"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 19.04.2024, 15:05
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библия [42] Апологеты ранние [7]
Ипполит Римский [2] Иустин Философ [4]
Поликарп Смирнский [2] Ириней Лионский [4]
Ипполит Римский [1] Климент Римский [1]
Максимилиан Мученик [3] Маврикий Фиваидский [0]
Мартин Турский [3] Тертуллиан [3]
Ориген [6] Афанасий Великий [3]
Григорий Богослов [4] Григорий Нисский [6]
Иоанн Златоуст [9] Василий Великий [7]
Феодорит Киррский [0] Амвросий Медиоланский [4]
Беда Достопочтенный [5] Григорий Двоеслов [2]
Тимофей Александрийский [0] Исаак Сирин [1]
Макарий Великий [1] Симеон Новый Богослов [4]
Борис и Глеб [1] Сергий Радонежский [1]
Андрей Рублёв [1] Нил Сорский [1]
Тихон Задонский [1] Серафим Саровский [2]
Феофан Затворник [1] Владимир Соловьёв [0]
Спиридон Кисляков [4] Георгий Флоровский [1]
Александр Мень [47] Георгий Чистяков [10]
Александр Шмеман [4] Георгий Великанов [4]
Андрей Алёшин [0] Августин Блаженный [9]
Иероним Стридонский [2] Иоанн Дамаскин [3]
Антоний Блум [9] Иоанн Кассиан Римлянин [2]
Паулин из Нолы [1] Фёдор Лобанов [57]
Дионисий Александрийский [1] Андрей Критский [4]
Максим Исповедник [2] A114n [1]
Мартин Лютер [3] Чарлз Додд [1]
Английский христианский писатель, библеист, богослов
Алексей Емельянов [0] Андрей Ерёмин [1]
Евгений Агеев [1] К.М.Антонов [1]
Патриарх Афинагор [1] Марина Ахмедова [1]
Андрей Белоус [1] Олег Бородин [1]
Павел Великанов [0] Карло Мария Вигано [5]
Ефрем Ватопедский [1] Надя Гаврилова [1]
Хусто Гонсалес [0] Иоанн Кронштадский [1]
Данте Алигьери [1] Михаил Желтов [2]
Илья Забежинский [0] Ианнуарий (Ивлиев) [1]
Максим Калинин [1] Михаил Калинин [1]
Стилиан Карпатиу [1] Каллист Уэр [0]
Патриарх Кирилл [5] Оливье Клеман [4]
Александр Королёв [3] Юлия Лапина [1]
Георгий Митрофанов [2] Михаил (Мудьюгин) [0]
Николас Томас Райт [2] Пётр (Прутяну) [0]
Луи Пастер [2] Леонид Поляков [1]
Дмитрий Поспеловский [1] Станислав Романовский [1]
Мария Рябикова [0] Кассия (Сенина) [0]
Николай Колчуринский [1] Яков Кротов [3]
Олег Сафонов [1] Марина Струкова [1]
Дарья Сивашенкова [3] Виктор Судариков [1]
Саймон Тагуэлл [1] Владимир Тимаков [1]
Александр Ткаченко [1] Алексей Утин [1]
Геннадий Фаст [1]
Протоиерей
Джон Хот [0]
Серафим (Сигрист) [0] Михаил Чернов [1]
Михей Шаповалов [1] Михаил Шкаровский [1]
Георгий Эдельштейн [2] Эразм Роттердамский [1]
Ирина Языкова [1] Владимир Якунцев [0]
Порфирий Шутов [2] Александр Захаров [0]
Гифес Л Л [1] kondratio [6]
Сергей Головин [1] Дмитрий Шишкин [0]
Макарий Митрополит Кении [0] Елена Ерёмина [5]
Владимир Сорокин [1] Юлия Камышлова-Литвинова [1]
Поль Вальер [0] Екатерина Сугак [1]
Штефан Ланка [0] Роже из Тэзе [0]
Ив Аман [1] Павел Бегичев [0]
Лактанций [1] Исайа Нитрийский преп [0]
Феофилакт Болгарский [0] Симеон Фессалоникийский [0]
Никодим Святогорец [1] Франц Егерштеттер [1]
Фёдор Синельников [0] Александр Меленберг [0]
Виктор Алымов [1] Сергей Епифанович [0]
Диодор Ларионов [0] Алексей Дунаев [0]
А.Л. Чернявский [0] С.Бакулин [0]
М.М.Тареев [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Именной указатель » Александр Королёв

ЧТО БЫЛО В НАЧАЛЕ: БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЛИ ОБЩИНА?
Хорошая статья про "храмовое благочестие"
 
 
Что первично: богослужение или община? Давайте посмотрим Евангелие. Что Христос организовал? Богослужение или общину? Думаю, ответ очевиден. Тайная вечеря, которая является одним из прообразов Евхаристии, стала возможно только в рамках общины, где люди были связаны тесными связями любви, глубокими личными отношениями.\
 
Вообще, Евхаристия, это трапеза любви, дружеская трапеза, застолье. Скажите, что первично: дружеские отношения или застолье? Представим ситуацию. Какой-то человек регулярно устраивает обеды, туда приходят разные люди, с очень индивидуальной целью - поесть. Постепенно они знакомятся и становятся друзьями. Теоретически такое возможно. Но, с одной стороны, здесь очевидна некоторая искусственность формирования дружества таким способом. С другой стороны, даже если тут образуется такая компания, то она будет очень неустойчивой, потому что все-таки в данном случае для человека будет центральным удовлетворение его индивидуального интереса, а не что-то совместное. То, что мы едим вместе - это хороший бонус. Но, в принципе, если ты завтра не придешь на этот обед, то в моей жизни ничего не поменяется. Я также буду приходить к столу в положенное время.
 
Вот это главная проблема прихода. Вера в то, что богослужение является центром духовной жизни. Все остальное факультативно. Оно может быть, может не быть. Но главное участвовать в богослужении и таинствах. На приходе часто священники пытаются построить общину именно в такой экклезиологической парадигме. Когда получается, когда нет. Но дело в том, что если даже священнику удается собрать на приходе общину, то она собирается не вокруг богослужения, а все-таки через личные связи. Но такая община очень неустойчива, и имеет очень серьезный потолок в своем развитии, потому что в такой общине центральным у его члена будет все-таки богослужение, а значит, в глубине вера остается сугубо индивидуальным делом, не общим.
 
 
Еще в начале своего воцерковления, в нулевых, я много слышал и читал о том, что все эти разговоры, миссия - дело неправославное, суетное, душевное. Литургия - это и миссионер и катехизатор. Приходи на богослужение и участвуй в таинствах исповеди и причастия. Как вы сами понимаете, участие заключается в присутствии во время проведения богослужения и таинства (причащаться тогда нормально было 4 раза в год в большие посты, и ни в коем случае не в праздники). После причастия нужно было срочно уходить и уединяться и ни с кем не общаться, чтобы не растерять благодать.
Сейчас ситуация немного поменялась. Причащаться стало нормой в каждое воскресенье, и в праздники. Но общины все также как-то очень плохо собираются. В чем проблема? А в том, что центром христианской жизни остается богослужение.
 
Но давайте обратимся к Евангелию, как Христос и апостолы организовывают общину? Христос, что начал проводить регулярные богослужения или Он начал регулярно проводить у Себя дома трапезы, куда заходили разные люди покушать, и так вдруг сложилась его община? Конечно, нет. Тем более это касается апостолов, которые проповедовали за пределами Палестины. Общение во Христе, дружество во Христе становилось главным объединяющим фактором. И потом уже из этого рождалась совместная молитва и хлебопреломление.
 
К этой норме церковной жизни надо возвращаться и сейчас. Это не вопрос реконструкции или религиозного консерватизма. Этот вопрос касается принципов устроения церкви. То, что богослужение, ритуал стали центрам христианской жизни - это следствие отступления от Евангелия. В церковной истории не все является прогрессом, что-то явно редукцией и регрессом. Мы видим, что поместно-приходская парадигма не совсем соответствует тем принципам, которые закладывал в основание церкви Христос. Мы знаем только одну новозаветную заповедь. И это не заповедь об организации богослужения. Это заповедь о любви.
 
“Даю вам новую заповедь: любите друг друга! Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга”.
Евангелие от Иоанна 13:34
 
Как мы сейчас определим человека верующего, являющегося действительным полным членом церкви? Правильно! Это тот, кто каждое воскресенье ходит на богослужение и участвует в таинствах! Но не об этом говорит Христос.
 
“И если будет любовь между вами, все будут знать, что вы — ученики Мои”.
Евангелие от Иоанна 13:35
 
Христианами нас делает не регулярное посещение храма, а взаимная любовь во Христе. Поэтому главное усилие по собиранию церкви должно быть не в строительстве храмов и организации богослужения, а в созидании отношений любви между верующими. Это и есть Церковь.
 
А.Королёв
Категория: Александр Королёв | Добавил: didahe (14.02.2022)
Просмотров: 315 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог