Думаю, что каждый, кто когда-то рассуждал о русском языке в богослужении, слышал презрительно или с сожалением брошенное словечко «обновленчество». И у неискушенного в истории слушателя создается впечатление, что обновленцы – это те, кто хотят молиться на русском языке.
Но это, мягко говоря, не так. Это ложь. И тем более печально, что эту ложь поддерживают многие неглупые люди.
Обновленчество возникло как стремление женатого духовенства прорваться к власти в Церкви . Это движение, поначалу активно поддерживаемое советской безбожной властью, характеризовалось невероятным властолюбием, а «второстепенные вопросы», наподобие языка богослужения, интересовали лишь единицы из них.
«До 1922 года обновленцы в большинстве своем воздерживались от размежевания с существовавшей в то время церковной организацией. При подготовке к изъятию церковных ценностей большевистские лидеры (прежде всего Л. Д. Троцкий) решили срочно «мобилизовать» обновленцев, довести их до полного разрыва с высшей церковной властью и создать их руками полностью подконтрольные режиму марионеточные церковные управления в центре и на местах. Для совершения «церковного переворота» в Москве были намечены три представителя петроградского духовенства, хорошо известные советским спецслужбам...
В отчётном докладе начальник VI отделения ОГПУ Е. А. Тучков заместителю председателя ОГПУ В. Р. Менжинскому о работе отделения в 1923 году в частности писал: «Отправив Тихона в другое помещение, (Донской монастырь) и осевшись в бывшем патриаршем управлении группа эта объявила себя временным высшим церковным управлением и обратилась к верующим с декларацией о том, что Тихон государственный преступник и призывал верующих бороться с контрреволюцией церкви. С этого времени в противоположность антисоветской политике Тихона начинается политика в духе Советской власти и поголовная замена старых Тихоновских архиереев и видных попов своими сторонниками. Таким образом в течение короткого времени в мес[яца] 3-4 почти все Тихоновские антисоветские аппараты, то есть архиереи и епархиальные (губернские) управления были заменены сторонниками ВЦУ. Этим самым было положено начало раскола православной церкви и перемена политической ориентации церковного аппарата».
В том же 1922 году обновленчество раскололось на три группы, не успев объединиться.
«Разделение на разные группы произошло не только из-за личных амбиций лидеров обновленчества, но и в силу разных программ, которые ставили их лидеры: «Живая церковь» ратовала за проведение радикальных реформ (введение белого епископата, разрешение второбрачия клирикам, ликвидация монастырей); «Союз церковного возрождения» добивался «возвращения к первохристианскому демократическому укладу церковной жизни и коммунизацию её по принципам равенства, братства и свободы» с сохранением монашества. «Союз общин древлеапостольской церкви» руководствовался принципом организации прихода как «трудовой религиозно-нравственной коммуны».
По словам Анатолия Краснова-Левитина, лично знавшего многих деятелей обновленчества: «В общем священнослужителей-обновленцев можно разделить на 4 группы: первая — самая многочисленная группа — <…> серые батюшки требоисправители <…> Вторая — прохвосты, присоединившиеся к обновленчеству в погоне за быстрой карьерой, спешившие воспользоваться «свободой нравов», дозволенной обновленцами. О них епископ Антонин сказал : «Ассенизационная бочка православной церкви». Почти все они были агентами ГПУ. Третья — идейные модернисты, искренно стремившиеся к обновлению церкви. Эти жили впроголодь, ютились в захудалых приходах, теснимые властями и своим духовным начальством и не признанные народом. Они почти все кончили в лагерях. Четвёртая — идеологи обновленчества. Блестящие, талантливые, честолюбивые люди, выплывшие на гребне революционной волны. (Так сказать, церковные Бонапарты). Среди них многие <…>, хотя и не все, также были связаны с ГПУ».
Как видите, вопрос языка в ключевые моменты даже не поднимался! Главное было упразднить монашество, ввести женатый епископат и наплодить кучу женатых архиереев по всей России и за рубежом.
Официально обновленцы существовали с 1922 по 1946 (1951) гг. Так вот уже в 1925 году на очередном соборе обновленцев русский язык в богослужении, практиковавшийся в НЕКОТОРЫХ ПРИХОДАХ, был запрещён, а его сторонники подвергались гонениям. Так, спасаясь от обновленцев, перешёл в нашу церковь иеромонах Феофан (Адаменко), известный аскет и переводчик богослужения на русский язык, впоследствии убитый за веру, de facto новомученик. Перешёл со всей общиной, с официальным разрешением продолжать служить уставное богослужение на русском языке (!).
Иными словами, обновленцы допускали иногда, не повсеместно, служение на русском языке всего три года (!), а потом отказались от этой идеи окончательно, потому что для них важнее всего была власть, звания и деньги.
Вот, что писал о своих бывших собратьях известный деятель обновленчества еп. Антонин Грановский: «Ко времени Собора 1923 года не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой. Живоцерковнические и содацевские архиереи не хотели посвящаться в епископы, их производили сразу во второй чин архиепископа. Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков. Наплодилось невероятное количество архиепископов, митрополитов, которым не хватает белого крепу на клобуки. Открылась чудовищная, безудержная, хищная, ненасытная поповская свистопляска, какой-то наградный садизм…»
Делайте вывод сами, друзья.