ПРИНЯТИЕ ВОЛИ БОЖИЕЙ
Молитва Господня.
Также в русле Нагорной проповеди находится предписание Дидахе о молитве, которая не должна быть частой и многословной как у «лицемеров» (8.2-3/Мф 6:5-13). Содержательную сторону Молитвы Господней мы рассмотрим ниже, теперь же отметим, что всё «молитвенное правило» Начальной Церкви сводилось к ее троекратному произнесению в течение дня (Дидахе 8.3), очевидно, в связи с приемом пищи.
Молитва Господня («Отче наш») впервые находит свою письменную фиксацию в Учении (Дидахе) (8.2) весьма близкую той, что в дальнейшем стала известна по Мф 6:9-13. Ее первые три прошения обычно рассматриваются в эсхатологической перспективе, имея ввиду, что
святость имени Бога будет признана всяким сознанием,
Его Царство будет принято всеми, а
Его воля будет выполняться во всем.
Однако в данном случае речь также идет и о текущей жизни Церкви и каждого ее члена, для которого имя Бога свято, а к Его Царству он принадлежит уже теперь, следуя Его воле и прося о необходимом для поддержания сей временной жизни и о прощении своих согрешений, на что он смеет претендовать, потому что сам простил виновных перед ним.
Свидетельство Павла (1 Кор 15:19) и его увещание (1 Кор 10:13) на фоне галахи в Дидахе 3.10 и прошения в Молитве Господней (Дидахе 8.2/Мф 6:13; Лк 11:4).
Также, по всей видимости, ко времени написания Павлом его 1-го послания в Коринф (53/54 г.) в среде языкохристиан появилась суетная потребность видеть в Господе Иисусе того самого привычного «Божественного Мужа», к которому можно обращаться, прося об исцелениях, подобно тому, как ранее они с такими прошениями обращались к греческому богу врачевания Асклепию. Отсюда и известный упрек Павла коринфским христианам, явно включающий в себя намек и на эту практику: «…если мы только в этой жизни возложили надежду на Христа, то мы несчастнее всех людей» (1 Кор 15:19).
Дидахе, будучи самым ранним литературным свидетельством учения Иисуса, адресованного Его апостолами языкохристианам, ничего подобно не знает. Почему его галаха гласит:
«Выпадающие на твою долю обстоятельства принимай как благо,
зная, что без Бога ничего не происходит»
(3.10).
Понятно, что среди всевозможных печальных обстоятельств, именно болезни в жизни человека выходят на первое место, составляя для него серьезное испытание. Не случайно поэтому в образцовой молитве, данной Иисусом Своим последователям, есть такое прошение к Богу: «И не подвергай нас испытанию» (Дидахе 8.2/Мф 6:13; Лк 11:4), которым молящийся свидетельствует перед Ним осознание своей бренности и признание Его полной власти над собой. Очевидно, что имея его в виду Павел впоследствии укажет:
«Верен Бог, Который не допустит,
чтобы вы были испытаны сверх сил,
но вместе с испытанием Он даст и выход ,
чтобы вы смогли его перенести»
(1 Кор 10:13).
Понятно, что для Павла таким выходом в случае тяжкой болезни была смерть, которая становилась для него приобретением/выгодой (Флп 1:22), поскольку за ней для него следовала встреча с Христом в воскресение мертвых, на которой он надеялся.
|