"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Четверг, 25.04.2024, 17:39
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библеистика [16] Толкование НЗ [72]
Толкование Евангелия [55] Толкование Апостола [12]
Размышления [12] Толкование Ветхого Завета [44]
Экзегетика [4] Текстология НЗ [10]
Текстология ВЗ [5] Археология [2]
Исагогика [3] Толкование Апокалипсиса [15]
Комментарий к Марку [16] Комментарий к Матфею [4]
Комментарий к Луке и Деяниям [3] Комментарий к посланиям [5]
Толкования отцов Церкви [4] Толкования святых [6]
Поздние комментарии [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Библеистика » Толкование Ветхого Завета

О пророке Исайе

Пророк Исайя

 

Его книгу можно читать здесь (Хрестоматия "Как читать Библию) и  здесь (Библия целиком)

Проходит около 20 лет после пророка Осии. И уже в Южном царстве (Амос и осия были в южном)  возникает могучий пророк Исайя. Его деятельность описывается  в книгах Царств. Это историческая личность, он был штатным пророком при царе Иосии.

Имя пророка (ивр. ‏יְשַׁעְיָהוּ‏‎ Иешая́ху) переводится «Яхве есть спасение» Он выходец из знатной  семьи, родился в Иерусалиме около 765 года до Рождества Христова.

Будучи царсским  пророком, он давал  советы царю, и по его советам была произведена религиозная реформа, восстанавливающая единобожие в Иудее, в Южном царстве. И происходит это в тот самый момент, когда Ассирия, нападает на Северное царство и разрушает его, это 703-й год до н.э.

Северное царство прекращает свое существование, народ уведен в плен, и те же самые ассирийцы идут войной на Южное царство.  (Согласно Четвертой книге Царств, во время царствования Езекии на Иудею напал ассирийский царь Сеннахирим.) И уже захватили практически все города и уже встали вокруг Иерусалима. Но по совету Исаии царь проводит реформу, весь народ приносит покаяние Богу, обращается к Нему, уничтожаются все языческие истуканы.

 После этого Исаия послал к Езекии сказать, что Бог услышал его молитву. Войско противника было истреблено (4Цар. 19:14—37).

Ассирийцы не смогли взять Иерусалим, им пришлось отступить. Возникают у них в тылу какие-то проблемы, какие-то народы начинают их бить с тыла, в самом стане ассирийцев возникает какая-то непонятная эпидемия. В результате им приходиться отойти. И Южное царство остается существовать еще почти 150 лет.

И только потом пришел уже другой народ, образовавший свое царство уже в Междуречье, победивший Ассирию, это вавилоняне. И вавилоняне уже разрушают потом Южное царство (когда оно вновь отпадает в язычество).

 ПРИЗВАНИЕ ПРОРОКА

Очень интересно Исаия рассказывает о том, как Бог его призвал, когда ему было около 20 лет.

Ис.6:1-4

«В год смерти царя Озии видел я Господа,
сидящего на престоле высоком и превознесенном,
и края риз Его наполняли весь храм.

Вокруг Него стояли Серафимы;
у каждого из них по шести крыл:
двумя закрывал каждый лицо свое,
и двумя закрывал ноги свои,
и двумя летал.

И взывали они друг ко другу и говорили:
Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!  (то есть Ягве Воинств)
вся земля полна славы Его!

И поколебались верхи врат от гласа восклицающих,
и дом наполнился курениями».

 

Итак, Исаия приходит в храм, и вдруг открывается ему видение Божьего присутствия в этом храме. Он не видит Бога, но он видит все знаки Его присутствия, Его славу. И вместе с этим он видит какое-то торжество на небесах, ангелы поют словословие Богу, картина неземного праздника  вот, что увидел Исаия.

Как вы думаете, какая его реакция должна быть? Казалось бы, возрадоваться вместе?..

Ис.6:5

«И сказал я:
горе мне! погиб я!
ибо я человек с нечистыми устами,
и живу среди народа также с нечистыми устами, —
и глаза мои видели Царя, Ягве  Саваофа»

 

Вот реакция человека. Перед лицом Славы Божией, он вдруг яснее ясного видит всю свою черноту, всю свою невозможность присутствовать на этом празднике, потому что нет места греху в этом празднике. И он говорит – тогда мне нужно погибнуть, если я здесь и Бог здесь, нам вместе здесь невозможно, я должен умереть.

 

Ис.6:6-8

«Тогда прилетел ко мне один из Серафимов,
и в руке у него горящий уголь,
который он взял клещами с жертвенника,
и коснулся уст моих и сказал:


вот, это коснулось уст твоих,
и беззаконие твое удалено от тебя,
и грех твой очищен.

И услышал я голос Господа, говорящего:

Кого Мне послать?
и кто пойдет для Нас?

И я сказал:
вот я, пошли меня».

Вот так совершается призвание пророка Исаии. Бог Сам очищает ему уста, чтобы он мог говорить слово Божие, чтобы он мог нести это слово народу. И Исаия, у которого есть выбор, как ответить на вопрос "Кого Мне послать?"  отвечает – пошли меня. Это совместное действие, Божий призыв и человеческий ответ – да, я согласен, возьми меня, пошли меня.

И вот, что говорит тогда Бог Исайе –

Ис.6:9-11

«И сказал Он:
пойди и скажи этому народу:
слухом услышите — и не уразумеете,
и очами смотреть будете — и не увидите.
Ибо огрубело сердце народа сего,
и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули,
да не узрят очами, и не услышат ушами,
и не уразумеют сердцем,
и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

И сказал я: надолго ли, Господи?».

Заметьте, и Амос точно так же спрашивал у Бога, и Исаия спрашивает. Человек, к которому обращено слово Божие, открывает в себе возможности любить других. Ну, что ему, казалось бы, до других? Нет. Он переживает за них и спрашивает – надолго ли эта катастрофа, это огрубление сердца, эта беда с человеком, надолго ли это будет происходить?

Ис.6:11-13 «Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; [но] как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, [остается] корень их, так святое семя [будет] корнем ее».

В том, что открывает Бог Исайе, появляется еще один образ – корень. И дальше этот образ будет у пророков вновь и вновь возникать. И этот корень будет связываться с именем Давидовым, уже здесь у Исаии мы сейчас это увидим. И семя, вот это семечко, семя святое, святое – значит, принадлежащее Богу. Именно в нем оказывается залог всего спасения, в нем начаток всего спасения, в маленьком единичном зернышке, но зернышко это святое, семя это святое. Вот, что услышал Исаия.

Песнь о винограднике

 

 

Дальше он выходит на проповедь и говорит точно то же самое, что говорят все пророки. Он обличает народ во грехе и призывает вернуться к Богу.

Начало его пророчествований  датируют приблизительно 740-ми годами до н. э.

Деятельность Исайи пришлось на период правления царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии

 У Исаии явный совершенно дар, дар литературный, поэтический.

Вот как он говорит, например:

 

Ис.5:1-2

«Воспою Возлюбленному моему
песнь Возлюбленного моего
о винограднике Его.

У Возлюбленного моего
был виноградник
на вершине утучнённой горы,

и Он обнес его оградою,
и очистил его от камней,
и насадил в нем отборные виноградные лозы,
и построил башню посреди его,
и выкопал в нем точило,

и ожидал, что он принесет добрые гроздья,
а он принес дикие ягоды».

 

Вы понимаете, что он говорит? Он говорит притчу. И притча оказывается тоже способом пророчества.

Ис.5:3-7

«И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды,
рассудите Меня с виноградником Моим.

Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего,
чего Я не сделал ему?

Почему, когда Я ожидал,
что он принесет добрые гроздья,
он принес дикие ягоды?

 

Итак Я скажу вам,
что сделаю с виноградником Моим:

отниму у него ограду,
и будет он опустошаем;
разрушу стены его,
и будет попираем,
и оставлю его в запустении:

не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, —

и зарастет он тернами и волчцами,
и повелю облакам
не проливать на него дождя.

Виноградник Ягве  Саваофа есть дом Израилев,
и мужи Иуды — любимое насаждение Его.

И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие;
[ждал] правды, и вот — вопль».

 

В современном переводе:

Я спою о моем Друге  — это песня о Друге и винограднике его.
У Друга моего виноградник есть на плодородном холме.
2 Он оградой его обнес, от камней очистил,
посадил в нем красный виноград, сторожевую башню воздвиг, давильню построил.
Надеялся собрать гроздья, но ягоды — кислы!


3 «Вот, жители Иерусалима, обитатели Иудеи, рассудите Меня с виноградником Моим!
4 Что можно для виноградника сделать, чего бы не сделал Я?
Я надеялся собрать гроздья — почему же ягоды кислы?


5 Вот, Я расскажу вам, что Я сделаю с виноградником Своим!
Я лишу его ограды — пусть оберут его дочиста; стену разрушу — пусть вытопчут его.
6 Я отдам его на разоренье — пусть, не подрезан и не прополот, зарастёт он колючим терном.
А облакам прикажу не лить на него дождь».


7 Виноградник Господа Воинств — это народ Израиля;
обитатели Иудеи — лоза, дорогая Господу!
Он надеялся увидеть правосудие, а нашел беззаконие,
надеялся праведность увидеть, а слышит жалобы и вопли!

 

И дальше мощнейший текст –  многократное повторение, горе вам, такие-то, такие-то, совершающие то и то, горе вам такие-то, такие-то:

 

Ис.5:8

Горе тем, кто приобретает дом за домом, поле за полем! Уже и места не осталось! Что, лишь вам дано жить на земле?
 Я слышал, как Господь Воинств поклялся: «Домов много, но они придут в запустение! Большие, прекрасные дома станут безлюдны.

 Горе тем, кто с утра пораньше ищет, чего бы выпить,
и просиживает допоздна, разжигая себя вином!
 Лиры и арфы, бубны и флейты! Льется вино на этих пирах!
А на дела Господа не смотрят они — на то, что свершает Господь, не глядят.
 И вот, за свое неразумие в изгнанье идёт народ мой!
Страдает от голода знать, простой люд жаждой измучен.


 И вот разверзся Шео́л [Ад], широко распахнул свою пасть: туда сойдут и вельможи, и люд простой, все, кто шумел и ликовал.
 Пали, унижены люди, потупили взор гордецы.


 Господь Воинств справедливостью Своей возвеличен! Святой Бог Своим правосудием показал, что Он свят.


 …Здесь, словно на пастбище, будут пастись овцы; ягнята будут пищу искать на разоренной земле.
 Горе тем, кто на веревках лжи тащит за собою зло, впрягшись в грех, как в телегу!


19 Они говорят: «Ну же, пусть дела Его станут видны поскорее,
вот тогда мы и поглядим!
Пусть же придет и свершится то,
что предрек Святой Бог Израиля,
вот тогда и убедимся!»


 Горе тем, кто зовет зло добром, а добро называет злом,

свет подменяет тьмою, а тьму — светом,

сладость подменяет горечью, а горечь — сладостью!


 Горе тем, кто мудр в собственных глазах, кто сам считает себя мудрецом!
 Горе тем, кто богатырь — как пить вино, и герой — как пить брагу с приправами!


 За взятку оправдывают злодея, а кто прав, тот уходит ни с чем!


 Поэтому, как пламя сжигает стерню,
как горит в огне сухая трава,
так обратится их корень в гниль,
а цветы их, как пыль, улетят.
Ведь они отвергали Закон Господа Воинств,
они пренебрегали словами Святого Бога Израиля!

 
И  потом мы с вами увидим тот же самый прием в проповеди Иисуса. Господь Иисус много раз цитирует пророка Исаию. Он очень любит его пророчества, знает их, и очень часто их цитирует, чуть-чуть переделывая. Он тоже будет говорить о винограднике, но притча о винограднике будет немножко другая. Он будет говорить – «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Но то, в чем Он их будет обличать, будет чуть-чуть другим, но очень похоже.

**

Обратите внимание на эти слова в пророческой речи:

Горе тем, кто зовет зло добром, а добро называет злом,

свет подменяет тьмою, а тьму — светом,

сладость подменяет горечью, а горечь — сладостью...

 

Общество, построенное на лжи меняет все понятия местами.Плюс на минус и наоборот. В художественной форме это остроумно было показано в  русском фильме (по повести Джанни Родари):

 


Дева во чреве имет и родит Сына

Идем дальше по тому, что открывает Бог через Исаию.

Картина такая: нападают на Иудею три царя, собрались вместе и напали на Иудею. И правит в это время некий царь, который формально иудей, но по сути - вполне язычник, но Исаия при нём советником. И Исаия ему говорит – обратитесь к Богу, возопите к Нему и всё будет в порядке. На что этот царь говорит – не буду. Очень интересное решение царя – "а вот не буду". Он там со своими советниками поговорил  и решил: "а нечего тут, те цари всё равно сильнее, всё равно с ними не справиться, незачем, не буду!"

И вот, что говорит Исаия:

Ис.7:13

«Тогда сказал [Исаия]:
слушайте же, дом Давидов!
разве мало для вас затруднять людей,
что вы хотите затруднять и Бога моего?».

Это очень интересная фраза. Речь идет о том, что если обратятся к Богу, то Бог даст Свою силу этим людям для того, чтобы выстоять в войне. Но если они не обращаются, то тогда Богу приходится каким-то образом действовать Самому. Это большее затруднение для Бога, если к Нему не обращаться. Так вот, –

 

Ис.7:14-16

«Итак Сам Господь даст вам знамение:
се, Дева во чреве приимет
и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
Он будет питаться молоком и мёдом,
доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе;
ибо прежде нежели этот младенец
будет разуметь отвергать худое и избирать доброе,
земля та, которой ты страшишься,
будет оставлена обоими царями её».

 

Впрямую здесь пророчество такое – не бойся, Бог за тебя, поэтому сейчас рождается младенец, и пока этот младенец вырастет настолько, чтобы начать разбирать худое и доброе (то есть до какого уровня сознательности, он ещё пока будет есть только молоко),  к тому времени те, кого ты боишься (цари, которые на тебя напали), падут, и ничего страшного с тобой не произойдет. Вот прямой смысл этого пророчества.

Но здесь есть какие-то удивительные подробности. Здесь есть странное использование слова «дева» – «се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Здесь есть разные варианты. В языке оригинала слово, которое там стоит, означает или молодую женщину  или деву (девственницу), но не означает жену.
Знамением спасения народа становится рождение какого-то младенца, и имя этого младенца очень значимое, имя Еммануил означает «С нами Бог». Это маленькая подробность, мелькающая в пророчестве. Отчего, почему? Может, сам пророк не знает ещё, что он говорит. 

Первый смысл, когда он это произносит -  то, что в ближайшие два года эти царства, которые напали, падут и все будет в порядке. 
Но за тем, что он говорит, стоит более глубокий смысл – спасение связывается с рождением некоего младенца, имя которого означает присутствие Бога с нами.

Ибо младенец родился нам

И дальше – 

Ис.9:1

«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову;
но последующее возвеличит приморский путь,
Заиорданскую страну, Галилею языческую».
 

 

С чего вдруг возникает в пророчестве Галилея, из самых незначимых в Палестине мест?

 

Ис.9:2-5

«Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
Ты умножишь народ, увеличишь радость его.

Он будет веселиться пред Тобою,
как веселятся во время жатвы,
как радуются при разделе добычи.

Ибо ярмо, тяготившее его,
и жезл, поражавший его,
и трость притеснителя его
Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

Ибо всякая обувь воина во время брани
и одежда, обагренная кровью,
будут отданы на сожжение, в пищу огню».

 

«В день Мадиама» – то есть, в день выхода из Египта. О чем он говорит? Речь идет в контексте того, что будет катастрофа, будет плен, и Исаия об этом говорит. Это касается уже и Южного царства, что плен-таки будет, но будет потом возвращение из плена, будет восстановление и «Ты умножишь народ, увеличишь радость его, будет веселиться», все будет хорошо. «Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его, Ты сокрушишь», то есть тот народ, который поработит Израиль, тоже падет, он тоже исчезнет.

Но вместе с этим связано еще одно – «всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню», то есть войны кончатся, то, что уже мы с вами слышали, пророчество о том, что будет мир. Восстанавливается не просто царство Израилево, но полный мир будет восстановлен.

 

И  в связи с темой прекращения войн, установления мира смотрим пророчество Исайи из главы второй

глава 2, стихи 2-4.

В кругу учеников Исайи ходило в те дни пророчество о великим будущем Сиона. Оно возвещало День Господень, но уже не в плане суда, а в плане спасения:

В тот День утвердится гора Дома Ягве во главе гор и возвысится над холмами.
И соберутся к ней все племена, и придут народы многие, и скажут:
«Пойдемте, поднимемся на гору Ягве, к дому Бога Иакова,
И Он научит нас путям Своим, и пойдем мы по стезе Его»

Это единение совершится не мечом, а притягательной силой истины

Ибо из Сиона выйдет Учение и Слово Ягве—из Иерусалима
И Он будет судить между племенами, говорить ко многим народам,
И они перекуют мечи свои на плуги и копья свои на серпы ;
Не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться войне.

 

Перекуём мечи на орала

 

Это же место в Синодальном переводе:

"И будет в последние дни,
гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами,
И потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут:
придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева,
и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его.

Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима.
- И будет Он судить народы, и обличит многие племена;
и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы;
не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать".

 

Орало это плуг, орудие для того, чтобы пахать землю.

 

С чем же связывает  пророк это установление вечного мира, вечной гармонии в творении Божием?

С Младенцем!

 

Ис.9:6-7

«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
и нарекут имя Ему:
Чудный,
Советник,
Бог крепкий,
Отец вечности,
Князь мира (покоя).

Умножению владычества Его и мира нет предела
на престоле Давида и в царстве его,
чтобы Ему утвердить его и укрепить его
судом и правдою отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это».

(Судом значит правосудием. Рамена - плечи)

Итак, с восстановлением царства, причем таким восстановлением, которое даст полный мир, связывается опять рождение младенца. Причем «умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида», опять связано с Давидом, «и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». Речь идет о том, что будет некое вечное царство установлено через этого самого младенца. И этот младенец – царь из рода Давидова, потомок Давидов, все очень хорошо, понятно.

Но обратите внимание на имена этого младенца. Чудный – это не значит, как у нас "чудный ситчик", чудный – это значит, имеющий отношение к чудесам, вот, что означает это слово.

Слово Советник — это не тот, кто дает советы, это тот, кто владеет Советом. А совет, если вы откроете 118 псалом, вы увидите, как постоянно закон, заповеди Божии называются советом Божиим. Советник – это тот, кто владеет советом, тот, кто владеет правильным путем следования. Покажите мне такого человека?

А дальше Бог Крепкий – нет комментариев. 

Отец вечности – нет комментариев. 

Князь мира – иногда может путаться с тем, как в Новом Завете будет «идёт князь мира сего», говорит Иисус о сатане. Князь мира сего, не забывайте про это сего (то есть ЭТОГО мира, земли, на которой сейчас правил зло и грех) -  совершенно другой смысл. 

Князь мира, как здесь, у Исайи  написано – это царь не мира, как вселенной, а мира, как противоположности войне. Тот, в руке которого полный мир, а мир в этом языке – это шалом, это то самое, что в седьмой день творения. (Быт 1, 2) Эта та самая полная гармония, которой завершается всё творение. Таким образом одно, из имен этого младенца – это Царь полной гармонии в мироздании.

Как вам кажется, к кому такие имена могут относится? Понятно, к Богу. Только Бог есть Бог крепкий, только Бог есть Отец вечности, и только Бог есть Князь мира (покоя). Таким образом, пророчество имеет двойной смысл. С одной стороны, в пророчестве речь идет о нормальном младенце, который рождается, причем в потомстве Давидовом (то есть Он - Царь, поскольку из царского рода), а с другой стороны, то, что о Нём говорится, к человеку никак не приложимо, а приложимо только к Богу.

Он будет судить по правде и по истине

И дальше – 

Ис.10:20-21

«И будет в тот день:
остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова
не будут более полагаться на того, кто поразил их,
но возложат упование
на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно.
Остаток обратится,
остаток Иакова — к Богу сильному».

И дальше – 

Ис.11:1-5

«И произойдет отрасль от корня Иессеева,
и ветвь произрастет от корня его;
и почиет на Нём Дух Господень,
дух премудрости и разума,
дух совета и крепости,
дух ведения и благочестия;
и страхом Господним исполнится,
и будет судить не по взгляду очей Своих
и не по слуху ушей Своих решать дела.

Он будет судить бедных по правде,
и дела страдальцев земли решать по истине;

и жезлом уст Своих поразит землю,
и духом уст Своих убьёт нечестивого.

И будет препоясанием чресл Его правда,
и препоясанием бедр Его — истина».
 

 

Иессей, вы знаете, это отец Давида. Вот таким будет тот царь из рода Давидова, тот Мессия(Помазанник, истинный Царь), который установит вот такие отношения между людьми – отношения правды, милости, истины, любви.

 

И вслед за этим сразу, без всяких перерывов – Ис.11:6-9

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
и малое дитя будет водить их.

И корова будет пастись с медведицею,
и детеныши их будут лежать вместе,
и лев, как вол, будет есть солому.

И младенец будет играть над норою аспида,
и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей,
ибо земля будет наполнена ведением Господа,
как воды наполняют море».

 

Опять мы видим то, о чём говорится в книге Апокалипсис Иоанна, Откровение Иоанна), опять мы видим то, что в конце всех времен, когда никто уже никого не ест, когда даже та самая вражда между человеком и змеем, и она уже прекращена, все восстановлено, всё творение совершено в полноту.

 

Ис.11:10

«И будет в тот день:
к корню Иессееву,
который станет, как знамя для народов,
обратятся язычники, — и покой его будет слава». 

 

Язычники обратятся к потомку Давидову. Значит, через Него придут к Богу и язычники -  те народы, которые не являются народами Божьими, они тоже станут Божьими, и это тоже говорит пророк.

 

**

 

По преданию жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя Иудеи Манассии, известного своими нарушениями Торы  (Божиего Закона) и гонениями на пророков.

 

 

Автор-составитель Ф.А.Лобанов.

Источники:
А.Черняк "Пророки"
А.Мень "Вестники Царства Божия

«Волше́бный го́лос Джельсоми́но»,  художественный телефильм (1977), режиссёр Тамара Лисициан

и другие материалы

 

Категория: Толкование Ветхого Завета | Добавил: didahe (20.07.2022)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог