вопросам богословия или к самой истине, и, в этом смысле, начальник из другой конфессии им всегда (классово) ближе, чем простолюдин из его же собственной церкви.
д. НИЗОВОЙ экуменизм. Это добрососедское существование верующих, обычно в областях или странах, кто рядом живут представители разных традиций (Белоруссия, Западная Украина, Прибалтика, Германия, США и т.д.), но не обязательно. Бывает, что бабушка католичка, а внучка сознательная православная, но никакого антагонизма это не рождает, так как простым люди, которые знают и видят друг друга, невозможно внушить ужас перед «ужасными» / схизматиками, папистами, «лютерами»/ нужное подчеркнуть/. Простые люди прекрасно видят, что представители иных традиций это такие же верующие, как и они, пусть обряды и не похожи, а богословски простой человек редко образован.
е. Экуменизм БОГОСЛОВСКИЙ. Это явление как раз происходит не от простоты, а от хорошей осведомлённости. Любой грамотный и вменяемый богослов читает и изучает книги своих коллег из др. церквей, черпает оттуда полезное для себя, вполне может встречаться и обсуждать с коллегами общие темы, не считая их «проклятыми» и заблудившимися, но, напротив, уважая их убеждения (при этом не разделяя их).
6.
Что же такое экуменизм Духа? Это воплощение в жизни того, о чём Христос Иисус молился Своему Отцу в ночь перед арестом, накануне того, как Его убьют.
Это важный момент. Перед смертью человек говорит о действительно важном. Просит о самом существенном для себя.
А Он Просит Он о единстве Его учеников. Его ученик это тот, кто пошёл за Ним и для кого слово Христово — истина.
Давайте послушаем:
«Иисус и, подняв глаза Свои к небу, сказал:
Отче, пришёл час. Прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя,
так как Ты дал Ему власть над всякою плотью,
чтобы всем, кого даровал Ты Ему, дал Он жизнь вечную.
А жизнь вечная в том, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога,
и Кого Ты послал: Иисуса Христа.
Я Тебя прославил на земле, совершив дело, которое Ты дал Мне сотворить.
И теперь, прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого, славою,
которую Я имел, когда мира ещё не было, у Тебя.
Я явил Твоё имя людям, которых Ты дал Мне от мира.
Твои были они, и Мне Ты их дал, и слово Твоё они соблюли.
Я о них молю, не о мире молю, но о тех, кого Ты даровал Мне, потому что они — Твои;
и всё Мое — Твое, и Твоё — Моё, и Я прославлен в них.
Освяти их истиною: слово Твоё — истина.
Как Ты послал Меня в мир, — и Я послал их в мир;
и за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
И не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
чтобы все едино были,
как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,
чтобы и они в Нас были,
чтобы веровал мир, что Ты Меня послал.
И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им,
да будут едино, как Мы едино.
Я в них, и Ты во Мне,
да будут они совершенны во едино, чтобы знал мир, что Ты Меня послал
и возлюбил их, как Меня возлюбил.
Отче! То, что Ты даровал Мне, — хочу, чтобы, где Я, и они были со Мною,
да видят славу Мою, которую Ты даровал Мне,
потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Отче праведный, и мир Тебя не познал,
но Я Тебя познал,
и они познали, что Ты Меня послал.
И Я поведал им Имя Твоё и поведаю,
чтобы любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них была,
и Я в них.»
(Евангелие от Иоанна 17 глава)
**
Очевидно, что Господь хочет единства Своих учеников. И это не организационное единство (оно невозможно при распространении веры по всей земле, и в древней Церкви его не было - лишь довольно поздно папизм попытался создать дисциплинированную единую структуру, но не в неё не вошли как восточные церкви, всегда бывшие самостоятельными и от запада и друг от друга, и возникшие позже протестантские общины), но единство духовное, , его ощущение, осознание, осуществление в духовной практике.
И см.определение такого единства поверх различий (которые неизбежны) выше, в п.4.
В чём такое единство проявляется:
в открытости друг другу, в желании научиться друг от друга чему-то хорошему (кроме предметов разделяющих, есть и объединяющие, и их больше ), в возможности молиться вместе (даже если официально, т. е. в предыдущую эпоху, не было общения в таинствах), осознание себя братьями и сёстрами (ведь Отец у нас один).
7.
Все пункты-главы выше могли быть написаны и 5 и 10 лет назад. Теперь, в ходе начавшейся войны, которая многими из нас воспринимается (на это есть основания), как война последняя - Армагеддон - тема экуменизма (христианского единства) перемещается в новую плоскость.
Грядущий антихрист (тот, кого Царь-Мессия победит, «убьёт дыханием уст Своих» 2 Фесс 2:8) хочет объединить человечество под своей, антихриста, единой властью. При этом, христианство, разумеется, очень опасно для него и поскольку он не в силах полностью стереть его с лица земли, он предпринимает усилия для выхолащивания его, для подмены его внутренней сущности с помощью хитрости, обмана, с одной стороны и давления, с другой.
В духе тенденции объединения всего и вся для удобства управления антихрист предпринимает усилия и для объединения лояльных ему (его «новому мировому порядку») церковных лидеров (и тех, кто подчинится их власти). Возможно, это единство будет укрепляться.
С другой стороны, и противостоящие прельщению и обману христиане есть во всех церквах, во всех без исключения исповеданиях. Очевидно, что если они усматривают своё духовное родство не только в том, о чём сказано в пп. 4 и 6 настоящей статьи, но и в общем деле противостояния Отцу Лжи - дьяволу (и используемых им для войны против человечества « «зверей», Откр.13), то их внутреннее единство имеет совершенно иную природу, нежели единство принявших «новую нормальность» христиан.
-
В случае «ново-нормальных христиан» подменяется суть веры. Проповедуются процедуры, лишающие людей данной Богом свободы (Библия говорит, 2е послание к коринфянам 3:17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Послание галатам 5:13 К свободе призваны вы, братья)
Внешность церковности у «ново-нормальных» (ново-мирово-порядочных) отчасти сохраняется (только отчасти, потому созданные Богом лица приказано скрыть, а на совершение Таинств накладываются ограничения, иногда делающие невозможным их совершение), фразеология тоже сохраняется, но дух подменяется на противоположный. Тут надо заметить, что Антихрист не только против Христа (Царя-Мессии), он и вместо Него. Он стремится претвориться Христом, выдать себя за Него и занять в душах людей его место. Для этого он должен маскироваться, выдавать себя за Христа. Должен имитировать его (все эти «спаси жизни», «береги старушку» и прочее из этого арсенала). Вспомним, что диавол без проблем цитирует и Священное Писание (Лк 4:10-11 и др.). Это на случай, когда где-нибудь на телеканале «Спайс» вас начнут убеждать принять «новую нормальность», подкрепляя этой Библией.
-
Христиане противостоящие отцу лжи знают, что до последнего момента земной истории князь мира сего не смирится со своим поражением (которое Иисус нанёс ему Своей смертью на Кресте) и поэтому будут притеснения и гонения. Они знают, что враг попытается обмануть и уже обманул многих христиан. См, здесь.
Они крепко держатся за суть новозаветного провозвестия и за Самого Спасителя, Сына Божия, который сказал «Я остаюсь с вами во все дни до скончания мира» ( Матф. 28:20)
Мы не потеряем Его реальное присутствие (а значит, мы причастны, приобщены к Нему), потому что Он Сам нам сказал «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Евангелие согласно Матфею 18:20)
Читающий да разумеет.
26 сентября 2021, накануне Крестовоздвижения