"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Четверг, 15.11.2018, 17:41
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
православное богословие [12]западное богословие [3]
католицизм [1]протестантизм [0]
богословие XX века [2]свобода воли [1]
бессмертие [1]экуменизм [5]
отцы церкви [2]литургика [0]
догматика [0]христология [0]
мариология [0]экклесиология [1]
каноны, каноническое право [3]церковная письменность, жития [2]
монашеские писания [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Богословие » православное богословие

Вера в Бога как Личность. Бог, открывшийся в Библии

Бог, открывшийся в Библии

 

       В Библии нет слова «религия»; она учит о «познании Бога» (Ис 53:11), Который говорит с верными, прежде всего, через Своих избранников. Принято обычно считать, что главной чертой этого «Богопознания» является монотеизм, чистое единобожие Ветхого Завета. И действительно, все другие верования только приближались к понятию о едином Боге, но никогда не дорастали до истинного монотеизма. Одни рассматривали Божество как безликую Силу, разлитую в мироздании, другие ставили рядом с Ним второстепенных богов, третьи верили в два высших начала: злое и доброе. Некоторые мудрецы (в Греции и Индии) утверждали, что Бог в Своей сущности непостижим, а язычество приписывало богам человеческие свойства, даже низменные страсти. Только в Ветхом Завете открывается единый Бог, превосходящий все бытие, сокровенный и несоизмеримый с человеком и природой, но в то же время Он — Бог Живой, личностный, изливающий Свою любовь на творение.

      Бог, Который открывается в Ветхом Завете, — не безликая космическая Мощь, а Творец, создавший всё Своей волей и Словом. Он свят (евр. кад`ош), то есть обладает неисповедимой природой, абсолютно отличной от всего тварного («Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших».   (Ис 55:8-9).

          Но это не холодная Первопричина деистов, равнодушная к делам мира, а благой Промыслитель. Он — Бог правды и справедливости, непримиримый ко злу, однако Он же — и Бог-Спаситель, прощающий, исцеляющий, ведущий тварь к возрождению и обновлению. Он проявляет Свою мудрость в мироздании, но более всего открывает и осуществляет Свою волю в событиях человеческой истории. Бог Библии назван «ревнителем», ибо Он ждет от человека абсолютной верности и любви; рядом с Ним не может быть терпим никакой «идол», никакое «иное служение»; Он должен полностью царить в сердцах и жизни людей. Чтобы оттенить, подчеркнуть отношение Живого Бога к миру и человеку, библейские писатели иногда прибегали к антропоморфизмам, то есть как бы наделяли Его «очами», «руками», человеческими чувствами. Однако это лишь иносказательный язык Писания, подобный условному, символическому языку иконы.

       И наконец, Бог Библии есть Бог Завета <Завет - значит Союз>. Он создает духовные узы между Собой и человеком, ведет с ним диалог, призывает Его к соучастию в Своих созидательных замыслах. Не просто покорного предстояния требует Он, а активного служения. В этом смысл Завета (Союза, Договора), заключенного Им с избранными людьми. Таким образом, библейская религия есть богочеловеческая и венцом ее становится Богочеловек (Иисус Христос)

(из книги Исагогика) http://www.bible-center.ru/book/isagogika#chapter=isagogika~001~000~002

 

Вера в Бога как Личность

епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

В Символе веры не сказано: «Верую, что Бог существует», но сказано: «Верую во единого Бога». «Вера, что» и «вера в» отличаются между собой решающим образом. Я могу верить, что кто-то или что-то существует, однако эта вера не имеет никакого практического значения для моей жизни. Я могу открыть телефонный справочник на фамилию Уиган и просмотреть все имена, указанные на данной странице; и по прочтении я готов поверить, что некоторые (или даже большинство) из этих людей действительно существуют. Но лично никого из них я не знаю, с Уиганом никогда даже не встречался, и поэтому моя вера в то, что они существуют, не имеет для меня никакого особого значения.

С другой стороны, когда я говорю горячо любимому другу: «Я верю в тебя»,— то совершаю гораздо больше, нежели просто выражаю убежденность в том, что этот человек существует. «Я верю в тебя» означает: я обращен к тебе, я полагаюсь на тебя, я полностью доверяю тебе и я надеюсь на тебя. Именно это мы говорим Богу в Символе веры.

Вера в Бога, таким образом, абсолютно не похожа на то, что называется логической очевидностью, с которой мы воспринимаем евклидову геометрию. Бог не есть вывод по результатам мыслительного процесса, не решение математических задачи. Верить в Бога не принимать возможность Его существования на основании того, что некий теоретический довод «доказал» нам, но это значит верить в Того, которого мы знаем и любим.

 

Поскольку вера не есть логическая очевидность, а личное отношение, и поскольку это личное отношение настолько несовершенно в каждом из нас и нуждается в постоянном развитии, вера никоим образом не может существовать об руку с сомнением. Но два эти понятия не являются взаимоисключающими. Вероятно, есть такие люди, Божьей милостью сохраняющие всю свою жизнь младенческую веру, которая позволяет им безропотно принимать всё, чему их научили. Однако для большинства живущих сегодня на Западе такое отношение просто невозможно. Мы должны сами кричать: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Еванг. от Мк. 9:24). Для многих из нас это напомнит молитву, постоянно возносимую нами вплоть до врат смерти. И в то же время сомнение само по себе не есть недостаток веры. Оно может означать обратное: то, что наша вера жива и непрестанно растёт. Поскольку вера значит не пресыщение, а риск, не бег от незнания, а уверенное продвижение на встречу ему. Касательно этого вопроса каждый православный христианин с готовностью примет как свои слова епископа Д. Робинсона: «Акт веры есть постоянный диалог с сомнением». И как правильно говорит Томас Мертон: «Вера — это источник вопрошания и борьбы, пока она не станет источником уверенности и мира».

Таким, образом, вера означает личное отношение с Богом, отношение несовершенное и неуверенное, однако не менее реальное. Бога познавать надо не как теорию или отвлеченный принцип, но как Личность. Знать личность — гораздо больше, чем знать факты об этой личности. Знать личность — это, по сути, любить её. Не может быть истинного осознания другой личности без взаимной любви. Мы ничего по-настоящему не знаем о тех, кого ненавидим.

Вот два пути свидетельствования о Боге, Который превосходит наше понимание:

Он есть Личность, и Он есть Любовь.

И это два основных пути говорения о Боге. Именно через личную любовь мы входим в тайну Бога. Как сказано в сборнике «Облако незнания»: «Его можно возлюбить, но не помыслить. Любовью Его можно поймать и удержать, но мыслью — никогда».

Категория: православное богословие | Добавил: didahe (25.10.2017)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог