"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 22.11.2024, 09:49
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библеистика [16] Толкование НЗ [80]
Толкование Евангелия [56] Толкование Апостола [22]
Размышления [12] Толкование Ветхого Завета [44]
Экзегетика [4] Текстология НЗ [11]
Текстология ВЗ [6] Археология [2]
Исагогика [3] Толкование Апокалипсиса [14]
Комментарий к Марку [16] Комментарий к Матфею [4]
Комментарий к Луке и Деяниям [4] Комментарий к посланиям [7]
Толкования отцов Церкви [4] Толкования святых [6]
Поздние комментарии [1]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Библеистика » Толкование Ветхого Завета

Амос. Осия

Мы говорили об эпохе судей, мы говорили о возникновении Израильского Царства, о его расцвете во времена Давида и Соломона, и о том, как оно затем рухнуло. Мы говорили об обетовании, которое Бог дал Давиду, о том, что в его потомстве должен быть царь, который установит царство Богу, царство Божие, и это царство будет вовеки. И то, что мы с вами в прошлый раз в конце прошли – это исторический фон того нового слова, которое Бог обращает к людям.

Мир в 10 – 5 веках до н.э.

Сегодня мы с вами в первую очередь будем говорить именно об этом новом слове. Все это происходит примерно в промежутке от 10 до 5 века до н.э. Если грубо брать, примерно 5 столетий. И это время в истории человечества совершенно замечательное. Давайте с вами посмотрим, что в это время происходит в обитаемом мире, если мы пойдем с востока в западную сторону.

Восток, Китай. Именно в это время возникают такие мощнейшие религиозные системы, которые существуют до сих пор, это конфуцианство и даосизм, это Китай. Идем западнее, Индия – это очень мощный взлет древнего индуизма и плюс к этому возникновение буддизма, это как раз те же самые времена. Идем еще западнее – Персия, там в это время возникает зороастризм – очень мощное религиозное течение, которое до сих пор вполне дает свои отголоски в нынешних очень многих современных верованиях. Сделаем сейчас перескок через Палестину и попадем в Грецию. В это время расцвет греческой философии, которая на самом деле никакая не философия, а очень мощная религиозная система, точнее, даже две системы, одна, приходящая на смену другой: система олимпийская, и ей на смену приходит система логоса, система нового видения мира. В Израиле это время пророков, о которых мы сегодня с вами будем говорить.

Обратите внимание, во всем тогдашнем обитаемом мире происходит какое-то могучее религиозное брожение. Почему так, почему в одно и то же время в таких разных ситуациях, в таких разных народах, в чем дело? У меня нет никакого другого объяснения этому явлению, кроме одного, достаточно естественного: это ответ человека на какой-то новый призыв Божий. Есть активность Бога в это время, и люди откликаются на эту активность. Их ответ – это и есть эти новые религиозные системы, такие мощные, что они дожили до наших дней. Это время замечательный философ Ясперс называет осевым временем человечества. Он говорит, что что-то самое существенное во всем человечестве стало происходить именно в это время, это какое-то время поворота в человеческой истории. Если всеми этими данными запастись, то мы можем примерно понять, о чем идет речь, в чем заключался Божий призыв в это время.

Мы говорили с вами о том, что до этого времени мировоззрение человека имперсоналистично, то есть не личностное. Для человека важен клан, племя, род, мы говорили. Для человека важна не его собственная жизнь, не реализация его личности, а важно бессмертие его рода, важен коллектив – это основное, что лежит в основе мировоззрения человека того времени.

Бог начинает готовить что-то очень новое. Бог готовит, мы с вами это увидим, Свое Пришествие в мир, и прийти Он в мир должен будет как один человек, просто как человек. И если к Его приходу в представлении людей сидит, что один человек – это ничто, что человек – это нуль, то нет никаких шансов, что люди этого Пришедшего Бога хоть как-то примут. Бог начинает издалека готовить людей к этому Своему Пришествию. Происходит постепенное изменение мировоззрения человека. Бог занимается именно этим, Он воспитывает людей, повышая для них ценность единичной человеческой личности. И именно ответом на это новое, что открывает Бог – ценность каждого человека – и возникают навстречу Богу вот эти религиозные системы. Люди слышат, как Бог говорит что-то новое. Но каждый человек в своей культурной, национальной среде, в своих социальных условиях порождает какую-то свою религиозную систему, направленную снизу вверх, от человека к Богу. Но если мы все эти системы рассмотрим, мы увидим, как в них все больше и больше подчеркивается значение каждого человека. Эти системы обращены не к народам, как, скажем, закон Моисеев. Закон Моисеев обращен к целому народу. Мы говорили, завет с Ноем обращен ко всему человечеству, не к отдельному человеку. Так вот, все эти религиозные системы говорят о значении человека как личности. Этот переход постепенно в течение нескольких столетий совершается в человечестве. И у меня есть только одно объяснение этому процессу – его начинает Бог, это Он обращается к людям.

Гении и пророки, в чем разница?

Итак, возникающие религиозные системы очень мощные, они дожили до сегодняшнего дня. И породили эти системы могучие люди, гении человечества, такие как Конфуций, как Лао Цзы, как Будда, как Заратустра, как Платон и Сократ. Это гении, таких людей единицы во всей истории человечества. И каждый из этих людей говорит, развивая свою систему – это то, что я понял, это то, что я открыл, это мое видение, и приглашает в это видение других людей. Это человеческое произведение – все эти религиозные системы. Обратите внимание, эти религиозные системы – это плод работы гениев, единиц.

По сравнению с ними пророки стоят совершенно особняком. Пророков много, пророков очень много. У нас в Библии упоминаются два десятка с лишним, и писания есть многих пророков, но их было гораздо больше. Мы очень часто встречаем в Библии это понятие сынов пророческих, то есть людей, которые были профессиональными пророками, это огромное количество людей.

В отличие от религиозных гениев, эти пророки никогда не говорят, что то, что они говорят, придумано ими. Это не их произведение, то, что они говорят. Каждый из пророков начинает свое слово с выражения «так говорит Господь», и дальше буквально от первого лица – это то, что говорит Бог, то, что пророк услышал, воспринял от Бога и передает людям. В этом и состоит служение пророка – услышать истину, идущую от Бога и ее передать людям, потому что не все люди слышат, потому что не все люди обращены к Богу. Задача пророка – обращать людей к Богу.

Откуда берутся пророки?

Пророки не вырастают постепенным образованием, воспитанием в какой-нибудь жреческой среде или еще что-нибудь такое. Нет. В Библии сохранилось довольно много историй о том, как Бог призывает этих пророков. Он обращается к людям, самым разным, они могут быть уже очень старыми, они могут быть еще очень молодыми. Они могут быть очень образованными, они могут быть почти неграмотными, они могут быть из знатного рода или из жреческого рода, из священнического рода, они могут быть простыми пастухами – самые разные люди. И мы с вами увидим, как эти самые разные люди, не зная друг друга, не слыша друг друга, говорят одни и те же вещи в одно и то же время в разных местах, разделенные друг от друга многими километрами и границами. Они говорят одни и те же вещи. И никакого объяснения этому мощнейшему потоку пророчеств, того учения, которое приносят пророки, никакого другого объяснения я не вижу, кроме того, как поверить им: они говорят, что это от Бога, что это не их изобретение, а то, что они слышат от Бога.

Что говорят пророки

Давайте посмотрим, что же эти пророки говорят. Я напомню ситуацию, в которой они действуют. Израильское Царство, народ израильский впадает в грех. В первую очередь это касается царей, но мы с вами говорили уже о том, что царь несет полную ответственность за все, что происходит в его народе. И поэтому, то, что совершает он, имеет значение, оказывает влияние на судьбу всего народа. Итак, цари без конца отпадают в язычество, но это касается и всех остальных израильтян тоже. И из-за этого, из-за греха Соломона в первую очередь, царство разваливается сначала на две части – на северную и южную. И потом постепенно язычество прогрессирует и в той, и в другой части Израиля. И по мере того, как Израиль все больше и больше отходит от Бога, у него и происходит все бо́льшие и бо́льшие катастрофы. Он перестает быть самым сильным государством того времени, на него без конца нападают враги, потихонечку оттяпывают у него кусочек за кусочком. И, в конце концов, все это заканчивается полным разрушением сначала Северного царства, в котором нечестия больше, а потом и Южного. Вот на этом фоне работают пророки.

Пророк Амос

Итак, что они говорят? Первым из тех пророков, от кого Библия сохранила записанные слова, был пророк Амос. Это примерно 760 год до н.э. Мы с вами сейчас поглядим по книге пророка Амоса, что он говорил, о чем он пророчествовал. И дальше мы с вами увидим, как эти же темы будут возникать в том, что говорят другие пророки.

Прежде всего, история, кто такой Амос. Амос – обычный пастух, и он кочует вместе со стадом где-то в полупустыне, очень далеко от людей, от религиозных центров, от всего. И вдруг в какой-то момент он оставляет стадо и идет в Вефиль, в центр религиозной жизни Северного царства, и начинает пророчествовать там, возле храма.

Большинство пророков пророчествуют в храме или около него, они не пытаются увести народ из его традиционной веры, ни в коем случае, они не протестанты в этом смысле. Они разъясняют народу, в чем на самом деле состоит их вера, что люди ушли от своей веры. Они это показывают, и поэтому они, как правило, пророчествуют в нормальных местах религиозной жизни Израиля. И когда Амос начинает пророчествовать, священники очень недовольны его пророчеством, мы с вами увидим, почему. Они начинают его гнать, говорить, мол, уходи туда, откуда пришел, на что он отвечает – «я не пророк и не сын пророка, – это значит, что он не профессиональный пророк, не то, чтобы он вырос в этой среде пророческой, – я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» (Ам.7:12-15). И в другом месте он объясняет, почему вообще появляются пророки, почему вообще Бог призывает людей на это служение. Он говорит – Ам.3:7-8 «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начал рыкать, — кто не содрогнется? Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?».

Пророчество возникает не из внутренней потребности человека, а из того, что Бог хочет что-то сказать своим людям. Богу нужно передать какую-то весть, Бог собирается что-то сделать. Но мы с вами уже говорили, что с тех пор, как появляется человек на земле, Бог ничего не делает без человека, потому что человек сотворен как со-творец Богу. И если даже человек отказывается от этого своего призвания, если человек им злоупотребляет, его извращает, но Бог остается верным Своему замыслу. И поэтому во всем, что делает Бог, Он всегда привлекает человека в качестве со-работника. И если человек не участвует, то Бог не делает.

И вот пророк объясняет – Бог ничего не делает, не сообщив о своем намерении людям через пророков, потому что если сообщено, то люди могут принять участие, если не сообщено, то тогда люди не знают, что им делать. Итак, нет ситуации, когда мы не знаем, что делать. Богом нам уже сказано, что нам делать, нам только нужно это услышать и принять.

Итак, Бог призывает. И люди, которые откликаются на этот призыв, идут и пророчествуют, приносят людям весть от Бога. Вот, какую весть он приносит, с самого начала – Ам.1:3-5 «Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада. И сокрушу затворы Дамаска». Дамаск – это Сирия, это враги, языческий народ, который без конца тревожит покой Израиля. И вот пророк пророчествует об этом народе, что Бог его не пощадит.

Пророчество о том, что этому народу будет плохо за преступление. Какое преступление? За то, что они молотили Галаад, это еще один народ, не израильский, молотили железными молотилами, то есть на нашем языке нынешнем это преступление против человечества, так нельзя. Тогда все-таки войны велись в соответствии с некоторыми кодексами. Здесь нарушение кодекса ведения войны, и поэтому это преступление. Бог судит другие народы не по Своим законам, не за то, что они не верят Ему, не за то, что они не соблюдают закон Моисеев, а за то, что они свой собственный закон не соблюдают – в этом состоит их преступление. И вы увидите дальше то же самое.

Ам.1:6 «Так говорит Господь: за три преступления Газы и за четыре не пощажу ее, потому что они вывели всех в плен, чтобы предать их Едому». Газа – это филистимляне, тоже враги, тоже постоянно нападающие на Израиль. Передача военнопленных другой воюющей стороне была совершенно запрещена, потому что те, кто взял пленных, они были обязаны заботиться о своих пленниках. Но если они передают пленников другому народу, то другой народ был не обязан ничем, и он мог их уничтожать как угодно. Передать своих пленников другому народу – это преступление против тогдашнего устройства мира.

Ам.1:9-11 «Так говорит Господь: за три преступления Тира и за четыре не пощажу его, потому что они передали всех пленных Едому и не вспомнили братского союза. Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его. Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его». Тир тоже враги израильтян. Едом – это потомки Исава, то есть они уже поближе, это уже почти родственники, но с Едомом постоянная вражда и постоянные войны. Поэтому то, что пророк пророчествует об этом народе плохо, всем приятно слышать. Все, о чем здесь говорит пророк, я представляю себе, как его люди слышат и, так сказать, мысленно аплодируют. Все хорошо. Конечно, этим врагам нашим, врагам Божиим должно быть плохо, и Едому должно быть плохо, потому что он преследовал брата своего мечем, подавил чувство родства, свирепствовал постоянно во гневе своем, пошлю огонь, и так далее. Про аммовитян точно так же.

И вдруг после этого – Ам.2:4 «Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его». А Иуда, Иудея – это Южное царство, южная половина Израиля, это не просто совсем родственники, но это свой же народ, верящий тому же самому Богу, это народ Божий. Ну, хорошо, это пророчество говорится в Северном царстве. Отношения между Северным и Южным царством в это время очень сложные, и поэтому люди слушают это, может быть, немножко насторожившись, но вполне с удовольствием – этим плохишам будет плохо, все правильно, так и должно быть.

Но обратите внимание, за что судится Иуда – Ам.2:4-5 «потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. И пошлю огонь на Иуду, и пожрет чертоги Иерусалима». – Правильно, так им и надо, вероотступники, так им и надо, вот мы хорошие, – слушают это израильтяне в Северном царстве, – а они все плохие и им будет плохо.

А пророк продолжает – Ам.2:6-8 «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают; даже отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое. На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, [взыскиваемое] с обвиненных, пьют в доме богов своих». Ам.2:13-16 «Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами, — и у проворного не станет силы бежать, и крепкий не удержит крепости своей, и храбрый не спасет своей жизни, ни стреляющий из лука не устоит, ни скороход не убежит, ни сидящий на коне не спасет своей жизни. И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день, говорит Господь».

И вот тут становится, видимо, слушающим очень тяжко. То есть, как это так? Мы возлюбленный народ Божий, как же Он так говорит, что Он нас не пощадит, как же так? Пророк предсказывает катастрофу, предсказывает уничтожение. И когда мы дальше читаем, здесь впрямую говорится – Ам.7:11 «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей». Иеровоам – это Северное царство. Пророк предсказывает в 760 году до Рождества Христова военную катастрофу, падение Северного царства, и то, что народ будет уведен в плен. Это действительно произойдет, но через 60 лет. Более того, того государства, которое победит через 60 лет Израиль, еще не существует, его еще нет, оно еще не образовалось в Междуречье, Ассирия. Там пока еще какие-то раздробленные народы. И при том, что Израилю тяжко приходится во всяких войнах, пока нет никакого народа, который мог бы его победить, еще пока нет. Но пророк уже предсказывает, что эта катастрофа произойдет.

И объяснение, почему это произойдет. Обратили ли вы внимание, что говорит Амос, за что будет наказан Израиль? Не за то, что нарушают закон, это само собой. Но, пока люди нарушают закон в той части, где заповеди, относящиеся к Богу, к отношениям с Богом, Бог терпит. Пока люди обижают Его, Он терпит, пока люди просто отпадают в язычество, это все плохо, это понятно. Уже плохо становится этому народу не потому, что Бог наказывает, а потому, что они лишаются благодати Божией, они отказываются от благодати Божией. Но Бог терпит, катастрофы не происходит. Катастрофа происходит, когда этот процесс отказа от закона, отказа от Бога заходит так далеко, что люди начинают убивать друг друга, когда люди начинают ненавидеть друг друга, когда люди совершают преступления друг против друга.

Израилю предсказывается катастрофа, потому что они нарушают заповеди правильных отношений друг с другом. Бог может терпеть, когда обижают Его, но Он не может терпеть, когда мы обижаем друг друга, потому, что Он нас любит. Обратите внимание, в каждом из нас такое есть – когда нас обижают, мы способны это вытерпеть, но, когда обижают кого-то, кого мы любим, вот тут мы терпеть уже не в состоянии. Мы подобны Богу. У Него точно так же – Он нас любит, и Он не может допустить, чтобы это наше самоубийство продолжалось бесконечно. Он говорит о том, что за таким нечестием, за таким безобразием неизбежно следует катастрофа.

Но Израиль считает – а что такого, конечно, да, мы грешим, но ведь, это же не страшно, у нас же есть храм, у нас есть жертвенник, мы можем принести жертву умилостивления, мы можем принести жертву за грех, мы можем принести жертву примирения. Обо всем этом в законе было написано, все можно. Да, я плохо поступил, ну, я принесу жертву и все в порядке, и у меня опять все хорошо. Ам.5:21-24 «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!». Дело не в жертве, дело в правде, в праведности. И если нет праведности в ваших отношениях друг с другом, то за этим неизбежно следует суд, и именно этот суд грядет на народ израильский.

Есть еще один момент. Каждый раз, когда у Израиля возникали затруднения в его войнах с какими-то врагами, каждый раз возникала в народе вера, что – ничего, будет такой день, когда Бог вмешается в нашу войну, Он возьмет все в свои руки, и Он Всемогущий, перед Ним никто не устоит, Он победит всех врагов. Вот это будет день суда над врагами, день Яхве, день Господень. И вера в то, что такой замечательный день Господень будет, помогала самоуспокаиваться – мне сейчас плохо, но ничего, будет день Господень, и всех врагов победят.

А пророк говорит – Ам.5:18-20 «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния». Потому что день Господень, день, когда Бог приходит к своему народу, неизбежно оказывается судом. А перед этим Божьим судом не может устоять Израиль, потому что очень неправеден, страшно неправеден, безобразно неправеден.

И пророк предупреждает – из-за всего этого катастрофа. Но это еще не все. Ам.5:1-3 «Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса. И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал. И пожалел Господь о том; «не будет сего», сказал Господь.

Ам.5:14-15 «Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, — и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов».

Ам.5:4-6 «Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. Не ищите Вефиля и не ходите в Галгал, и в Вирсавию не странствуйте, ибо Галгал весь пойдет в плен и Вефиль обратится в ничто. Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле».

Посмотрите, что происходит. С одной стороны предсказано, что за то нечестие, которое есть, надлежит катастрофа, и даже предсказано, какая она будет. Но, с другой стороны, если вы взыщите Бога, если вы обратитесь к Богу, если вы восстановите правосудие, если вы будете любить добро, а не зло, то этого не будет, то Бог отменит то, что надлежит. Пророк – не предсказатель будущего, пророк – это тот, через кого Бог воспитывает свой народ. То, что он говорит об этих ужасах, которые предстоят, это для того, чтобы люди увидели, что они совершают сейчас. Вслед за этим обязательно призыв измениться, обратиться к Богу, вернуться к Нему, и тогда все может быть по-другому, тогда все может быть хорошо.

Предсказания, которые даны в пророчествах, всегда условны – если люди изменятся, то этого не произойдет. Но пророк всегда дает эти предсказания, и они всегда сбываются по одной простой причине, потому что Бог призывает людей, Он не может не призывать, но Он одновременно видит, каковы эти люди, Он видит, что в этих людях есть. И Он видит, что не произойдет того, к чему Он призывает. Он так максимально убедительно, как только возможно, предупреждает людей о катастрофе, Он объясняет, что нужно сделать для того, чтобы этого не произошло, и вместе с тем, Он видит – ничего не изменится, все будет так же. И тогда катастрофа происходит. Действительно произойдет то, о чем предсказывает пророк.

Остаток Израилев

Я хочу донести: это предсказание не фатально, оно дается не для того, чтобы людей загнать в полную безнадегу и сказать – а, что тут делать, нечего уже делать, все равно, все обратимся в космическую пыль, и все. Нет. Он говорит совсем для другого, чтобы изменились, и тогда что-то может произойти. В том, что мы с вами прочитали, услышали ли вы эту маленькую фразу – «может быть, Господь Бог помилует остаток Иосифов»? У первого же из пророков, которых мы читаем, возникает эта тема – остатка, малого остатка, малого кусочка.

Не весь Израиль отпадает в нечестие. Всегда кто-то есть, всегда кто-то слышит этот призыв, но это уже относится не к народу. Народ в целом не слышит ничего и не слушается. Но голос пророка обращен не только к народу, но к отдельным людям. И тогда, если отдельные люди откликаются на этот призыв, то они начинают составлять этот малый остаток, остаток, который спасается. Если люди, хоть кто-нибудь, хоть отдельные личности, услышат призыв и откликнутся, не весь Израиль погибнет, будет малый остаток.

И с этим остатком связано вот что – Ам.8:11-12 «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его».

Будут искать. И, все-таки, сидит в человеке такой страшный грех, который не позволяет человеку окончательно найти Бога. И все-таки, если будут искать, если будут взыскивать Бога, то останутся живы, остаток Израилев спасется. И дальше пророк говорит – Ам.9:11-15 «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие. Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград — сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой».

Посмотрите, что связано с этим остатком. Когда еще тот плен? Но он говорит, что с этим остатком связано возвращение из плена – Я возвращу из плена народ Мой. И они опустошенную эту землю снова застроят, снова насадят виноградники, и жизнь здесь снова расцветет – Я заделаю трещины в скинии Давидовой падшей, Я устрою ее как в дни древние, чтоб она овладела всеми народами, между которыми возвестится имя Мое. То есть, говорится о том, что с этим возвращением и с этим восстановлением скинии Давидовой связано еще что-то очень существенное. Уже не только Израиль становится тем народом, в котором возвещено имя Божие, но все народы, во всех народах возвещается это имя.

И с этим связана совершенно фантастическая картина земли, где пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград сеятеля. Это картина того, что земля плодоносит непрерывно, не раз в год, а постоянно происходит цветение и плодоношение. Земля начинает приносить плоды человеку. То есть то, что разрушено было грехопадением, когда земля начинает производить человеку терния и волчцы, это уходит, земля восстанавливает свое плодоношение и принесение этих плодов человеку. Восстанавливаются правильные отношения между Богом, человеком и миром. Вот, что видит пророк, что еще и это вырастет из того замечательного, что обещает Господь. И все это как следствие вытекает из обращения людей к Богу – если обратится хоть кто-то, хоть отдельные люди, то тогда будет происходить такой поток событий.

Но дальше мы увидим еще некоторые подробности.

Общие темы у пророков

Я хочу еще раз отметить, чтобы вы запомнили общую схему всякого пророчества. И у всех пророков, которых мы можем прочитать в этой книге, та же самая весть.

Первое. Обличение, обличение других народов тоже, но важнее всего народа Божьего. Народ Божий отказался от своего Бога. И более того, народ Божий начинает сам себя уничтожать, а если он сам себя уничтожает, это значит, Бог не может дальше работать с человечеством. Он работает с человечеством через этот народ, Он его пытается поддержать, сохранить и провести до конца веков, но если этот народ уничтожает сам себя, то Богу ничего не остается делать. Поэтому, обличение и предупреждение, что за этим нечестием обязательно следует катастрофа. И призыв обратиться, обернуться к Богу, восстановить праведность, и тогда катастрофа не произойдет. Во всяком случае, если хоть кто-нибудь обратится, то тогда будет остаток, остаток будет помилован и не весь Израиль погибнет.

И каким-то образом этот остаток, в котором заключено спасение Израиля, начинает все больше и больше связываться с именем Давида, потому что обещание Давиду никто не отменил. Обещание, Давиду данное, что его потомок восстановит царство, и это царство будет вовеки, оно же должно когда-то сработать. Значит, с этим остатком каким-то образом связывается и Мессия, сын Давидов, потомок Давида и царь, помазанник, Мессия.

И вместе с этим остатком, с тем, что Бог собирается сделать, связывается и возвращение из плена, и восстановление царства Израилева, и что-то эсхатологическое, что-то, что в конце всех времен, восстановление полной гармонии в мироздании.

Практически каждый пророк все эти моменты в своем пророчестве высказывает. Но каждый из них добавляет что-то новое, что-то еще важное, что мы еще не разглядели, не смогли разглядеть сразу.

Пророк Осия

Следующий по времени пророк – это пророк Осия. Он появляется тоже в Северном царстве, примерно лет через двадцать после Амоса. У каждого пророка своя собственная личная история. У Осии очень интересная история. Дело в том, что он женился на женщине, которую звали Гомерь, и которая оказалась ему неверна, а он ее очень любил. И для него это было катастрофой, то, что у нее любовники, для него это было личной катастрофой. И вдруг через эту свою катастрофу он вдруг увидел полную параллель – а, ведь точно так же у Бога с его народом. Бог любит Свой народ, избрал его как единственную свою невесту, свою жену, а народ неверен, народ отпадает в язычество, народ ходит к другим богам – полная параллель. Ведь заповедь любви была дана, но люди не откликаются на Божью любовь. И увидев это, пророк начинает пророчествовать.

Я сейчас прочитаю одну главу из его пророчества, и вы увидите, что нам не всегда понятно, о чем он говорит. Он говорит о своей личной истории, о своей жене, или он говорит о Боге и его отношениях с Израилем? Настолько это параллельно.

Ос.2:1-13 «Говорите братьям вашим: «Мой народ», и сестрам вашим: «Помилованная». Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее, как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою. И детей ее не помилую, потому что они дети блуда. Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: «пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь». А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала. За то Я возьму назад хлеб Мой в его время и вино Мое в его пору и отниму шерсть и лен Мой, чем покрывается нагота ее. И ныне открою срамоту ее пред глазами любовников ее, и никто не исторгнет ее из руки Моей. И прекращу у нее всякое веселье, праздники ее и новомесячия ее, и субботы ее, и все торжества ее. И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее, о которых она говорит: «это у меня подарки, которые надарили мне любовники мои»; и Я превращу их в лес, и полевые звери поедят их. И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь».

Видите, эту постоянную параллель – жена, которая ходит к любовникам и народ, который служит Ваалам, это абсолютно одно и то же. И за то, что так происходит, «Я сделаю ее пустынею и детей ее не помилую». То есть, то же самое пророчество о катастрофе, только чуть-чуть другим языком. «За то я возьму назад хлеб Мой в его время и вино мое, открою срамоту ее перед любовниками ее», перед языческими народами, открою беззащитность ее, и они придут и разграбят.

Но это еще не все, еще не закончена глава.

Ос.2:14-23 «Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Ваали». И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их. И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: «ты Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог!».

Понятно, что катастрофа произойдет, и этот изменивший народ, эта блудная жена будет выведена в пустыню. Но в этой пустыне – «Я обращусь к сердцу твоему и буду говорить к сердцу твоему, и ты вспомнишь Меня, и ты будешь называть Меня «муж мой», и удалю имена Ваалов от уст твоих». Все это будет.

И, кроме того, уже появляется первый такой росточек, дальше это будет гораздо подробнее, – заключу завет Мой, союз Мой – это то же самое. Здесь говорится о союзе со зверями полевыми, со всеми растениями, что они будут давать тебе пищу. Попозже немножечко для пророков станет чуть больше открыто, о каком союзе говорит Бог, но здесь и так важно. «Войну истреблю, будет мир, будешь жить в безопасности, обручу тебя Мне навек», то есть наша связь уже будет вечной.

«И обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии» – это какие-то совсем другие вещи. Речь идет не о законе, речь идет о благости и милосердии. «И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Бога». И вслед за этим познанием Бога происходит картина полной гармонии вселенной, когда Бог слышит землю, а земля слышит то, что на ней растет – хлеб, вино и елей, а они слышат Изреель – народ Божий. И все друг друга слышат, все друг с другом в связи. И это тоже будет, это тоже обещает Бог через пророков.

И дальше, после катастрофы «обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни». Опять возникает тема Давида, царя своего, царя, связанного с Давидом.

Милости хочу, а не жертвы

Ос.6:4-6 «Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».

Эту фразу потом процитирует Иисус в один момент – милости, а не жертвы, Боговедения, Богопознания (ивр. — даhат Элогим), личная, интимнейшая связь с Богом – вот, что стоит за этим словом. Вот, чего хочет Бог, чтобы были личные отношения каждого из людей с Богом, чтобы каждый «познал Меня». И именно в этих интимных отношениях с Богом и возникает та любовь, которая заповедана еще в законе Моисеевом. Именно этой любви и хочет Бог, милости, а не жертвы, не исполнения закона, не исполнения треб, всех этих ритуалов, они ничто. Важно, что внутри нас за этим стоит. Мы с вами говорили, еще когда заповеди разбирали, о том, что там есть белее глубокий пласт, чем просто регламентация поступков, – регламентация того, что внутри нас. И пророки все начинают больше и больше говорить об этом – важно то, что внутри вас. И когда внутри вас будет милость, тогда будут исполняться заповеди. Но для того, чтобы это произошло, Бог должен еще что-то сделать. И Бог говорит о том, что вслед за катастрофой, которая произойдет с Израилем, Он будет совершать Свое спасение.

Категория: Толкование Ветхого Завета | Добавил: didahe (20.07.2022)
Просмотров: 348 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог