Евангелие от Марка 16.1-8
ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА
1 Когда минула суббота, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломея купили душистых мазей, чтобы пойти умастить Его.
2 В первый день недели, рано утром, с восходом солнца, пришли они к гробнице.
3 – Кто нам отвалит камень от входа в гробницу? – говорили они друг другу.
4 Смотрят – камень отвален, а он был очень большой.
5 Войдя в гробницу, они увидели, что справа сидит юноша в белом одеянии и перепугались.
6 – Не пугайтесь! – сказал он им. – Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Он воскрес, Его здесь нет. Вот место, куда Его положили.
7 А вы ступайте, скажите Его ученикам и Петру, что Он встретит вас в Галилее. Там вы Его увидите, как Он вам сам сказал.
8 Выйдя из гробницы, они побежали прочь, обезумев от страха. И ничего никому не сказали, потому что боялись.
(параллельные места Мф 28.1-8; Лк 24.1-12; Ин 20.1-12)
Ст. 1 – Дальнейшие события разворачиваются после того, как прошла суббота, то есть в субботний вечер. Именно тогда три женщины – Мария Магдалина, Мария, которая на этот раз названа матерью (или дочерью – см. 15.40) Иакова, и Саломея – покупают необходимые для умащения душистые мази. В Палестине не бальзамировали тела покойников, как это делали в Египте, а лишь умащали тело или пропитывали благовониями погребальное полотно, в которое заворачивали тело, чтобы немного замедлить процесс разложения. Женщины пришли на третий день, когда умащать было уже поздно, но ими двигала любовь. Кроме того, они, вероятно, хотели исполнить обряд оплакивания, куда входили ритуальные причитания и битье себя в грудь. Известно также, что близкие и родные в трауре посещали гробницы, особенно в первые три дня. Женщины опоздали не только потому, что уже пошел третий день и тело, если бы оно находилось в гробнице, начало бы разлагаться, но и потому, что Иисуса там не было.
Ст. 2 – Первым днем недели у евреев называется день, следующий после субботы. Рано утром – по еврейскому счету времени означало, что это были предрассветные часы, но Марк уточняет, что женщины были у гробницы с восходом солнца, и, вероятно, поэтому некоторые рукописи, видевшие в этом противоречие, просто опускают слова «с восходом солнца».
Ст. 3-4 – Действительно, женщинами двигала любовь, а не рассудок, иначе они раньше подумали бы о том, как им отодвинуть тяжелый камень от входа. Но он оказался отваленным.
Ст. 5 – Гробницы часто состояли из двух помещений: маленький притвор, а за ним сама погребальная камера. Вероятно, женщины вошли в притвор, из него заглянули в саму гробницу и увидели сидящего там юношу. То, что он сидел справа, говорило об истинности видения, так как по древним представлениям то, что находилось справа, было «правым», правильным, в отличие от того, что слева (ср. Лк 1.11). Белые одежды говорят о том, что он был Божьим посланцем (ср. Мк 9.3). Об этом же говорит и страх, поразивший женщин, который всегда постигает людей в присутствии божества или того, что исходит от Бога.
Ст. 6 – Юноша сообщил, что распятого Иисуса Назарянина, которого ищут женщины, здесь нет, потому что Он воскрес. <..> Его здесь нет. Вот место, где Его положили. Скептики полагали, что женщины по ошибке пришли не к той гробнице и некий неизвестный юноша сказал им об этом и направил к той гробнице, где было тело Иисуса. Теория обмана, на котором якобы основана христианская Церковь, уже давно оставлена. Вот так просто и лаконично рассказано о величайшем событии, знаменующем начало Нового Века: перепуганные женщины, юноша в белом одеянии и пустая гробница. Никто из евангелистов не пытается рассказать о каких-то подробностях Воскресения: оно выходит за пределы человеческого понимания и поэтому не может быть описано средствами человеческого языка. Эта скупость повествовательных средств производит гораздо более сильный эффект, чем рассказ о Воскресении в апокрифическом Евангелии от Петра с его говорящим крестом.
Ст. 7 – Никто из людей не мог присутствовать при этом событии, и никто не был бы в состоянии рассказать о нем. Поэтому свидетелем выступает ангел, духовное существо, посланец и представитель Бога. Ангел же дает поручение женщинам стать вестницами воскресения Христа: «ступайте и скажите Его ученикам». Петр упомянут отдельно, вероятно, потому, что он отрекся от Иисуса. Это означает, что ученикам даруется прощение, но это не только прощение, но и призыв снова стать Его учениками. В 14.28 Иисус предсказал, что после смерти и воскресения Он снова встретится со Своими учениками в Галилее (см. комментарий), и ангел подтверждает Его слова: «Там вы Его увидите, как Он сам вам сказал».
Ст. 8 – Но Марк так и не поведал нам, состоялась ли эта встреча в Галилее. Только Матфей (28.16-18) упоминает о явлениях Воскресшего в Галилее. Говорит об этом и Иоанн в 21-й главе своего Евангелия. Лука же, которому принадлежит не только Евангелие, но и книга о начале деятельности Церкви – Деяния апостолов ни словом не упоминает о галилейских явлениях, из его рассказа складывается впечатление, что после вознесения Иисуса апостолы уже не покидают Иерусалим.<...>
Свт. Афанасий Великий
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его
В древние времена людьми почитаема была суббота, однако Господь перенес празднование субботы на День Господень.
До тех пор, пока совершаемы были дела, достойные закона, до тех пор, пока не пришел Учитель, действовали установления детоводителя (ср. Гал. 3:24). Когда же пришел Учитель, детоводитель сделался не нужен, и когда взошло солнце, светильник перестал освещать (ср. Ин. 20:26, Евр. 8:13, Откр. 1:10).
Гомилия о сеянии.
Блж. Петр Хрисолог
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его
Женщины идут прислуживать Христу,
апостолы Христа принимают страдания.
Первые несут ароматы,
вторые принимают побои.
Первые входят в могилу,
вторые - в темницу.
Первые спешат к послушанию,
вторые стремятся к цепям.
Женщины проливают елей,
апостолы проливают кровь.
Женщины изумляются смерти,
апостолы идут на смерть.
Стихотворение из Собрания проповедей.
Блж. Феофилакт Болгарский
Явившийся Ангел сказал женам: «не ужасайтесь». Сначала он освобождает их от страха, а потом благовествует о Воскресении. Он называет Иисуса Христа «Распятым», ибо не стыдится Креста, который есть спасение человеков и основание всех благ. «Он воскрес»; из чего это видно? Из того, что «Его нет здесь». И хотите ли увериться? «Вот место, где Он был положен». Для того и отвалил он камень, чтобы показать это место.
«Но идите, скажите ученикам Его и Петру». Петра отделяет от учеников или как верховного, именуя его особо от тех, по преимуществу, или вот почему: так как Петр отрекся, то если бы жены сказали, что им велено возвестить только ученикам, - он сказал бы: я отрекся, следовательно, уже не ученик Его, а потому Господь отверг меня и возгнушался мною; поэтому Ангел и присовокупил: «и Петру», чтобы не смутился Петр той мыслью, что будто он не удостоен и слова как отрекшийся и потому уже недостойный быть в числе учеников.
Посылает же их «в Галилею», отводя их от смятения и великого страха со стороны иудеев.
Тогда объял жен «трепет и ужас», то есть они поражены были и видением Ангела, и страхом Воскресения, и потому «никому ничего не сказали, потому что боялись». Или боялись они иудеев, или одержимы были страхом от видения до того, что как бы потеряли разум. Потому и ничего никому не сказали, забыв все, что слышали.
Свт. Исидор Севильский
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись
Воскресение мертвых, как говорит апостол, будет в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова* (Еф. 4:13), то есть в пору молодости, которой уже не нужно развиваться и которая лишена изъянов, совершенна во всех отношениях, полна и сильна.
Сентенции.
Ефесянам Письмо св. апостола Павла:
*И это Он даровал, кому быть апостолами, кому пророками, кому евангелистами, кому пастырями и наставниками, чтобы приготовить святой народ Божий к делу служения, к делу созидания Тела Христа, пока мы все не достигнем наконецединства в вере и познании Сына Бога и встречи с Совершенным Человеком, с Христом, образцом совершенной зрелости. (Еф 4:11-13)
Св. Беда Достопочтенный
И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись
Чтобы не представить себе ненароком гроб Господень, вызывающий любовь и людей, и ангелов, как обычное захоронение, мы воспользуемся достоверными сведениями тех, кто в наше время бывал в Иерусалиме и по возвращении оставил нам записи об увиденном. Итак, гробница была круглой, вырубленной в скале; высота ее такова, что стоящий посередине человек рукой достает до потолка. Вход располагался на восток, его закрывал большой камень, о котором рассказывают Евангелия. Направо от входа для упокоения тела Господа приготовлено было специальное место длиной семь футов на выступе высотой в три ладони от пола. Вход был сделан не как обычно - сверху, а сбоку; через него можно было внести тело.
Справедливо то, что, согласно сообщению Марка, глашатай воскресения Иисуса, пророчивший, что Он повергнет князя мира сего, был в сидячем положении (ср. Мф. 28:2). Сидя, он изображал Того, Кто победил творца смерти и уже взошел на трон вечного Царства… Восседать на троне - дело царя, стоять у жертвенника - дело Первосвященника. Ибо наш Искупитель удостоил нас чести быть нам (для нас) равно Царем и Священником: Священником, чтобы очистить нас от греха жертвой Своего страдания; Царем, чтобы пожаловать нам Царство Вечное. Ангелы, возвещающие Его воскресение, предстают сидящими, обозначая то, что, победив смерть, Он отправился занять Свое место в Царстве Небесном. Они также предстают стоящими (ср. Лк. 24:4), показывая, что в таинствах Отца Он как Первосвященник выступает заступником за нас.
Гомилии на Евангелия.
Свт. Августин, епископ Иппонский
Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен
Спаситель умер, но смерть низвергнул; в Себе Он покончил с тем, чего мы боялись. Он взял ее на Себя и поверг ее. Как лучший охотник, Он поймал льва и убил его (ср. 1 Цар. 17:34-36). Где смерть? Ищи ее во Христе, ибо ее уже нет: она была, но в Нем умерла. О жизнь - смерть смерти! Имейте добро в душе, и смерть также в вас умрет. Что произошло в голове, произойдет и в частях тела: умрет и в нас смерть. Но когда? В конце мира, в воскресение мертвых, в которое мы верим и в котором не сомневаемся.
Проповеди.
16:9-20 ЭПИЛОГ
Rogier van der Weyden. Miraflores Altarpiece. Christ Appears to Mary after His Resurrection. Detail of the right wing. c.1440
9 Воскреснув из мёртвых утром в первый день недели, Он явился сперва Марии Магдалине (той, из которой изгнал семь бесов). 10 Она пошла и сообщила скорбящим и плачущим Его ученикам. 11 Но они, услышав, что Он жив и что она Его видела, не поверили.
12 После этого Он, в другом облике, явился двум из них по дороге, когда они шли за город.
13 Они возвратились и сообщили остальным. Но и им не поверили. 14 Наконец, когда одиннадцать учеников сидели за столом и ели, Он явился им самим и упрекнул за неверие и слепоту сердец, потому что они не поверили тем, кто видел Его воскресшим.
15 Он сказал им: – Идите по всему свету и возвестите Радостную Весть всем людям!
16 Тот, кто поверит и примет крещение, будет спасен, а кто не поверит, будет осужден.
17 А знаком, по которому узнают тех, кто поверил, будет то, что их будут сопровождать чудеса: они будут изгонять бесов Моим именем; будут говорить на новых языках; 18 если возьмут в руки змей или выпьют яд, это не причинит им вреда; возложат руки на больных – и те выздоровеют.
19 Сказав это, Господь Иисус вознесся на небо и воссел по правую руку Бога.
20 А они пошли и везде проповедовали – и Господь содействовал им и подкреплял их проповедь чудесами.
Свт. Иоанн Златоуст
Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов
Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный (Пс. 117:24)! Почему? Потому что солнце уже не затмевается, но все просвещается; уже не завеса рвется, но Церковь познается; уже не пальмовые ветви мы носим, но новопросвещенных ведем… Этот день, и никакой другой! Ибо одно Царство, а не многие владычества. Это день по Господу именуемый, торжественный, день воскресения по обычаю, украшение благодати и раздатель умного агнца, млекопитатель возродившихся и попечитель о нищих. Возрадуемся и возвеселимся в оный: не в лавки торопясь, но спеша в храмы мучеников; не пьянство почитая, но любя умеренность; не скача по-иудейски, но наслаждаясь по-апостольски; не играя на площадях, но воспевая в жилищах… Это тот день, в который освободился Адам, в который Ева избавилась от скорби; в который свирепая смерть устрашилась; в который сила мощных камней ослабла и запоры гробниц, расторгнутые, отворились; в который тела давно скончавшихся были возвращены к прежней жизни; в который побеждены были вечно сильные и прочные законы земных вещей; в который при воскресении Владыки Христа отверзлись небеса; в который цветы и плоды воскресения, словно в саду, взошли во вселенной для рода человеческого; в который проросли лилии новопросвещенных; в который иссохло кровотечение грешников; в который обессилена была мышца дьявола; в который рассеялись полки демонов.
На Воскресение Господне.
Свт. Августин, епископ Гиппонский
После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение
Когда читаем: Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24:16), то похоже, что какая-то помеха в глазах смотрящих мешала им видеть Его. Когда же в другом месте ясно говорится: Явился в ином образе, - это значит, что Он явился в Своей плоти, вид которой был иным. Здесь тоже какое-то препятствие мешало глазам узнать Его.
Явился Иисус: глазами Его видели и не узнавали. Учитель шел с ними по дороге, и Сам был путь (ср. Ин. 14:6), но они все еще не шли по этому пути - Он нашел их сбившимися с дороги. Покуда Иисус был с учениками до страдания Своего, Он все им предсказал: что Ему предстоит страдать, умереть и в третий день воскреснуть. Он все предсказал, но Его смерть вызвала у них помутнение памяти. Вид Его на кресте стал таким потрясением для апостолов, что они забыли, чему Он их учил, не ожидали Его воскресения и не держали в памяти Его обещаний.
Послания.
Блж. Иероним Стридонский
Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили
В некоторых экземплярах, и особенно в греческих кодексах, в конце Евангелия от Марка написано: Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери.
Беседы против пелагиан.
Он показал ученикам настоящие руки и настоящие ребра (Ин. 20:27), в действительности вкушал с ними пищу, в действительности шел по дороге с Клеопой (Лк. 24:13-35). Он настоящим языком разговаривал с людьми (Лк. 24:17-27); в действительности возлег на вечери; настоящими руками взял хлеб, благословил и преломил его, протягивая им (Лк. 24:30)… Не пытайся силу Господа выдать за трюки волшебников, чтобы показалось то, чего не было: что Он ел, не имея зубов; ходил, не имея ног; преломлял хлеб, не имея рук; говорил, не имея языка; показывал ребра, их не имея.
Против Иоанна Иерусалимского.
Примечание В.Н.Кузнецовой
Эти стихи отсутствуют в древнейших рукописях, но были уже известны Татиану (около 140 г.) и Иринею (около 180 г.). <...> Его, вероятно, написал человек, знакомый с другими Евангелиями, прежде всего с Лукой и Иоанном. В нем рассказано о трех послепасхальных явлениях воскресшего Господа: Марии Магдалине (ср. Ин 20.11-18); двум ученикам по дороге из Иерусалима за город (ср. Лк 24.13-35) и одиннадцати апостолам (ср. Лк 24.41-42).
Ст. 9-11 – В отличие от краткого эпилога, автор не пытается связать Мк 16.8 со своим текстом. Он сразу рассказывает о явлении Господа Марии Магдалине, о которой здесь сообщаются новые сведения: некогда она была одержимой и Иисус изгнал из нее семь бесов (ср. Лк 8.2). Ученики не поверили – о том же говорится в Лк 24.11, 22-23.
Ст. 12-13 – По сравнению с Лукой, текст сильно сжат, но и здесь говорится, что Иисус был в другом облике – из этого можно заключить, что два ученика сначала не узнали Его. Не рассказано, каким образом Иисус открылся им, но это несомненно произошло, потому что они возвратились и сообщили остальным о явлении Воскресшего.
Ст. 14 – Ученики сидели за столом – ср. Лк 24.41-42. Если свидетельство женщины не считалось заслуживающим доверия, то свидетельства двух человек было бы достаточно. То, что и им не поверили, говорит о неверии и слепоте сердец. В этом месте одна рукопись вставляет небольшой текст, известный в научных кругах под названием Логия Фреера (по названию музея в Вашингтоне, где хранится эта рукопись). Вот эти слова: «И они оправдывались, говоря: «Этот век неверия и беззакония Сатаны, который через нечистых духов не позволяет, чтобы истинная сила Божья была постигнута. Посему яви нам Свою праведность». И Христос ответил им: «Мера лет царства Сатаны исполнилась. Но грядут страшные свершения, и для тех, грешных, за кого Я принял смерть, чтобы они могли вернуться к Истине и не грешить больше и наследовать Духу и нетленной славе чистоты в небесах»».
Ст. 15-18 – Первые два стиха напоминают заключительные слова Евангелия от Матфея (28.19); ср. также Деян 1.8. Весть Иисуса теперь предназначена не только народу Израиля, но должна быть возвещена всем людям, что подразумевает и язычников. Но если Иисус повелел Своим ученикам идти и возвещать всем народам, как объяснить споры, ставшие причиной Иерусалимского собора (см. Деян 15)? Крещение должно стать следствием веры: кто поверит и примет крещение, здесь та же последовательность, что и у Матфея. О том, что апостолы наделены силой исцелять и изгонять бесов, говорилось в 3.15 и 6.13. Об изгнании бесов см. Деян 8.7; 16.18; о говорении на новых языках – Деян 2.4; 10.46; 19.6; 1 Кор 14.2-40; о змеях – Лк 10.19; Деян 28.3-6. В Новом Завете не рассказано о яде, но существуют легенды, одна из которых стала причиной возникновения особого праздника в католической Церкви: апостолу Иоанну был добавлен в чашу с вином яд, но он не подействовал на него. Папий рассказывает о подобном случае с Юстом Варсаввой. Об исцелениях см. Деян 4.30; 5.16; 8.7; Иак 5.14-15. <...>
Ст. 19-20 – О вознесении Иисуса подробнее рассказано в Деян 1.11. Здесь впервые в Евангелии употреблено словосочетание Господь Иисус. После того как Он был вознесся и воссел по правую руку Бога, то есть разделил с Богом Его божественную власть, Он получил и тот титул, который раньше, в Писаниях Ветхого Завета, относился только к Богу (ср. Флп 2.9-11). Хотя ничего не сказано о том, откуда и куда пошли ученики, ясно, что из Иерусалима и не в Галилею (см. 14.28 и 16.7). Отныне они будут проповедовать по всему миру, о чем и повествуют Деяния апостолов.
Василий Селевкийский
Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен
Сам Христос сходит во ад, плотию приманивая ад, силою Божества дворцы его царские ниспровергает и закона древнее рукописание мгновенно раздирает, чтобы людей на небеса возвести. Небеса - место от смерти свободное, пристанище нетления, мастерская праведности. Для этих благ и крещен ты, новопросвещенный. Залогом воскресения для тебя, новопросвещенный, стало благодати посвящение; твое крещение - задаток обитания на небесах. Уподобился ты сошествию Владыки во гроб, но ты вышел оттуда, прежде всех чудес созерцая чудеса воскресения… Благодать Духа неизреченным образом действует в купели, но не обманись в этом чуде из-за сродного твоему естеству: по необходимости прислуживает вода, но творит возрождение благодать. Словно в утробе, воссоздает она погружаемого в купели; словно в плавильне, сходящего в купель она выплавляет заново в воде. Подает ему бессмертия таинства, дарует воскресения печать. Символы этих чудес несет и одеяние твое, новопросвещенный. Воззри на себя самого, несущего образы этих благ. Ибо светла и прозрачна одежда твоя, живописующая символы нетления. Платье у тебя бело, как и диадема на главе твоей, возвещающая свободу. В руке, победившей дьявола, все наветы его удержаны. Христос явил тебя воскресающим ныне в символах, а вскоре явит и на деле, если не замараем мы грехами хитон веры, если не угасим неуместными деяниями светильник благодати, если сбережем венец Духа. Тогда ясным образом воззовет с небес Владыка страшным и человеколюбивым гласом: Приидите, благословенные Отца моего, унаследуйте царство уготованное вам от создания мира (Мф. 25:34). Ему слава и держава во веки веков. Аминь.
Гомилия на Святую Пасху.
|