"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 12.08.2022, 08:22
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Этика [10] Психология [5]
Наука и религия [15] Вероотступники [3]
Педагогика [2] Атеизм [1]
Эволюция [2] Биология [11]
Физика [7] Медицина, гомеопатия [17]
История [6] Математика [0]
Политэкономия [0] Философия [1]
История СССР [4] Химия [2]
4 Мировая [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Человек, наука, общество » Наука и религия

Святые о форме земли и устройстве Вселенной

В томе 6-м Иоанн Златоуст в толковании на книгу пророка Исайи говорит слова, которые вроде бы критикуют представление о плоской земле (некоторые приводят эти слова в качестве аргумента, что он все же считал землю шарообразной):

Видишь ли, земля есть круг? Круг показывает круглую форму земли.
Полезно знать и это, чтобы мы не соблазнялись баснями языческих философов, которые обыкновенно думают, что земля подобна ложбине, округлости, диску(?), блюду или чему-нибудь такому подобному. Слыша как пророк, говорит, что земля есть круг, ты не исследуй более.

**

Небеса распростерты подобно крыше с вы­пуклой формой. Но если кто-либо скажет: почему же небеса на­клонены на подобие камеры, а не устроены на подобие ровной крыши? – то я только отвечу, что я сам ничего не понимаю относительно этих вещей; я знаю, что такова форма неба, но почему она такова, этого я не знаю.
Что означает "распростер"? Подобно тому, как человек скоро и без труда распро­стирает платья, гораздо легче и скорее этого Бог распростер небеса. Но удивительно то, что спустя столько веков на небе­сах не образовалось никакой трещины или отверстия.

 

**

 

Амвросий написал целую космографию — ‘Hexaemeron’ (в том ключе, что Земля — плоская).

 

Также Бл. Августин полагал, что Земля плоская, см. напр. «О граже Божием», XVI,9.

 

**

ЗЕМЛЯ, ПОСТАВЛЕННАЯ НА ВОДАХ

 

1) Св. Афанасий Великий
Источники и реки образуются не без земли; земля не сама на себе утверждена, но поставлена на водах, и держится какими-то связями в средине вселенной[4].
Чтобы не подумал кто из врагов, будто бы земля была во власти сатаны и ныне только воцарился над нею Христос, показывает для сего, что Христос есть творец ее, а вместе дает разуметь силу Его из того, что такую громаду земли утвердил на водах[5].

2) Блаженный  Феодорит Кирский
И то достойно удивления, превышает человеческое разумение, что земля, окруженная отвсюду водами, стоит и пребывает в собственном своем естестве[6].

3) Св. Иоанн Златоуст
"Все согласятся, что по естественному порядку вода должна носиться поверх земли, а не земля на водах, потому что земля, будучи густа, жестка, упруга и плотна, легко может держать на себе воду, а вода, будучи жидка и удобоподвижна, мягка и текуча, и уступчива всяким напорам, не могла бы поддерживать ни одного тела, даже и самого легкого; часто она, при впадении малого камешка, уступает и дает ему место, и пропускает его в глубину. Поэтому, когда увидишь, что носится поверх воды не малый камешек, но вся земля, и не погружается; то подивись силе, так сверхъестественно чудодействующей. А откуда это видно, что земля носится поверх воды? Пророк говорит об этом так:

«той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть» (Псал. XXIII:2);

и опять:

«утвердившему землю на водах ея» (Псал. 135:6).

Что говоришь? Малого камешка вода не может снести на своей поверхности, а носит такую землю, и горы, и холмы, и города, и растения, и людей, и бессловесных — и (земля) не погружается. Что говорю — не погружается? Как она, будучи столь долгое время омываема снизу водою, не расплылась, и вся не превратилась в грязь? И деревья, пробыв несколько времени в воде, загнивают и разрушаются; и что говорю — деревья? Что может быть крепче железа? Но и оно часто слабеет, когда постоянно остается в воде: и весьма естественно, потому что и оно имеет происхождение от земли. Вот почему многие беглые слуги, когда убегут в оковах и цепях, пришедши к протокам воды, и положив в нее скованные ноги, и сделав чрез то железо мягче, ударяют его камнем и так легко ломают. Так от воды и железо умягчается, и деревья гниют, и камни разрушаются, а такая громада земли столько времени лежит на водах — и не погрузилась, не разрушилась, не погибла[7]!

4)Небольшим особняком стоит мнение прп. Иоанна Дамасскина, которое может быть отнесено к телогуменам, поскольку никто больше из древних отцов его не придерживался:


На чем земля утверждена и основана — никто из людей не в состоянии объяснить. Так одни говорят, что она утверждается и укрепляется на водах, по слову божественного Давида: утвердившему землю на водах (Пс. 135, 6); другие полагают, что она утверждается на воздухе; а третий говорит: повешаяй землю ни начемже (Иов. 26, 7)[8].

Впрочем, даже если последовать последнему мнению, данные современной науки придется отвергнуть, как претендующие объяснить необъяснимое.

Таким образом, можно констатировать, что древние толкователи стихов Пс. 23,2; 136,6 понимали эти стихи буквально, а именно, что Бог поставил землю в прямом смысле этого слова на водах, и удерживает ее над ними Своей силой, не давая потонуть или рассыпаться, что они используют как одно из доказательств Его всемогущества. Для обозначения этого учения мы предлагаем ввести термин "терроаквизм" (от лат. "terra" - земля, "aqua" - вода), и объявить его обязательным для каждого православного христианина наряду с буквальным пониманием Шестоднева и геоцентризмом. На данном этапе остается открытым вопрос о форме Земли, которую святые отцы, по-видимому, считали такой, как показано на рисунке, поскольку только так можно представить вышеперечисленные представления о ее пребывании "на водах". Этот вопрос и возможность его дальнейшей догматизации мы постараемся разобрать в дальнейшем.

**
Культурно-историческая справка:
По мнению современных исследователей, библейские авторы в данном случае следовали традиционной шумерской космологии, согласно которой "мироздание находилось в окружении безбрежного мирового океана, не имеющего начала и конца. Сама же вселенная представляла собой нечто вроде сферы, неизвестно каким образом пребывающей неподвижного в этом океане... Поскольку земля, по универсальным космогоническим представлениям, появилась из океана, совершенно естественным и очевидным считалось предположение, что она покоится на водах и окружена ими со всех сторон"[9].

1. http://orthoview.ru/pravoslavie-i-geocentrizm-slovo-v..
2. http://www.pravoslavie.ru/79174.html
3. http://www.pravmir.ru/tupik-pravoslavnogo-evolyucioni..
4. Против язычников http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/slovo_na_j..
5. Толкование на псалмы в современной патристике аттрибутируется Псевдо-Афанасию, однако эта книга была очень авторитетной и прошла церковную рецепцию. http://www.orthlib.ru/Athanasius/ps023.html
6. Толкование на 150 псалмов http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie..
7. О статуях http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-o-sta..
8. ТИПВ, глава Х - http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_10.html
9. http://vzgljadnamir.narod.ru/biblioteka/Evsukov/Evs02..

 

 

 О твердом куполообразном небе

В настоящей части будет разобран другой, не менее важный космологический вопрос  о твердом куполообразном небе (назовем его "твёрдонебизм"), который, также как и террааквизм (см. выше), базируется на представлениях библейской космологии и подтверждается мнением отцов древней Церкви. Его основой является библейское учение о сотворенной Богом "тверди небесной":


"И сказал Бог: да будет твердь посреди воды,
и да отделяет она воду от воды.
[И стало так.]
И создал Бог твердь,
и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.
И стало так.
И назвал Бог твердь небом"(Быт.1:6-8).


Слово "твердь" (ивр. רָקִיע) происходит от глагола רקע , что в буквальном смысле означает "выбивать" или "простирать"[2][3]. Таким образом, "твердь" будет дословно переводится на русский язык, как "то, что выбито" (подобно чаше), или "то, что распростерто" (подобно шатру). Как и большинство народов того времени, евреи верили в твердое куполообразное небо (ср. Иов. 37:19), со встроенными в него солнцем, луной и звездами. Еврейская энциклопедия пишет об этом следующим образом: "Евреи считали землю чем-то вроде равнины или плавающего на воде холма в форме полусферы. Над ним возвышался твердый небесный свод. К этому своду были прикреплены огоньки-звезды"[4]. Края этого свода при этом касались краев земли, так, что небеса покрывали землю, подобно шатру (ср. Втор. 4:32; Пс. 103:2, Ис. 40:22). Голубой цвет тверди объяснялся наличием над ней вод мирового океана. Считалось, что дождь, снег, ветер и град хранятся в чертогах за пределами тверди, которая имеет «отверстия», через которые они могли попадать внутрь. Так, воды потопа вылились на землю, когда открылись «небесные окна» (ср. Быт. 7:11, 8:2; 4 Цар. 7:2; Ис. 24:18; Иов. 38:8, 12:15). Православный библеист А.П. Лопухин в Толковой Библии так пишет о "тверди" и небесных "окнах": "Это - наглядный и сильный образ ниспадения обильных дождевых потоков, находящийся в полном соответствии с библейским воззрением на самую небесную твердь, которую семиты представляли себе в форме сплошного шатра или крова, распростертого над землей" (Быт 1.7)[13].

 

2. http://www.etymonline.com/index.php?term=firmament
3. https://www.blueletterbible.org/lang/lexicon/lexicon...
4. http://www.jewishencyclopedia.com/articles/4684-cosmo..

13. http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_0..

 

===

Начнем с того, что сама Библия прямо и недвусмысленно говорит о твердости неба: Ты ли с Ним распростер небеса, твердые(!), как литое зеркало?» (Иов 37:18). Что касается слова "твердь" (ивр. רָקִיע), то оно, как было сказано раньше, происходит от глагола רקע, который, согласно еврейско-русскому словарю Стронга дает такие значения:

-распростирать,
- расстилать,
- топтать,
- топать,
- разбивать (в тонкие металлические листы),
- обкладывать,
- покрывать,
- простирать.

Таким образом, слово "тведь" (רָקִיע) переводится как нечто, что "распростерто", "разостлано", "выбито", "вытоптано" и т.д. Никакого "воздуха", "пространства" или "атмосферы" здесь нет и в помине.
В Ветхом Завете слово רָקִיעַ (ракиа) встречается 17 раз. В Синодальном переводе 12 раз оно переведено как "твердь" и 5 раз как "свод". Причём один раз "ракиа" употреблена в таком контексте, который явно указывает - "пространство" это или всё-таки "твёрдый свод": Иезекииль 1:22 Над головами животных было подобие רָקִיעַ (свода), как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их.
Греческие составители текста Септуагинты перевели это слово, как στερέωμα, которое потом славянские переводчики перевели как "твердь". Оно имеет только два словарных значения:
1) твердое тело
2) основа, опора
Ни для "пространство", ни для "воздуха" эти значения также не подходят.
Теперь разберем толкования слова "твердь" древними еврейскими комментаторами, которые, являясь носителями еврейского языка, и должны были правильно разуметь значение этого слова:

Ι) Древние иудейские комментарии

1) Вавилонский талмуд

Еврейские мудрецы говорят, что днем солнце проходит под небосводом, а ночью над небосводом. А мудрецы народов мира говорят, что днем и ночью солнце проходит под небосводом. Сказал рабби Элиэзер: их слова более предпочтительны для меня, чем наши[1].
В серии рассказов вавилонского амора Раба бар бар Хана он даже видит воочию окна, через которые солнце заходит за твердь и входит внутрь:
Он сказал мне: "Подойди, я покажу тебе, где сходятся друг с другом небо и земля". Я взял свою корзину [с хлебом] и положил её на окно неба. Когда я закончил свои молитвы, то посмотрел на неё, но её там не было. Я сказал ему: "Здесь есть воры?" Он ответил мне: "Это вращается небесное колесо. Подожди здесь до завтра, и ты найдёшь её".[2]

2) Иосиф Флавий (+100 г.)

...Он во второй день раскинул над всем небо, потому что Он счел необходимым отделить небо от всего остального, как нечто самостоятельное, и окружил его кристаллом(!), в который, на пользу орошения земли, включил весьма кстати воду и сырость...[3]

3) Раши (+1105)

И сказал Б-г: Да будет свод посреди вод, и будет он отделять воды от вод!
да будет свод. Да укрепится свод. Хотя небеса были сотворены в первый день, они все еще были текучими и застыли во второй день от окрика Святого, благословен Он, когда Он сказал: «Да будет свод». О том же сказано [Йов 26, 11]: «Столпы небес колебались» весь первый день, а во второй (день) «оцепенели они от окрика Его», подобно человеку, который замирает от окрика того, кто внушает ему страх [Хагига 12а].
посреди вод. В середине вод, ибо расстояние между верхними водами и сводом равно (расстоянию) между сводом и водами на земле [Берешит раба 4]. Отсюда выводишь, что (верхние воды) держатся на речении (по велению) Короля.

 

1. Псахим 96б (конец 1 в. — первая половина 2 в.) Режим доступа: http://www.moshiach.ru/family/education/1
2. Талмуд, Бава Батра, 74А, перевод по: http://www.come-and-hear.com/bababathra/bababathra_74..
3. Иудейские древности: http://ulin.ru/library/Flavii/id1.htm

 

+++

 

 



Святые отцы древней Церкви в своих толкованиях разделяли классическую иудейскую космологию с его учением о полукруглом твердом небесном своде и кроющимися за ним водами, настаивая на буквальной, а не метафорической трактовке этих понятий. Рассмотрим их высказывания об этих предметах:

 

1) Св. Ефрем Сирин

…По прошествии ночи и дня в вечер второй сотворена твердь; и она с сего времени тенью своею производила следующие за тем ночи.
…Ибо вот облака и твердь, сотворенные вначале, породили тьму.
…Твердь сотворена в вечер второй ночи, как и небо сотворено в вечер первой ночи. Вместе с происхождением тверди исчезла сень облаков, которые, в продолжение ночи и дня, служили вместо тверди. Поелику твердь сотворена между светом и тьмою, то тьма заняла место над твердью, как скоро с удалением облаков удалена и тень облаков.
…Посему, если твари дают тьме бытие и прекращают оное, то следует, что тьма есть произведение тварей (ибо она есть тень тверди), и что тьма перестает быть при другой твари (ибо исчезает при солнце)[4].
Как и у еврейских мудрецов, твердь в понимании Евфрема - твердая и непрозрачная конструкция, которая "тенью своею производила следующие за тем ночи".

2) Св. Иоанн Златоуст

… Во второй день Бог сказал: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды (Быт.1:6). Так Бог сотворил небо, не то — горнее, а это — видимое, создав его на подобие льда из отвердевших вод(!). Хочу я представить это дело наглядно, потому что многое можно легче понять чрез рассмотрение, чем изъяснить словом. Допустим, что вода поднималась над землею на тридцать локтей. Теперь, Бог сказал: да будет твердь посреди воды, и вот в середине вод образовалось сгущение на подобие льда(!), которое подняло половину воды вверх, а половину оставило внизу, как и написано: да будет твердь посреди воды и будет да отделяет она воду от воды. Почему же Бог называет его твердью? Потому, что сделал его твердым(!) из неплотного и разреженного естества вод. Потому и Давид говорит: хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его (Пс.105:1). Воспользуемся еще другим сравнением. Подобно тому как дым, когда выходит от горящего дерева, бывает неплотен и разрежен, а когда устремится в высоту, превращается в густое облако, так точно и Бог, подняв разреженное естество вод, сплотил(!) его наверху. Что это сравнение правильно, свидетельствует Исаия, когда говорит, что небеса исчезнут, как дым (Ис.51:6). Итак, будучи утверждено среди вод, небо подняло половину вод вверх. Но для чего вверху воды? Ради какой нужды? Чтобы кто-нибудь пил? Чтобы кто-нибудь плавал? А что вверху есть воды, свидетельствует Давид, говоря: небеса небес и вода, которая превыше небес (Пс.148:4). Заметь же мудрость Создателя. Небо, сгущенное из вод, было ледяное(!). Между тем оно должно было принять огонь солнца и луны и безконечное множество звезд, должно было все наполниться огнем. Чтобы от такого жара оно не сожглось и не уничтожилось, Бог и распростер на хребте его эти моря вод, для защиты последнего, дабы, таким образом, оно могло противостоять пламени и не сгорать[5].

3) Севериан Габальский

…В первый день Бог создал… небо, раньше же существовало не это небо, а высшее, потому что то создано во второй день. Об этом высшем небе, созданном Богом, говорит и Давид: "небо небес Господу" (Пс. 113:24). Это – верхняя часть неба. Подобно тому как в двухэтажном доме второй этаж занимает средину между кровлей, так и Бог, создав мир в виде как бы одного дома, в качестве среднего этажа поставил это небо, а выше него – воды, почему Давид и говорит: покрываешь водами горницы Свои (Пс. 103:3)”

…Так Бог сотворил небо… создав его наподобие льда из отвердевших вод(!)[6].

4) Св. Исидор Севильский

…Бог создал планеты не перемешанными в беспорядке, но разделил их, расположив в определенном порядке по своим местам. Так, высший круг неба он отделил особой границей, сделал его повсюду равномерным и равноудаленным отовсюду и поместил в нем силы духовных тварей. /Огненную/ природу этого неба Создатель умерил водами, чтобы пламя находящегося сверху огня не охватило нижележащие элементы. Затем он сделал твердым круг нижнего неба, наделив его множеством разных движений, а не единым и однообразным. Это небо он назвал твердью, так как оно поддерживает верхние воды[7].

5) Св. Августин

…Пусть только знают они, что как название тверди не ведет нас необходимо к мысли, что небо стоит неподвижно (ибо твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости, в виду ли своей собственной твердости или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших), так, с другой стороны, и движение светил не мешает нам признать неподвижность неба, если только истина убедит нас, что оно стоит неподвижно[8].

6) Св. Василий Великий

…Но мы говорим, что, поелику передано нам и другое имя и особенное назначение второго неба, то оно отлично от сотворенного в начале, имеет естество более плотное и служит во вселенной для особенного употребления.
… Теперь следует сказать, какое естество имеет твердь, и для чего повелено ей занимать средину между водою[9].

7) Св. Иоанн Дамасскин

…Небом неба называется первое небо, находящееся над твердию. Таким образом получается два неба, так как и твердь Бог назвал небом (Быт 1, 8). Священное Писание и воздух обыкновенно называет небом, так как он видим вверху, ибо Писание говорит: благословите вся птицы небесные (Дан. 3, 80), разумея при этом птиц воздушных, ибо путем для птиц служит воздух, а не небо. Так получаются три неба, о которых говорил Божественный Апостол (2 Кор. 12, 2). А если бы кто захотел и семь поясов принимать за семь небес, то он нисколько бы не погрешил. И на еврейском языке небо обычно называется во множественном числе — небесами. Поэтому Священное Писание, имея в виду сказать о небе неба, говорит: небеса небес (Пс. 148, 4), что означает небо неба, т. е. небо над твердию. И в словах: вода, яже превыше небес, небеса означают или воздух и твердь, или семь поясов тверди, или одну твердь, которая на еврейском языке обыкновенно называется во множественном числе небесами.
… Небо гораздо более земли, но не следует допытываться того, какова сущность неба, ибо она нам неизвестна[10].
…И прежде всего Бог сотворил твердь, служащую преградой между водою, яже бе над твердию, и между водою, яже бе под твердию — (Быт. 1, 7); ибо, по Господню повелению, твердь утвердилась в средине бездны вод: Бог сказал, чтобы образовалась твердь, и она образовалась. Но почему Бог поместил воду над твердию? По причине сильнейшего жара, исходящего от солнца и эфира; ибо непосредственно за твердию простирается эфир, а на тверди находятся солнце с луною и звездами; и если бы сверху не было воды, то твердь от жара могла бы воспламениться[11].

4. Толкования на книгу Бытия http://pagez.ru/lsn/0546.php
5. О творении мира http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_tvorenii_m..
6. О творении мира, цит. по http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=129384.70;
7. О природе вещей http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilskij/o-prirode-..
8. О книге Бытия буквально https://www.ccel.org/contrib/ru/Augustine/part2-10.htm
9. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday03.html
10. ТИПВ "О небе" http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_06.html
11. ТИПВ "О воде" http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera2_09.html

 

 

Вот ещё  высказывания древних святых, разбитые по рубрикам:


I. Твёрдое небо


1) Св. Антоний Великий
"Те, кто любят изучать и бесхитростно исследуют Писание, те найдут, что есть большое различие в названиях: одно дело – небо, а другое – твердь. И уже из этого названия мы все узнаем: видимое, думается, тверже, чем невидимое. Моисей сказал: «В начале сотворил Бог небо и землю». А показывая сотворение твердого, он написал: «И сказал Бог: да будет твердь». И Исайя указал на то, что первое – тонкое и легкое в своей сущности, а второе – более твердое и густое тело, когда возгласил: «Утвердивший небо, как дым, натянувший, как кожу». А о видимом возгласил: «Сведший небо, как свод»… Но можно сказать о сущности видимого неба, которое как лед загустело Божией волей и, укрепленное, подражает надмирному небу. Оба существуют так, что держат все под собою и несут себя божественной силой"[12].

2) Св. Василий Великий
"Наименование тверди в Писании обыкновенно дается тому, что имеет превосходную крепость... Посему думаем, что и теперь употреблено сие слово о каком-нибудь твердом естестве, достаточном к удержанию воды, которая удобно скатывается и разливается"[6].

3) Св. Иоанн Златоуст
"Что значит: да будет твердь? Это то же, как если бы кто сказал на языке человеческом: да будет некая стена и ограда, которая бы, находясь посреди, делала собою разделение"[11].

4) Св. Августин
"Твердь называется твердью, можно думать, не по причине неподвижности, а по причине твердости, в виду ли своей собственной твердости или же потому, что служит пределом, разграничивающим высшие воды от низших"[5].

5) Св. Кирилл Иерусалимский
"Безбожные еретики, которые дерзнули нечестиво проповедовать о премудром Художнике всего этого мира и которые хотя и видят телесными очами, но лишены душевного зрения, - что они могут опорочить в сем великом деле Божием? Созерцая пространство небес, они должны бы поразиться удивлением, они должны бы поклониться Тому, Который распростер небеса, как тонкую ткань (Ис. 40:22), и из жидкого водного существа соделал твердый состав небесный; ибо сказал Бог: да будет твердь посреди воды" (Быт. 1:6)[9].

6) Блаженный Феодорит Кирский
"Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А сие получило наименование от самой вещи. Поскольку составилось из текучей сущности вод, и жидкое вещество стало непроницаемым и твердым, то наименовано твердью. А потом, поскольку оно вверху, и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом"[10].
"Твердию разлучил Бог водное естество, по неизреченной премудрости устроив это великое разделение, и по отвердевшим водам повелел совершать путь необъятному свету. Вода и огонь противоположны между собою; однако же ни водами не угашается огонь, ни отвердевшая вода не растаевает от необъятнаго огня. А сие показывает неизреченное Божие могущество"[14].


II. О водах над твердью


1) Св. Василий Великий
Св. Василий категорически отвергает аллегорические толкования воды над твердию, настаивая на буквальном понимании:
"Отринув подобные сим учения как толкование снов и басни старух, мы под водою будем разуметь воду, и разделение, произведенное твердью, будем принимать сообразно с изложенною выше причиною"[6].
После этого он поясняет каким образом вода держится на полукружие тверди (см. цитату из раздела III).

2) Св. Евфрем Сирин
"И горние воды, во второй день отделенные от прочих вод простертою между ними твердью, были также сладки, как воды дольние; они не таковы, как воды, осолившиеся в морях в третий день, но таковы же, как и отделенные от них во второй день. Они не солоны, потому что не подвержены гниению. Они не на земле, от чего бы могли загнивать; там воздух не служит к тому, чтобы порождали и производили они пресмыкающихся. Для этих вод ненужно, чтобы впадали в них реки; они не могут иссякнуть, потому что нет там солнца, которое зноем своим иссушало бы их; они пребывают там росою благословений, и блюдутся для излияния гнева"[8].

3) Св. Бе`да Достопочтенный
"Несомненно, что эта твердь пребывает в середине между водами, поскольку мы видим воды, помещенные под ней и в воздухе, и в землях, и нам также известно о тех, которые были помещены над ней, не только авторитетом этого отрывка Писания, но и словами пророка: "простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои" (Пс. 103:2-3)... Но, если это кого-то озадачивает, - как воды, постоянно текут и стекаются в самый низ по своей природе, могут держаться над небом, чья форма, как кажется, кругла, таковой должен помнить, что Писание говорит о Боге: "Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними" (Иов. 26:18)... Хотя он и возжелал утвердить жидкие воды там, но есть ли чудо выше этого, как говорит Писание: "Он повесил землю ни на чем" (Иов. 26:7)... Мы должны разуметь, что когда произошло творение и установление неба и вод, они не переходили предписанных им Словом Божиим пределов, как сказал Псалмопевец: "поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет" (Пс. 148:6)[16].


III. О куполообразной форме небесного свода


1) Св. Василий Великий
"Если тело тверди шарообразно, как показывает зрение, а вода текуча и скатывается с возвышенностей, то как было возможно утвердиться воде на кривой окружности тверди? Что будет отвечать на сие? - То особенно, что ежели видим какую вещь с внутренней вогнутости кругообразною, нет еще необходимости заключать, что и внешняя ее поверхность сделана шаровидно, вся выточена на станке и гладко выведена. Иногда видим каменные потолки в банях и постройку пещеровидных зданий, которые, если смотреть изнутри, выведены полукружием, а сверху строения имеют часто ровную поверхность. Посему ради таких причин не должны и сами они затрудняться в деле, и нас затруднять, как будто не можем удержать воды вверху"[6].

2) Св. Афанасий Великий
"Но послушаем, что о небе говорят пророки, чтобы заградить уста высоко думающим о бороде, которые, говоря все, что ни приходит на ум, утверждают, будто бы и под землею есть небо. Им противостав, пророк сказал: «простираяй небо яко кожу». А кожа не есть какой-либо шар, как они суесловят. Напротив того, уподобил оное никоему полукружию и полушарию. Поэтому и другой пророк, тоже выражая, сказал: «поставивый небо яко камару, и простер е яко скинию обитати» (Ис. 40:22). И еще о том, что небо не колеблется, но стоит твердо, пророк говорит так: «водрузивый... небо» (Ис. 42:5). Изображая же крайнюю утонченность неба, сказал: «понеже небо яко дым утвердися» (Ис. 51:6)"[15].


5. О книге Бытия буквально https://www.ccel.org/contrib/ru/Augustine/part2-10.htm
6. Шестоднев http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/vasi..
7. Альманах "Православие", М., 2013, Стр. 27
8. http://www.rusbible.ru/books/byt.es.html
9. Огласительные слова для просвещаемых http://ekzeget.ru/tolk.php?kn=byt&gl=1&st=6..
10. Толкование на книгу Бытия http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij/tolkovanie..
11. Беседы на книгу Бытия http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1067
12. Вопросы святого Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 65. http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazianzin/voprosy-s..

14. http://ekzeget.ru/tolk.php?kn=ps&gl=148&st=4..
15. Толкование на псалмы http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/tolkovanie.. (современная патрология не признает атрибуцию текста за самим Афанасием, однако это не должно волновать православных фундаменталистов, поскольку текст прошел церковную рецепцию). Что касается "высоко думающих о бороде" оппонентов автора текста, то под ними подразумеваются античные философы, первыми начавшие утверждать, что Земля и окружающее его небо имеет шарообразную форму.
16. http://www.holyapostlesconvent.org/PDF/article-genesi.. цит. по с. 39, перевод Сакральные тексты.

Категория: Наука и религия | Добавил: didahe (31.05.2022)
Просмотров: 47 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог