"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 26.04.2024, 02:15
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
православное богословие [45] западное богословие [14]
католицизм [4] протестантизм [7]
богословие XX века [7] свобода воли [1]
бессмертие [7] экуменизм [6]
отцы церкви [8] литургика [4]
догматика [1] христология [1]
мариология [2] экклесиология [6]
каноны, каноническое право [10] церковная письменность, жития [3]
монашеские писания [2] Евангелическое [3]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Богословие » отцы церкви

Стараться ли нам понять Священное Писание?

А вы знаете, что значит толковать Писание "от ветра головы своея"?

Ветер дует, где хочет. Ты слышишь его шум, но не можешь определить, откуда он приходит и куда уходит. Так же и с каждым рожденным от Духа. (Ин 3:8)

**

 

Пишет Дарья Сивашенкова

1.

Есть два приема в дискуссии, от которых у меня скрежет зубовный.

Первое. "Мы (в худших случаях "вы") не святые, поэтому не можем в полной мере понять/ощутить/пережить/воспринять нечто. То ли дело святые, куда нам до них! Наше дело маленькое да смиренное, на многое нам нельзя замахиваться. То святые воспаряли, а нам бы ползать, ползать. Они-то - оооо, а мы-то - уууу".

Смирение - это хорошо, конечно, но смиряться надо за свой счет, а не за счет собеседников. Другими словами, если я о ком-то и могу со стопроцентной убежденностью сказать "не свят", то только о самой себе. Больше ни о ком. Почем я знаю, святы или не святы мои собеседники, кто дает мне право выражаться в духе "со свиным-то рылом да в калашный ряд"? Сама я исхожу из убеждения, что мои собеседники, даже если сейчас не святы, святы потенциально, любой из них может просиять во Христе так, как мне и не снилось.
Есть в этом какое-то искусственное занижение своей и не только своей планки, нарочное желание опустить человека пониже. А зачем? А вдруг перед тобой правда святой, только тебе это до поры неведомо?

 

2.

Второй прием естественно вытекает из первого и звучит примерно так: "Святые отцы сказали/написали - и что мы можем к этому добавить?"

Ну раз мы ничего не можем добавить, так какой вообще смысл в нас?

И да, я писала уже и повторю: думаю, что Отцы с удивлением и горечью узнали бы, что их тексты, образец великой свободы творчества, мысли и духа, превратили в заслон для мысли последующих христианских поколений. Что вместо того, чтобы думать, размышлять, подхватывать их мысли - разрешено будет только комментировать и цитировать.

Жив Христос, жива Церковь, жив Дух и неисследимы глубины истины Христа. В них можно нырять до Страшного суда, доставая всё новые и новые жемчужины, а не только любоваться теми, что достали до нас, и уверять, что нового жемчуга в океане не осталось, или что мы не в состоянии его достать.

Потому что там, где умирает мысль - иссякает Дух.

https://www.facebook.com/la.cruz.33/posts/1834441383246077

 

Из комментариев:

Свящ. Сергий Серов: Это так именуемое "смирение" , больше похоже на "мы , онтологически отсталые".Дарья Сивашенкова: Мне кажется, тут еще глубокая нелюбовь к себе и страх увидеть что-то большое в себе и в других. В других - потому что можно позавидовать, в себе - потому что это ко многому обяжет. Лучше уж жить под лозунгом "наше дело маленькой, за нас, дурачков сирых, святые все почувствовали и подумали".

Свящ. Сергий Серов:   Вы знаете , если бы это были хоть собственные мысли , а так навязанный шаблон .
Дарья Сивашенкова: ну, не всякому всякий шаблон навяжешь, имхо. Должно быть некое расположение к тому, чтобы согласиться считать себя и других маленькими и ничтожными, и учить этому.
Свящ. Сергий Серов: Или же в этом есть некое "удобство".
Мария Травкина:  Именно удобство - как страх личной свободы. Поэтому и "святии отцы рекоша", и игры в послушание-духовничество.

 

3.   

Никак не могу понять, откуда взялась идея, что простому человеку нельзя своим умом понимать Писание. Страшно, опасно, чревато впадениями в прелесть. Как будто это не откровение Бога человеку, данное для спасения, а море, полное гадов, акул и крокодилов, которые того гляди цапнут и сожрут смельчака. И входить в это море могут только бесстрашные святые отцы. То есть, извините, не могут, а могли. Давно уже никто не может, разрешено только повторять написанное.

По-моему, это уже было. "Этот народ невежда в Законе, проклят он" (Иоанн 7:49), узнаете? И говорили это, как вы помните, вовсе не христианские проповедники.

Но Христос в Евангелии говорит: исследуйте Писания. Призывая к этому каждого христианина. Но апостолы и первые христиане пишут друг другу (еще не зная, что создают Новый Завет), и их тексты не несут никакой опасности и вреда - они делятся радостью о Христе и заботами о проповеди.

Почему в какой-то момент Писание становится опасным, словно болото, через которое есть одна-единственная тропинка, а шаг влево - шаг вправо - упадешь в трясину и сгинешь?

Евангелие написано для каждого из нас и понимать его можем мы все. И для каждого из нас в Писании есть свои цепляющие места, отзывающиеся радостью, болью, сопереживанием, узнаванием. Да, пусть не все поймут на уровне святых отцов, но - все равно во спасение, во соединение с Христом. Конечно, для этого надо стараться, не довольствуясь каким-то примитивным смыслом, но это возможно, это не губительно.

Да, конечно, хорошо сверять и дополнять свое понимание - святоотеческим, то есть, тех людей, которые посвятили этому жизнь и в ком просиял Христос. И, если расхождения слишком серьезны, то думать и думать над своим: в чем ошибка, где пошел не туда. Это - уже вопрос доверия опыту Церкви. Но доверие чужому опыту не отрицает получение своего!

А может... может, и ошибки нет. Может, есть два понимания, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Не каждого несхождения нужно пугаться. Думать. Думать надо. Со всех сторон обдумывать. Думать и молиться, потому что просветить Светом Своего понимания Господь может и хочет любого из нас.

Скажу дерзость - опыт Церкви надо дополнять своим опытом, это же вечно живая и вечно новая Церковь, в конце концов, а не музей. Принесенное тобой, пережитое изнутри, по-настоящему тебе родно и по-настоящему соединяет тебя с полнотой церковного опыта.

И святоотеческое понимание можно дополнить своим. Развить мысль, которая показалась бесконечно важной именно для тебя. Потому что в каждом из нас есть свои струны, на которых звучит Писание, и ни в ком они не повторяются, у каждого своя изумительная мелодия.

По-моему, так (с)

P.S. А авторитет Отцов не в том, чтобы при каждой попытке помыслить самостоятельно бить по башке со словами "святые отцы рекоша и нечего тут рассуждать!" Авторитет их зиждется на добровольной, а не принудительной основе: на красоте, на глубине, на стройности их рассуждений, с которыми не хочется идти капитально вразрез.

Хотя, судя по всему, многие ревнители не верят, что такая основа может быть добровольной.

 

Из комментариев в п.3.

 

Фёдор Лобанов: Отцы Церкви не знали, что они "отцы". Они просто толковали Писание сами, они его любили (а не повторяли за другими). И мы будем их последователями, если тоже будем стараться его понять, что оно СЕГОДНЯ говорит нам. А если будем только повторять то, что сказано давно - то тем самым изменим их духу.

Дарья Сивашенкова: Да. именно так. Писание, Евангелие написано для каждого из нас и ждет именно наших глаз и ума. 
Свое нельзя заменить ничем. Даже самым восхитительным чужим.

Фёдор Лобанов: Да, И, в то же время, оно написано не только для каждого из нас , но и для нас, собранных вместе. Поэтому никто сам по себе не может понять его до конца. Следовательно, надо делиться друг с другом тем, что мы в нём видим. слышим и чувствуем.

Дарья Сивашенкова: Делиться, да, но ни в коем случае не навязывать свое как единственное.
Кстати, убеждена, что святые отцы никогда не навязывали.
И, кстати, у них в толкованиях встречаются расхождения, и никто от этого в обморок не падает.

Фёдор Лобанов:  ""не навязывать свое как единственное""" Конечно. Поэтому у нас на Евангельских группах принцип - делиться, но не спорит, не опровергать брата/сестру.

 """у них в толкованиях встречаются расхождения, и никто от этого в обморок не падает""" Да, все толковали по разному, единого мнения не было

 

https://www.facebook.com/la.cruz.33/posts/1835970973093118

 

Категория: отцы церкви | Добавил: didahe (28.06.2018)
Просмотров: 869 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог