Пятница Первой седмицы* Великого поста
Размышление на сегодня:
5-й день. Благодарение
Я постепенно оживаю. Я бесконечно благодарю Его за то, что Он протягивает мне руку. И теперь нет конца моему благодарению за все: за жизнь, за спасение, за радость, за испытания, за людей, за мир, за каждую мелочь — все от Бога. Я открываю двери дома, ожидая, что Он войдет под кров моей души...
Из Евангелия
От Иоанна 5
1 Потом был иудейский праздник. Иисус отправился в Иерусалим.
2 В Иерусалиме, близ Овечьего водоема, был дом, который по–еврейски назывался Бетзата́.
3 В пяти его галереях лежало множество больных: слепых, хромых, парализованных.
5 Там был человек, который болел тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев, что он лежит, и зная, что он так долго болеет, спросил у него: «Хочешь выздороветь?»
7 «Господин мой, — ответил больной, — у меня нет никого, кто опустил бы меня в водоем, когда в нем начинает бурлить вода. Пока я подойду, кто-то другой уже спускается раньше меня».
8 «Встань, возьми свою циновку и иди», — говорит ему Иисус.
9 И человек тут же выздоровел, взял циновку и пошел. А день тот был суббота.
10 Иудеи сказали исцеленному: «Сегодня суббота. Нельзя тебе нести циновку!»
11 «Тот, кто исцелил меня, сказал мне: „Возьми циновку и иди”», — ответил он им.
12 «А кто этот человек, который сказал тебе: „Возьми циновку и иди”?» — спросили они.
13 Но исцеленный не знал, кто он такой, потому что Иисус скрылся в толпе, которая там стояла.
14 Потом Иисус встретил его в Храме и сказал: «Видишь, теперь ты здоров. Больше не греши, чтобы с тобой не случилось чего-то хуже».
15 И человек этот пошел к властям и сообщил им, что исцелил его Иисус.
16 Вот почему иудеи стали преследовать Иисуса за то, что Он делал такие дела в субботу.
17 Но Иисус ответил им: «Мой Отец всегда трудится, и Я тоже тружусь».
18 Поэтому иудеи еще больше укрепились в своем намерении Его убить, потому что Он не только нарушал субботу, но и называл Бога Своим Отцом, тем самым приравнивая себя к Богу.
19 Но Иисус сказал им в ответ:
«Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего от себя самого не может делать, пока не увидит того, что делает Его Отец. И что делает Тот, то же делает Сын.
20 Ведь Отец любит Сына и показывает Ему все, что делает Сам. Он покажет Ему и гораздо большее, так что вы все удивитесь.
21 Как Отец воскрешает мертвых и дает им жизнь, так и Сын дает жизнь тем, кому хочет.
22 Отец никого даже не судит, всю власть судить Он доверил Сыну,
23 чтобы все чтили Сына точно так же, как чтят Отца. Тот, кто Сына не чтит, не чтит и Отца, который послал Его.
24 Истинно, истинно говорю вам: тот, кто слышит Слово Мое и верит Тому, кто послал Меня, обрел вечную жизнь. Не предстанет он перед Судом — он уже перешел от смерти к жизни.
25 Говорю вам истинную правду: час наступает — он уже наступил, — когда мертвые услышат голос Божьего Сына, и кто услышит Его, те будут жить.
26 Как Отец есть источник жизни, так и Сына Он сделал источником жизни.
27 И Он дал Сыну власть судить, потому что Он — Сын человеческий.
28 Не удивляйтесь тому. Ведь час наступает, когда все, кто в могилах, услышат голос Его и покинут могилы —
29 те, что творили добро, встанут для Жизни, а те, что творили зло — для Суда.
30 Я ничего не могу делать собственной властью. Я сужу, как велит Мне Отец, и Суд Мой — праведный суд, ибо Я не того, чего хочется Мне, добиваюсь, а того, чего хочет Пославший Меня.
31 Если Я сам о себе свидетельствую, слова Мои не имеют силы.
32 Но есть у Меня и второй свидетель, и он говорит в Мою пользу. И Я знаю: все, что он говорит обо Мне, — это правда.
33 Вы посылали своих людей к Иоанну, и свидетельство, данное им, правдиво.
34 Впрочем, Я не нуждаюсь в людских свидетельствах и ссылаюсь на них лишь ради вашего спасения.
35 Иоанн был как ярко горящий светильник, и вам хоть на время хотелось порадоваться при его свете.
36 Но есть у Меня свидетельство больше того, которое дал Иоанн. Те дела, что дал Мне делать Отец, сами эти дела, которые Я совершаю, — вот свидетельство того, что Меня послал Отец!
37 Это Отец Мой, пославший Меня, свидетельствует обо Мне. Вы никогда ни голоса Его не слышали, ни облика Его не видели,
38 Слово Его не живет в вас, потому что вы не верите Тому, кого Он послал.
39 Вы прилежно изучаете Писания, так как считаете, что в них обретете вечную жизнь. Но и они говорят обо Мне!
40 Однако вы не хотите прийти ко Мне, чтобы обрести жизнь.
41 Мне ни к чему похвалы людей.
42 Я вас знаю: нет у вас любви к Богу!
43 Я пришел к вам от имени Отца Моего — и вы Меня не принимаете. Но если кто-то иной к вам придет — от себя самого! — его вы примете.
44 Как вы можете поверить, если принимаете хвалу друг от друга, а получить хвалу от единого Бога не стараетесь?!
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом. Ваш обвинитель — Моисей, на которого вы надеетесь!
46 Если бы вы верили Моисею, вы и Мне бы поверили, ведь он писал обо Мне.
47 Но если вы не верите тому, что писал он, как вы поверите Моим словам?»
Зачем постился Христос?
(Не забываем, что пост это не деление пищи на сорта (постная и непостная), а ПОЛНОЕ воздержание от пищи)
Братья и сёстры,
сегодня интересные мысли В.Берхина о посте и о том, зачем постился 40 дней в пустыне Христос.
Он пишет:
Попросили сказать несколько слов о пищевой и непищевой сторонах поста.
По идее, надо писать примерно следующее:
Я довольно много лет постился «как положено», просто потому что так было надо. Да, я знаю все правильные слова о том, зачем это делать именно так. Что пост есть духовная гимнастика, что чего я вообще стою, если даже от котлеты Господа ради не могу отказаться, что борьба со страстями на полный желудок неэффективна, и вообще «не нами положено – не нам и менять». В общем и целом концепция сводилась к тому, что наши святые предшественники постились, чтобы стать лучше, и нам, значит, тоже это необходимо, если мы хотим стать лучше.
С другой стороны, очевидно, что отказывать себе в той или иной еде, а также ограничивать ее количество, стоимость или качество само по себе духовно бессмысленно. С этим, надеюсь, согласится всякий, кто слышал слова постной Триоди о том, что «дьявол вообще никогда не ест».
Точно так же христианский пост, по преимуществу, не является способом тренировки воли. Воля, будучи одной из душевных способностей, сама по себе нейтральна и может служить как добру, так и злу. Сильная воля лучше её отсутствия, как хорошее здоровье лучше болезни, но не как добродетель лучше греха. И хотя пищевой пост может способствовать тренировке воли и умения управлять собой, его назначение не в этом.
Так же бессмысленны рассуждения о том, что мы на себя берем «подвиг Господа ради». Господу не нужны наши страдания сами по себе и даже если кто-то себя просто до полусмерти замучает, – Господь не начнет любить его больше или меньше, не станет прислушиваться к его молитвам сильнее или слабее. Господу нужно наше сердце, а не наши голодные обмороки. Попытки проманипулировать Всевышним «смотри, как я ради Тебя мучаюсь» вряд ли будут успешны. Эта мысль также, кажется, вполне самоочевидна – вот и культура хлещущих себя бичами флагеллантов в Православии не прижилась.
Принцип следования пищевым запретам просто ради того, что «в Церкви так заведено, а Церковь надо слушаться» – разумен, но только в том случае, если есть некто, готовый руководить процессом поста и брать на себя ответственность за последствия. В противном случае Вы обрекаете себя на своеобразную ловушку: либо исполнять всё «как положено», и нести полную ответственность за происходящее вокруг – непонимание, ссоры, разрыв отношений, либо исполнять «не всё» и постоянно переживать, что самовольно трактуешь Предание и вообще недостаточно хорош. Непонимания и ссоры не может не возникнуть хотя бы потому, что полноценный церковный пост предписывает не наедаться досыта, а голодный человек – это злой и нервный человек. Особенно сильно это будет проявляться в окружении людей нецерковных, не настроенных на понимание новых идей ближнего о том, как и что правильно есть. Большинство же из современных верующих постоянно находится хотя бы частично в нецерковном окружении и избежать его не может.
При этом нельзя отрицать, что еда влияет на то, что происходит у человека в душе. Да, тут есть некоторые простые закономерности – скажем, туго набитый живот не располагает ни к какой мобилизации – ни душевной, ни телесной, ни духовной, а располагает ко сну и притупляет все и всяческие чувствования. Да, в общем и целом (хотя и не без исключений и индивидуальных склонностей) можно констатировать, что вегетарианская еда делает человека немного более спокойным и мирным. Думаю, что всякий, понаблюдав за своим собственным питанием и поведением, будет в курсе своих особенностей.
Общеизвестно также, что подлинной целью поста является борьба со страстями (т.е. с укоренившимися в нас грехами - прим. Ф.А.Л.). И если речь идет о недолжном, нездоровом пристрастии к еде или к определённым её видам и формам – то тут пищевой пост более чем уместен. Если Вы заметили, что обижаетесь на ближних из-за того, что они не оставили вам тортика, – то, наверное, в каком-то смысле вы цените тортик больше, чем ближних, и тут есть проблема, с которой надо работать. Как и с миллионом иных причин обид и разделений, не имеющих отношения к еде.
Но если пост предназначен для борьбы, значит, в результате поста мы должны становиться лучше. Честнее, чище, добрее, терпеливее, разумнее, трезвее. А значит, в пост надо тренировать именно это – добро и терпение. Если пищевые ограничения этому помогают – то хорошо. Если не помогают – то зачем они нужны? Ради «смирения»? Но если это смирение ведет к тому, что вокруг сеется раздор, и в душе нет мира с ближними – то зачем оно?
И так далее, и тому подобное, с обязательным выводом о том, что поститься надо аккуратно, разумно, не ругаться с людьми из-за питания и вообще лучше отказывать себе в социальный сетях и телевизоре, чем в мясе и молоке.
Но я лучше просто расскажу историю, после которой я понял, что такое собственно пост и откуда он, по идее, должен происходить.
Когда-то я слышал проповедь, которая сделала все изложенные выше соображения значительно менее существенными. Причем проповедь произнес мирянин Андрей Черняк, а не священник. Проповедь была о Богоявлении. Если помните, то после Богоявления Господь удалился в пустыню и там постился 40 дней. Так вот вопрос – зачем Он это делал? Ведь безгрешный Богочеловек не имеет нужды в борьбе со страстями, никто Ему постного правила не мог положить, да и необходимости в тренировке воли в Нём не заметно. Для чего поститься Богочеловеку, который и без того совершенен?
И в той проповеди я услышал версию, которая перевернула мои представления о посте. Христос постился не для того, чтобы стать лучше. Христос ничего не ел и не пил, потому что Ему было не до того. Потому что Он выходил на своё служение, самое важное дело в истории мира, и вообще не думал о пище, пока не стал натурально умирать от голода – «напоследок взалкал».
И именно таким должен быть идеальный пост – не занудное мелочное насилие над собой, с вычитыванием состава печенюшек и постоянно глотаемой слюной в магазине, а именно временем, когда центр внимания вообще находится в глубине сердца, не в холодильнике. Основа поста – не отказ от чего-то, а сосредоточение на более важном.
В то время как заморачиваясь пищевой стороной поста, мы запираем себя в ловушку, и вместо того, чтобы просто поставить пищу на малозначащее место в жизни, ставим ее в центр. Гурман и человек на диете ищут в пище разное, но проблемы у них одинаковые.
Слова же Писания о том, что пост – это время милосердия к ближнему, когда надо накормить голодного, помочь нищему, утешить скорбящего – ещё одно напоминание о том, что, изучая подробности меню, мы занимается чем-то не совсем тем.
** |