2 материала с размышлениями об отношении к посту:
1. Татьяна Александрова
Опять разговоры о постах. Для одних в постах нет проблемы, для других - нет смысла. Я за несколько последних лет перетекла из первого лагеря во второй (с тех пор, как стала ходить в тренажерный зал и получила от тренера рекомендации по рациональному питанию, а также проверила их на постном уставе).
Воздержание, в принципе, вещь хорошая, просто даже для здоровья. А также для воспитания силы воли. Но итогом упражнений в воздержании должно быть знание своей меры и нежелание ее превышать. Ну, и кроме того, - это ограничение собственных, индивидуальных пристрастий. "Люблю торт с кремом, но мне это вредно, я не буду".
Что происходит у нас с постами? Во-первых, мы "не как прочие люди". "Пост - это не диета". "Пост - это вообще не о еде". На практике же мы получаем именно диету, причем диету нерациональную. Поклонники поста непременно споют гимн жареной картошечке или чаю с сушками. Но, простите, это очень тяжелая и вредная пища. Особенно в нынешнее время при городском сидячем образе жизни. Именно она, а не мясо с яйцами, "утучняет". Особенно колоритно, когда за пост агитируют люди с ожирением и диабетом. Как можно не видеть, что лишний вес - профессиональная болезнь духовенства и наиболее благочестивого сословия - купечества - с Бог знает каких времен? В итоге появляется ещё один повод навешивать людям вину (в том числе духовенству): недостаточно себя ограничивают.
Посты и постные дни занимают большую часть года. Значит, все это время человек должен на первое место ставить самоограничение. Однако переедание постной пищи начинается не оттого, что человек "забыл о Боге". А оттого, что она просто не дает ему достаточной энергии для его повседневной жизни. Оттого, что рациональную постную диету выстроить намного дороже, чем нерациональную. Отсюда постоянные разговоры о еде, высокомерно пресекаемые теми, кто якобы постиг истинную суть поста.
Т.е. ограничения, если они налагаются, должны быть сугубо индивидуальными. "В пост не буду есть вредного" (про торт уже сказала). Ничего, что это просто диета. Это забота о теле, в которой нет ничего предосудительного. Вместо этого предлагается обсудить пост с духовником, т.е. впустить постороннего в самое что ни на есть интимное пространство. И после этого будут говорить, что прихожане по своей воле не дают священникам покоя и бегают за ними с глупыми вопросами? - Нет, именно это им и предписано делать. В итоге постящиеся по уставу получают кучу ограничений на полезную пищу и уже не в силах отказать себе во вредной.
Кроме того, в воздержании важна непрерывность. А постная дисциплина навязывает человеку постоянную смену пищевых режимов, сопровождаемую обильными заговениями и разговениями, что не только не учит воздержанию, а напротив, уничтожает его в корне.
У сторонников поста ответ на все один: это установление матери-церкви, в нем собрана её мудрость. А вот тут виден главный плод постной дисциплины: исчезновение здравого смысла и способности критически мыслить. Пусть видно, что постный устав нерационален, пусть люди начинают только больше думать о еде или тратить больше денег, пусть приобретают фигуру грушей, - нет, это "установление матери-церкви", а значит, оно мудро.
Вспоминается сказка, которую читала в детстве. "Что муженек ни сделает, все хорошо". Муж пошел на базар продавать лошадь. По пути обменял её на корову. Потом корову на козу. Потом козу на собаку. Потом собаку на кошку. Потом кошку на гуся. Потом гуся на курицу. Потом курицу на яйца. Наконец, яйца на гнилые яблоки. И с этими яблоками вернулся домой, где любящая женушка встретила его с распростертыми объятиями: "Что муженек ни сделает, все хорошо?"
Не достигли ли мы уже меры этой женушки?
Комментарии
****
2. Томас Кранмер
Вообще, церковный пост - это одна из тем, к которым я утратил интерес ну очень давно. Я продолжаю отслеживать, когда начинаются церковные посты лишь для того, чтобы сказать с амвона людям что-то вроде "начинается пост, но все мы знаем, что главное - это не есть друг друга, любовь-морковь, и совершенно не важно, что мы кушаем, если это с аппетитом и в хорошей компании, а в качестве аскезы лучше поменьше табаку курить и не слишком упиваться, когда ходите на шашлыки".
Однако ж тема всплыла в ленте, а Мерность Наша - в каждой бочке затычка. Так что вот.
В нынешней православной теории поста как ограничения на известные сорта пищи есть три объяснения того, зачем оно надо:
(1) Смысл пищевого поста - именно в составе продуктов. Скоромные продукты отрицательно влияют на духовную жизнь, "отягощают", мешают молиться и прочее.
(2) Смысл пищевого поста - в том, чтобы пища была простой, и оставалось больше времени на "духовную жизнь", помощь ближним и т.п.
(3) Смысл пищевого поста - в "послушании Церкви".
В первом случае логика говорит, что надо любой ценой (ну, без крайностей) следовать церковному кашруту, ибо он работает, и это доказано. Ну и что, что это дорого и невкусно и геморройно - мы же пьем дорогие и невкусные лекарства. Однако ж действие лекарств доказано клинически, а тут мы имеем место с дорогой и муторной магией, доказать пользу которой невозможно, причем и наука, и пастырская практика свидетельствуют, что этой пользы скорее нет.
Начиная со второго пункта весь "постный устав" трещит по швам. Если дело в простоте, дешевизне и свободе, то самая постная пища (уровня сухоядения) - это курица и свинина, а также молочные продукты. И еще яйца. Я могу позавтракать яйцом с луком и майонезом, а могу жарить кабачок. Яйцо дешевле, готовится 3 минуты, ну, вы поняли. Про то, что кусков окорока или индейки можно насолить на неделю вперёд (займёт 10 минут) и запекать их через день, тратя время лишь на включение духовки, я вообще молчу.
Третий пункт - вообще ахинея. Никакого постного устава, кроме Типикона, в Православной Церкви вообще нет. А Типикон в Церкви прошёл отрицательную рецепцию, т.е. в общем и целом, Церковь его отвергла. Служба по Типикону не совершается нигде и никогда. Пост по Типикону соблюдают лишь самые решительные реконструкторы (вроде тех, что Перуну молятся).
Поэтому что бы там ни случилось с постами в дальнейшем, нынешняя их теория (любая) не катит.
Мне думается, что можно с равной пользой есть мясо и не есть его (возможно, не есть даже полезнее). Но в духовном отношении пост, по-моему, скорее вреден, чем полезен - просто потому, что он создает иллюзию созидательной деятельности там, где этой деятельности даже близко нет. Но это именно по-моему.
А "не есть людей" можно даже по великим и двунадесятым праздникам. Я у Бога спрашивал, Он тоже так считает.
Комментарии |