МИХАИЛ ФРЕЙКМАН О СТЕНАХ ИЕРИХОНА ПРИ ИИСУСЕ НАВИНЕ
Архимандрит Феогност Феогност (Пушков) пишет:
«Некоторые критики,
основываясь на данных археологии, считают эпизод с разрушением стен Иерихона литературным явлением, не имеющим отношения к истории, так как археология не находит следов наличия стен у Иерихона в эпоху предполагаемого завоевания этого города евреями. Отсюда делается вывод о неисторичности и недостоверности этого рассказа, а так как книга Навина является «религиозным» произведением, то ей априори приписывают в лучшем случае статус «героического эпоса». Но вот современный археолог Михаил Фрейкман обратил внимание на один интересный документ. Речь идет о письме царя Мегиддо (вассала Египта) к своему господину – фараону, с жалобой на царя Сихема Лабайа, который притесняет Мегиддо настолько, что царь и его народ «не могут выйти за крепостные стены». Между тем археология не находит в слоях периода, к которому относится это пимьмо (из Амарнского архива) никаких крепостных стен в Сихеме. При этом перед нами письмо вассала к сюзерену, а последний, имея свою администрацию в Ханаане, прекрасно знает, как укреплены те, или иные города его вассалов. Т.е. перед нами письмо из официальной переписки. Это – не эпос и не «религиозный текст», это крик о помощи . На основании данного примера мы видим, что доверять выводам археологов нужно с большой осмотрительностью, а предпочтение следует отдавать текстам. Если археология еще что-то не поняла или неверно датировала те, или иные слои – это проблема археологии.»
ИСТОЧНИК:
Михаил Фрейкман. Ханаан до евреев: между археологией и текстами // [ESHKOLOTnew] URL: https://www.youtube.com/watch?v=629GAecgC_M (0:53:20 ff) |