Первый текст Александра Королева (Alexander Korolev) о том, что мы все воскреснем. В теле. Причём, в нашем теле (хотя и изменённом, трансформированном).
Платон мне друг, но все-таки Христос дороже.
«Пасха - главный праздник христианской церкви. Но действительно ли современные христиане верят в воскресение? В воскресение не как в некую метафору или духовный образ, а как в реальное восстание из мёртвых в теле? Уже не раз, когда я говорил верующим о том, что мы должны воскреснуть в наших телах, встречал недоумение. Да-да, православные христиане удивлялись мысли, что мы воскреснем в телах. Одна знакомая верующая спрашивала, где в Писании сказано, что мы воскреснем в теле?
Хотя Пасха и главный праздник, но в богослужебных текстах мы почти ничего не встречаем о воскресении. Епископ Н. Т. Райт писал, что в англиканской традиции в молитвах об усопших ничего не говорится о воскресении. Я заглянул в православный служебник, в чинопоследование панихиды, литии по усопшим. Не обнаружил почти ничего о воскресении. Помню только упоминание о нём в отпусте литии. Оно там как будто мимоходом. Явно не центральная мысль.
Как получилось, что когда-то главное в жизни первых христиан теперь сместилось на периферию? Почему вера в воскресение и Царство Божие переродилась в веру в бессмертие души и загробную жизнь? Целью жизни большинства верующих сейчас является не жизнь в воскресшем теле в Царстве Божьем, которое представляет из себя весь мир, преображённый Святым Духом. Целью является транспортировка души в метафизические пространства за пределами нашего мира. Произошла не христианизация эллинистической мысли, а эллинизация христианской.
Бессмертие души и воскресение - две противоречащие друг другу концепции. В Ветхом Завете воскресение мы встречаем только в неканонических Маккавейских книгах. Интересно, что в 4-й Маккавейской книге, где появляется идея бессмертия души, там она вытесняет идею воскресения.
Действительно, если душа бессмертна по своей природе, то это обессмысливает воскресение, обессмысливает победу Христа. Никакую смерть Христос не попрал и никакую жизнь он не даровал. Душа ведь уже бессмертна. Получается, что вся заслуга Христа в том, что Он помогает восстановить тело. Тогда не очень-то понятно, зачем оно нужно бессмертной душе. Без него, мне кажется, ей гораздо удобнее.
Традиционные возражения против воскресения в теле:
Как воскреснут люди, чьи тела были полностью уничтожены?
Где мы все поместимся?
Я думаю, что Бог способен воскресить человека, даже если его тело было разобрано на нано-частицы и разбросано по всем концам вселенной. Воскресение - прежде всего не физический, а духовный акт. Главное, чтобы не была разрушена личность человека.
Странно думать, что в преображённом Божьем мире будут действовать физические законы этого падшего мира. На примере воскресшего Христа можно увидеть, что в новом теле преодолеваются пространственные границы. Мы не знаем, каким будет Царство Божие, но можем точно сказать, что проблемы с жилплощадью там не будет.
В чем главная проблема стихийного платонизма, которому подвержены многие современные христиане? Вера в бессмертие души и неверие в реальное телесное воскресение вносят в нашу жизнь раздвоенность. "Есть плохая материя и есть хорошая душа." По идее, чтобы спасти эту бессмертную душу надо полностью отказаться от злой плоти. Но обыкновенному человеку это невозможно, это могут только аскеты-подвижники. Поэтому что остается делать простому человеку? Восхищаться подвижниками и жить с этой греховной плотью, веря, что душа и так бессмертна, а спасётся она благодаря каким-то внешним вещам: свечкам, святым мощам, таинствам и пр. Бердяев писал о том, что русской религиозности была характерна вера в святость, которая часто сочеталась с эмпирическим свинством. Я думаю, что все это следствие данного языческого дуализма, одним из проявлением которого является вера в природное бессмертие души.
Писание же всегда утверждала бессмертие, во-первых, не только души, но и всего человека. Во-вторых, бессмертие не по умолчанию, а как Божественный дар тем, кто это дар хочет принять. Поэтому вера в воскресение преодолевает языческий дуализм, делает человека цельным. В Царство Небесное попадёт не только бесплотная часть человека, а весь человек. И даже весь мир. И это означает, что все призваны к преображению и освящению, к святости. (Не только аскеты и подвижники). Если мы призваны к воскресению, то мы должны готовиться к нему уже здесь и сейчас. Готовить и тело и душу, всю нашу жизнь. Потому что воскресение будет возможно только как плод всей нашей жизни. Всё наше жизненное пространство должно освятиться насколько это возможно.» |