РЕЧЬ ИИСУСА ХРИСТА НА МАСЛИЧНОЙ ГОРЕ. ПРОРОЧЕСТВО О КОНЦЕ
Евангелие от Марка 13:1-37
В.К. Комментарий на 13 главу Евангелия от Марка (Пророческая беседа на горе Елеонской)
А.А. Иванов Беседа Иисуса на горе Елеонской о Втором Пришествии 1840-е.
(параллельные места Мф 24; Лк 21)
Эта глава сильно отличается от остального Евангелия, во-первых, потому, что перед нами длинная речь Иисуса, в отличие от притч и коротких речений, а во-вторых, потому, что у нее совершенно особое содержание: здесь Иисус говорит о конце мира на языке апокалиптики, а с этим мы встречаемся впервые. Что касается длины речи, то она явно носит составной характер, так как в ней соединены воедино речения, которые, вероятно, некогда были самостоятельными. Этот вывод можно сделать из Матфея и Луки, у которых некоторые речения находятся в другом месте и помещены в другой контекст (см. Мф 10.19-20; Лк 12.11- 12; Мф 10.22; Лк 17.31; 23.29). Другой особенностью этой главы является трудность в определении ее жанра, так как в ней соединены элементы речи-завещания, пророчества и апокалиптического видения.
В Священном Писании великий человек перед смертью произносил речь, обращенную к сыновьям или последователям, как, например, Иаков (Быт 48.21 - 49.28), Моисей (Втор 31.28-30; 32), Иешуа бен Нун (Ис Нав 23 - 24), Самуил (1Цар 12), Давид (1Пар 28 - 29.20) и др. В Писании есть также много пророческих книг, и люди обычно имеют представление о том, что такое пророчество. Но надо помнить, что в пророчестве предсказание будущих событий является не самым главным, оно может и отсутствовать. Бог устами пророка наставлял людей, предостерегал их, требовал одуматься и измениться.
Апокалиптика же заинтересована в другом - в конечных судьбах мира. Она говорит о том периоде истории, когда Бог Своим непосредственным, прямым вмешательством, Своим вторжением в ход истории побеждает зло и кладет истории конец. Жанр апокалиптической литературы был очень популярен в междузаветный период (книги Еноха, Ездры, Юбилеев и многие другие), но и в канонических Писаниях сохранились достаточно большие апокалиптические тексты: отдельные главы Исайи, Иезекииля, Иоиля и прежде всего Даниила. 13-ю главу Марка многие даже называли «малым апокалипсисом», в отличие от большого иоанновского, и считали его произведением, вышедшим из кругов иудео-хри-стиан непосредственно перед восстанием или даже в начале великого восстания против Рима в 66 г.
По мнению таких толкователей, подобный текст не мог принадлежать Иисусу хотя бы потому, что здесь предлагаются «знаки», а их, как известно, Иисус отказывался давать (см. 8.12). Но после внимательного изучения главы становится ясно, что этот «апокалипсис» только напоминает собой произведение такого жанра. В классическом апокалипсисе повествование обычно ведется от имени великого человека древности, которому некогда было дано откровение о событиях, являющихся современными для читателя. Такого человека ангел обычно ведет с собой на небо, он сопровождает его и показывает грядущие события и предшествующие им знаки. В апокалипсисах много тайнописи, которую надо расшифровывать. Таким образом, тайнозрителю заранее известен сценарий будущего, а также вся система особых знаков, указывающих на завершение одного периода и начало нового. Таков, например, Апокалипсис Иоанна, за исключением того, что тайнозрителем является современник, а не великий герой прошлого, такой, скажем, как Енох или Адам.
В «апокалипсисе» Марка многие существенные черты апокалиптической литературы отсутствуют (священная война, уничтожение Рима, чувство ненависти и мести, собирание диаспоры, обновление Иерусалима, власть над язычниками, изобилие и роскошь жизни Нового Века и др.). {И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 147.} Поэтому текст 13-й главы лучше определить как пророческую речь с некоторыми апокалиптическими элементами (родовые схватки – ст. 7-8; бедствия – ст. 14-20; Конец – ст. 24-27).
Этой речью Иисус заканчивает обучение учеников и завершает Свое земное служение, поэтому вполне естественно, что ее содержанием является конец Иерусалима и конец мира.
У пророческой речи очень сложная композиция и необычная, непривычная для нас логика развития мысли.
План её примерно таков;
1) введение (1-4);
2) «знаки», которые на самом деле не являются знаками (5-8);
3) гонения на учеников (9-13);
4) «второй знак», или пророчество о судьбе Иерусалима (14-20);
5) появление лжепророков (21-23);
6) «третий знак», или пророчество о конце мира (24-27);
7) «четвертый знак», или притча о смоковнице (28-31);
8) необходимость быть в постоянной готовности, так как знаки не будут даны (32-37).
Если читатель внимательно изучит главу, он поймет, почему слово «знак» здесь стоит в кавычках. В отличие от современных Иисусу апокалиптических писаний с их знаками – признаками Конца, Иисус полностью отверг такое употребление знаков, благодаря которым человек якобы мог вычислить сроки наступления Конца. Сын Человеческий придет внезапно, и поэтому люди должны быть постоянно на страже, а не жить беспечной жизнью и лишь в преддверии Конца быстро покаяться.
Схема указателей времени и последовательности событий этой главы заимствована из книги Франса. {R.T. France, Divine Government. God's Kingship in the Gospel of Mark, p. 128.}
Ст. 2 (Время не указано вообще)
Ст. 4 КОГДА? (каким будет знак...?)
Ст. 5 Будьте бдительны – это ЕЩЕ НЕ конец (ст. 7)
Ст. 8 это только НАЧАЛО (родовые схватки)
Ст. 9 Будьте бдительны – это ЕЩЕ НЕ конец
Ст. 10 возвестить всем народам СНАЧАЛА Радостную Весть
Ст. 13 конец еще впереди
Ст. 14 Но когда... — в противопоставлении ЕЩЕ НЕ ст. 5-13,
«в те дни» (ст. 19)
Ст. 21 Тогда
—
это еще не конец
Ст. 23 Будьте бдительны — еще много всего предстоит
Ст. 24 Но в те дни, после той скорби – отсылка к ст. 19
Итак, последовательность времени не прерывается со ст. 14
Ст. 26 И тогда \
> Здесь наконец ответ на вопрос КОГДА? (ст. 4)
Ст. 27 И тогда /
Ст. 28-29 Смоковница указывает, что это близко
Ст. 30-31 Всё это произойдет при жизни этого поколения
Ст. 32 Но о дне ТОМ и часе...
О КАКОМ «дне и часе»? - «день» в единственном числе упомянут впервые
Ст. 33 Будьте бдительны - это может быть в ЛЮБОЕ время
Ст. 32-37 говорят о том, что время НЕИЗВЕСТНО,
а это противоречит прежним
ЕЩЕ НЕ \ ст. 5-31
НО КОГДА \
ТОГДА /
В ЭТОМ ПОКОЛЕНИИ /
Как мы видим из схемы, речь распадается на две части, в первой из которых как будто бы указано время (очень неопределенное) и знаки, а во второй оказывается, что время неизвестно никому, даже Иисусу, и, следовательно, знаки также не могут быть даны.
13.1-4 ПРЕДСКАЗАНИЕ О РАЗРУШЕНИИ ХРАМА
(Мф 21.1-3; Лк 21.5-7)
1 Когда Он выходил из Храма, один из учеников сказал Ему:
– Учитель, взгляни, какие камни, какие здания!
2 – Ты смотришь на эти огромные здания? – сказал Иисус. – Так вот, здесь не останется камня на камне. Всё будет разрушено!
3 Когда Он сидел на Масличной горе, напротив Храма, Петр, Иаков, Иоанн и Андрей, оставшись с Ним наедине, спросили:
4 – Скажи нам, когда это будет? И как мы узнаем, что всё это скоро свершится? Каким будет знак?
2 Лк 19.44
Ст. 1 – Итак, в то время когда Иисус покидал Храм, кто-то из учеников попытался обратить Его внимание на красоту и величие Храма: «Какие камни, какие здания!» Иосиф Флавий оставил его подробное описание: «Внешний вид Храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел… Каменные глыбы, из которых он был построен, имели до сорока пяти локтей длины, пяти – толщины и шести – ширины» (Иуд.Война, V, 5, 6). Были камни и б`ольшего размера: объемом 22,5х2,5х3 м и 12,5х4х6 м. Ворота Храма были также обложены золотом, над ними помещались золотые виноградные грозди огромных размеров. Храм украшала драгоценная древесина, прекрасные вавилонские ковры. Тацит скупо сказал, что это был «храм невероятной роскоши». Его по праву можно было бы назвать одним из чудес света. Строительство его было начато еще Иродом Великим в 20/19 г. до Р.Х. Иосиф Флавий говорит, что строительство святилища, или собственно Храма, было закончено через полтора года, других же зданий – через восемь лет. Но в другом месте он говорит, что полностью Храм был завершен лишь в 62 г., за восемь лет до его разрушения. О том, что Храм строился долго, сорок шесть лет, говорит также Иоанн (2.20).
Храм был центром жизни Израиля, символом нации, видимым доказательством пребывания Бога в народе, знаком того, что Он всегда защитит Свой народ. Он давал чувство уверенности. Он всем казался вечным, любое сомнение в этом звучало кощунственно и рассматривалось как недостаток патриотизма, почти как отступничество. Еврейская апокалиптика говорила о вечной красоте и процветании Храма, а не о его гибели, в отличие от пророков, которые видели в крушении национальных святынь Божий Суд (Иер 9.11; 13.9, 27; Иез 16.2; 24.2; Мих 1.5; Мал 2.11).
Но были у Иерусалима и свои Кассандры. Вот как пишет Иосиф Флавий: «Некто Иешуа, сын Анана, простой человек из деревни, за четыре года до войны, когда в городе царили глубокий мир и полное благоденствие, прибыл туда… и близ храма вдруг начал провозглашать: «Голос с востока, голос с запада, голос с четырех ветров, голос, вопиющий над Иерусалимом и храмом, голос, вопиющий над женихами и невестами, голос, вопиющий над всем народом!»…Хотя он повторял это семь лет и пять месяцев, голос его всё-таки не охрип и не ослабевал. Наконец во время осады, когда он мог видеть глазами, что его пророчество сбывается, обходя по обыкновению стену с пронзительным криком «горе городу, народу и храму», он прибавил в конце: «Горе также и мне!» В эту минуту его ударил камень, брошенный метательной машиной, и замертво повалил его на землю. Среди этого горестного восклицания он испустил дух» (Иуд. Война, VI,5,3). Из Талмуда также известно, что рабби Иоханан бен Заккай предсказал гибель Храма за сорок лет до его разрушения.
Ст. 2 – Ученики, любуясь огромными размерами камней, вероятно, испытывали горделивое чувство восхищения и защищенности. В ответ Иисус сказал им нечто неожиданное: здесь не останется камня на камне. Как известно, пророчество это сбылось в 70 г., когда восставший Иерусалим был после осады взят войсками Тита, сына римского императора Веспасиана и в будущем тоже императора. Иосиф утверждает, что Тит не хотел разрушать Храм и что это случилось в результате ошибки, по недоразумению. Сульпиций Север, автор V века, говорит противоположное: «Говорят, что Тит созвал военный совет и спрашивал, должно ли разрушить такое здание, как Храм. Некоторые полагали, что не стоит уничтожать посвященного Богу здания, превосходящего великолепием все другие человеческие сооружения, что сохранение Храма будет свидетельством кротости римлян, а его разрушение опозорит их неизгладимым пятном жестокости. Но другие, и в том числе сам Тит, говорили, что необходимее всего разрушить именно Храм, чтобы совершенно искоренить веру иудеев и христиан; потому что эти два вида веры, хотя враждебны один другому, имеют одно и то же основание: христиане произошли из иудеев, и если истребить корень, то легко погибнет и ствол дерева. По божественному внушению, этим воспламенились все умы, и, таким образом, храм был разрушен» (Хроники, II, 30). Как бы то ни было, Храм и Иерусалим погибли и были стерты с лица земли в прямом смысле слова. На его месте римляне построили новый город, названный Элией Капитолиной.
Ст. 3 – Масличная гора располагалась как раз напротив храмовой горы, и с нее открывался великолепный вид на Храм. Именно на ней, по предсказаниям пророка Захарии (14.4) будет стоять Господь в День Своего явления и с нее установит Свое владычество на всей земле. Сейчас здесь находится Иисус и предсказывает горестную судьбу «городу великого Царя», не узнавшему «час посещения» (Лк 19.44). С Ним снова только Его ближайшие ученики, но, кроме Петра, Иакова и Иоанна, присутствует и Андрей.
Ст. 4 – Они хотели бы знать, когда всё это случится. Вероятно, они, как и их современники, были уверены, что вместе с разрушением Храма должны произойти и другие страшные события, предвестники Конца, которые будут его знаками. Ученики не хотят «бодрствовать», они хотят знать заранее.
13.5-8 СТРАДАНИЯ МИРА
(Мф 24.4-8; Лк 21.8-11)
5 Иисус сказал:
– Смотрите, чтобы вас не ввели в обман!
6 Многие придут под Моим именем
и будут говорить: «Это Я!» –
и многих введут в обман.
7 Когда услышите о ближних и дальних войнах,
не пугайтесь:
так и должно быть.
Но это ещё не конец.
8 Восстанет народ на народ
и царство на царство,
землетрясения будут во многих местах,
будет голод.
Это только родовые схватки.
8 голод – в некоторых рукописях: «голод и смуты».
6 Ин 5.43
Ст. 5 – Иисус даёт ответ, но такой, что ещё в V веке Виктор Антиохийский воскликнул: ученики задали один вопрос, а Иисус ответил совсем на другой. Иисус начал ответ со слов: «Смотрите, чтобы вас не ввели в обман». Слово «смотрите» является ключевым словом всей речи: им начинается следующий абзац (ст. 9), им завершается раздел о знаках (ст. 23), с него начинается последнее предостережение ученикам (ст. 33) (по-русски его иногда приходится переводить по-другому). Иисус предупреждает, что в последние дни появятся многие, кто будет выдавать себя за Него. «Под Моим именем и будут говорить: «Это Я» – греческий текст допускает иное понимание: «Мессия это я».
Известно, что в I и II веках было много людей, претендовавших на мессианство: например, Иуда и Февда (Деян 5.36-37), знаменитый Бар-Кохба, возглавивший второе восстание против Рима. Но, возможно, евангелист полагает, что некоторые будут выдавать себя за Иисуса. Так как слова «Это Я» по-гречески может означать и один из вариантов Божьего имени (см. Ин 8.24, 28, 58; 13.19), то эти претенденты будут объявлять себя богами (ср. 2 Фес 2.4).
Будут и отступничества среди христиан, обманутых лжемессиями, хотя под «многими» могут также пониматься те люди, которые откликнулись бы на призыв Христа, если бы не были введены в заблуждение.
Ст. 7-8 – Вторым признаком последних времен будет страдания, в частности войны. О ближних и дальних войнах – эти слова могут быть также поняты: «о войнах и о военных слухах». День Господа обычно всегда связывался с эсхатологической битвой против Божьих врагов. Землетрясения сопровождали явление Бога в славе и могуществе. Голод был результатом войны (ср. Иер 14.12; 21.7; Иез 5.12; 14.12-23; Ис 19.2; 2Пар 51.46; Дан 11.44). Но ученики не должны пугаться (ср. также 2Фес 2.2). Слова «так и должно быть» указывают, что эти события происходят не помимо воли Бога, Он остается суверенным правителем истории даже посреди такого ужаса и смятения.
И тем не менее это еще не конец, а только родовые схватки. По еврейским представлениям, широко распространенным в Израиле, перед наступлением грядущего Века вся вселенная будет переживать страшные катаклизмы, которые часто сравнивались с родовыми муками. Как женщина испытывает страдания, рожая ребенка, так и явлению Конца и наступлению Нового Века предшествует особый период, который в раввинистической литературе часто назывался «родовыми муками Мессии», что означает страдания не Мессии, а мира, рождающего Мессию. Образ роженицы часто использовался пророками, говорившими о страданиях Израиля (ср. Ис 26.17-18; 66.8-9; Ос 13.13; Мих 4.9-10; Ис 19.2; 13.13; Иер 4.24; Ис 14.30; Иоиль 1). И это еще не конец, жизнь в мире продолжается. Катаклизмы свидетельствуют о том, что Бог присутствует в истории и направляет ее к намеченному Им Концу, но они не являются тем знаком, о котором просили ученики.
13.9-13 СТРАДАНИЯ УЧЕНИКОВ
(Мф 24.9-14; Лк 21.12-19)
9 Вы же будьте готовы:
в синагогах вас будут судить советы старейшин
и будут вас там избивать;
предстанете перед царями и правителями из-за Меня,
чтобы свидетельствовать обо Мне.
10 Но прежде чем придет конец,
все народы должны услышать Радостную Весть.
11 Когда вас поведут на суд,
не заботьтесь о том, чт`о вам говорить:
что будет дано вам в тот час, то и говорите -
говорить будете не вы, а Дух Святой.
12 Предаст смерти брат брата
и отец – свое дитя,
дети пойдут на родителей
и будут их убивать.
13 Из-за Меня все вас будут ненавидеть.
Но кто выдержит до конца, будет спасен.
11 Мф 10.19-20; Лк 12.11-12 12 Мих 7.6 13 Мф 10.22; Ин 15.18-21
Ст. 9 – Иисус, казалось бы, переходит к совсем другой теме – неизбежности страданий учеников. Они должны быть к готовы к этому (в оригинале снова повторено слово «смотрите») и не должны пытаться избежать их. Ученики задавали вопрос о разрушении Храма, а Иисус снова напомнил им о неизбежности и необходимости испытаний. Их будут избивать в синедрионах, здесь имеются в виду местные суды, которые были в каждом городе при синагоге. Там их осудят и накажут тридцатью девятью (или, как говорилось тогда, «сорока без одного») ударами палки за отступничество от веры отцов и распространение еретических взглядов. Известно, что апостол Павел подвергался такому наказанию пять раз (2Кор 11.24).
Ученики предстанут также и перед более высокими инстанциями – перед царями и правителями. Под правителями имеются в виду римские наместники в Палестине (Деян 23.33; 25.6), а также римские власти в других провинциях (см. Деян 18.12). Царем Иродом Агриппой I был казнен апостол Иаков (Деян 12.1-2). Причиной судов будет открытое исповедание веры учениками. Они должны будут свидетельствовать перед ними о Христе, о своей вере, или же это будет свидетельство перед Богом против земных правителей, отвергающих Христа.
Ст. 10 – Но прежде чем придет конец, все народы должны услышать Радостную весть – этот стих представляет большие трудности, потому что предполагает продолжительный период времени, необходимый для евангелизации язычников, в то время как Конец ожидался в пределах этого поколения (см. ст. 30). Высказывалось даже мнение, что эти слова были добавлены ранней Церковью, чтобы объяснить задержку Парусии. <..>
В параллельном месте у Матфея (10.17-21) эти слова отсутствуют, там сказано: «и вы будете свидетельствовать обо Мне им и язычникам». Кроме того, ст. 10 разрывает последовательность мысли ст. 9 и 11. Смысл этих слов может также стать немного другим, если изменить традиционную пунктуацию и соединить первую строчку ст. 10 со ст. 9. Тогда слова «чтобы свидетельствовать обо Мне. Но прежде чем придет конец, все народы…» будут поняты по-другому:
«чтобы свидетельствовать обо Мне, прежде чем придет конец.
Сначала все народы…»
Именно такова пунктуация в некоторых древних переводах. Если так, то акцент ставится на том, что ученики Христа должны исполнять свою миссию – нести народам Радостную весть, вместо того чтобы заниматься пустыми гаданиями, когда же наступит конец мира. Их страдания также не означают, что Конец близок, они лишь должны побудить их к еще более ревностной проповеди Радостной Вести. Хотя Иисус и послан только к заблудившимся овцам народа Израиля, ученикам предстоит более широкое поле деятельности – весь мир. «Перед нами еще одно свидетельство величия Евангелия. Апокалиптика того времени ожидала от «дней Мессии» великого суда над грешниками и прежде всего мести язычникам (ср. Псалмы Соломона 14.6-10; 17.21-31). Говоря о Царстве Божьем, имели в виду царство Израиля. В провозвестии Иисуса на место национального партикуляризма приходит универсализм милосердия. В присоединении язычников к эсхатологическому народу Божьему во всем своем величии проявляется свободная милость Бога». {И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 270-271.}
Ст. 11 – Кроме того, учеников ждет еще одно испытание: в суде им придется говорить в защиту Радостной Вести. И хотя немногие из них были людьми учеными и искусными ораторами, их это не должно пугать. В час нужды сам Бог поможет им засвидетельствовать веру (ср. Исх 4.12; Иер 1.9). Вместо них будет говорить Божий Дух, то есть Он даст им мужество и необходимые слова (ср. Ин 14.26; Рим 8.26).
Ст. 12-13 – Третье испытание будет особенно мучительным: это разрыв с близкими людьми, когда предаст смерти брат брата и отец – свое дитя. Разрыв семейных уз также относится к общим местам апокалиптики, он предсказывался и пророками (Мих 7.6). Ненависть самых близких людей и соотечественников будет вызвана именем Иисуса – из-за Меня вас будут ненавидеть.
Но кто выдержит до конца, будет спасен. Вероятно, до конца означает здесь «полностью, совершенно», а не в том смысле, что некоторые останутся в живых, несмотря на все страдания. Спасение тоже понимается в эсхатологическом смысле, а не как выживание. Если предыдущая фраза содержала аллюзию на Мих 7.6, здесь, вероятно, на Мих 7.7: «Я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего». Те, кто останется верным и не отступится, даже если придется пожертвовать собой, получат в награду вечную жизнь (ср. Откр 2.10). Но нельзя исключать и второе значение – что некоторые из верующих доживут до Конца (ср. Дан 12.12; 1Фес 4.15).
13.14-20 СТРАДАНИЯ ИЗРАИЛЯ
(Мф 24.15-22; Лк 21.20-24)
14 Но когда увидите «кощунственную мерзость»
там, где ей быть не должно
(пусть тот, кто читает, поймет!), –
тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы;
15 кто на крыше, пусть ни за чем не спускается в дом;
16 кто будет в поле, пусть домой не идет за плащом.
17 Горе беременным и кормящим грудью в те дни!
18 Молитесь, чтобы не случилось это зимой.
19 Будут те дни полны такой скорби,
какой не было в мире со дня, когда сотворил его Бог,
доныне не было и не будет!
20 И если бы Господь не сократил тех дней,
ничто живое не спаслось бы.
Но ради избранных, ради тех, кого Он избрал,
Он сократил те дни.
14 Дан 9.27; 11.31; 12.11; 1Макк 1.54 15-16 Лк 17.31 17 Лк 23.29 19 Дан 12.1
Ст. 14 – Если традиционные апокалипсисы предвещали горе язычникам, здесь предсказано, что катастрофа обрушится прежде всего на Израиль. Современники считали, что пророчество Даниила о кощунственной мерзости (дословно: «мерзости запустения», то есть приводящей к запустению) исполнилось в 168 г. до н.э., во времена Антиоха Епифана, когда в иерусалимском Храме была воздвигнута статуя Зевса в обличье самого Антиоха, что осквернило Храм и привело к прекращению в нем богослужений (1Макк 1.54-57). Ведь мерзостью у евреев назывался предмет идолопоклонства.
Что именно имеется в виду здесь, неизвестно. Одни считают, что это воспоминание о том, что в 40 г. сумасшедший император Гай Цезарь, более известный под прозвищем Калигула, хотел установить в Храме собственную статую, но из-за смерти не успел. Другие – что в 70 г. римские солдаты внесли в Храм свои штандарты и принесли им жертву. Есть одна интересная деталь, которую не передают переводы: в греческом слово «мерзость» среднего рода, а в следующем стихе стоит местоимение мужского рода «он». Ср. этот стих с 2Фес 2.3-4: «когда явится воплощение зла – человек, обреченный погибели, противник, который возомнит себя выше всего, что зовется божеством или святыней, так что он даже воссядет в Божьем Храме и объявит себя Богом». Становится понятным, что вряд ли речь идет о неодушевленных предметах, но о богоборческой личности, или Антихристе (см. также Откр 13.11-13). Он воссядет там, где ему быть не должно, то есть в святилище, и лжепророки будут прославлять его (ст. 22). Имеются в виду силы зла, которые перед наступлением Конца на некоторое время получат свободу, как бы заново погружая землю в хаос, за которым должно последовать новое творение.
Пусть тот, кто читает, поймет – эти слова, вероятно, представляют собой комментарий Марка, обращенный к своим читателям, а не слова Иисуса, который в это время разговаривал с четырьмя учениками.
Когда они увидят это, они должны бежать – пусть бегут в горы. Иудея – это горная страна, и поэтому самым надежным прибежищем были горы. Так, например, Маккавеи после осквернения Храма тоже бежали в горы (1Макк 2.28). Сохранилось одно из неизвестных речений Иисуса: «Спасайтесь, ваша жизнь в опасности!» «Призыв бежать в День Господа также часто звучит у пророков.., но здесь, возможно, есть также аллюзия на повеление Бога Лоту с семьей бежать в горы (Быт 19.17; эта аллюзия еще яснее в Лк 17.31). В этом случае Иерусалим предстает новым Содомом, и бедствие, которое ему грозит, сопоставимо с тем, которое постигло Содом». {G.R. Beasley-Murray, Jesus and the Kingdom of God, p. 329.}
Ст. 15-16 – Бегство должно быть срочным, потому что вопрос стоит о жизни и смерти. Только неумный человек в такую минуту будет пытаться спасти что-нибудь из имущества. На плоской крыше люди проводили много времени, ели, отдыхали, работали. Бежать надо было вниз по наружной лестнице, не заходя в дом за вещами. Нельзя возвращаться даже за плащом, который служил для бедняка и верхней одеждой, и одеялом ночью, он мог бы уже не понадобиться. Несомненно, это предостережение напоминало слушателям судьбу жены Лота (Быт 19.26).
Ст. 17-18 – Бегство будет особенно тяжелым для беременных и кормящих грудью, потому что им трудно быстро передвигаться, особенно если оно случится зимой, потому что в Палестине зима – сезон дождей, когда разливались реки и русла пересохших летом ручьев заполнялись водой и превращались в бурные потоки, что делало передвижение затруднительным или вообще невозможным.
Именно это повеление спешно покинуть город спасло христиан, они не участвовали в войне и в защите Иерусалима, но еще в 68 г. бежали в Пеллу. Судьба оставшихся была ужасна. Осада города совпала с Пасхой, когда в Иерусалим собралось огромное количество паломников. Иосиф Флавий говорит о 2 700 000 человек, конечно, эта цифра сильно преувеличена, но несколько сотен тысяч человек там было и почти все они погибли.
Ст. 19 – Будут те дни полны такой скорби, какой не было в мире – этот стих напоминает Дан 12.1 (ср. также Иер 30.7; 1Макк 9.27). Цитата из Даниила свидетельствует, что страдания Израиля есть прелюдия перед Концом этого века. Это также значит, что Суд Божий над Своим непослушным народом будет суровее, чем над язычниками.
Ст. 20 – Но всё же милость Бога больше, чем Его гнев: Он сократит время скорби, потому что в Израиле остается верный остаток. Бог не допустит уничтожения всего народа ради избранных, ради тех, кого Он избрал. В апокалиптических писаниях есть идея, что существует некая эсхатологическая мера времени, которая должна исполниться (буквально: «наполниться»), что Бог уже назначил день и час Своего явления для Суда и не отменит его: «Ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы. Он не подвинет и не ускорит до тех пор, пока не исполнится объявленная мера» (3Ездр 4.36-37). «Но Отец Иисуса – это не неподвижный, неизменный, определяемый только через отрицание Бог, к которому бессмысленно обращаться с молитвой, а милостивый Бог, внемлющий молитвам и заступничеству (Лк 13.8-9; 22.31-32) и в Своем милосердии способный отменить Свою священную волю. Выше святости Бога ставит Иисус милость Бога, который своим сокращает период бедствий, а неверующим может продлить отсрочку, предоставленную для покаяния. Все человеческое существование в условиях ежечасно грозящей катастрофы держится этой отсрочкой: «Оставь ее и на этот год… не даст ли плода» (Лк 13.8-9)». {И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 162.}
13.21-23 ЕЩЕ ОДНО ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ УЧЕНИКАМ
(Мф 24.23-25)
21 Если вам скажут тогда:
"Смотри, Помазанник здесь!" или "Он там!" –
не верьте!
22 Потому что появятся лжепомазанники и лжепророки,
знаки явят и чудеса,
чтобы, если удастся, ввести в обман даже избранных.
23 Но вы будьте бдительны –
Я всё вам сказал заранее.
Ст. 21 – И снова, как и в ст. 6, Иисус предостерегает учеников от лжемессий и лжепророков. То, что люди будут говорить: «Смотри, Мессия здесь!» или «Он там»! – вероятно, отражает традицию, согласно которой Мессия пребывает в неизвестности до дня Своего явления Израилю (см. экскурс Христос, ¤).
Ст. 22 – В отличие от истинного Помазанника, отказавшегося подтвердить Свой статус знаками и чудесами, лжемессии будут охотно их совершать (ср. Втор 13.1-3; 2Фес 2.3-12; Откр 13.2-16). Они служат Сатане, и их цель – ввести в обман даже избранных. Вероятно, некоторые христиане могут оказаться легковерными, обмануться чудесами и знаками и увидеть в Антихристе возвратившегося Господа или сбиться с пути, как те, кого изобразил Иоанн (1Ин 2.18-19).
Ст. 23 – Иисус снова повторяет призыв быть бдительными. Я вам все сказал заранее – эти слова напоминают заключительные слова Бога, обращенные к пророкам: «уста Господни изрекли это» (Ис 40.5; 58.14), после которых следовали еще новые предсказания. Так и здесь: возвестив пророчество о великом горе, Иисус начинает говорить о спасении, которое совершит Бог в День Парусии.
13.24-27 ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
(Мф 24.29-31; Лк 21.25-28)
24 В те дни, после той скорби,
«солнце померкнет,
луна не даст света,
25 звезды падут с небес
и сотрясутся небесные силы»,
26 и увидят тогда:
Сын человеческий идет на облаках
с великой силою и славою.
27 Тогда пошлет Он ангелов
собрать избранных с четырех концов света –
от края земли и до края небес.
24 Ис 13.10; Иез 32.7-8; Иоиль 2.10, 31; 3.15; Откр 6.12-14; 8.12 25 Ис 34.4; Иоиль 2.10 26 Дан 7.13-14; Мк 8.38 27 Втор 30.4
Ст. 24-25 – Ужасы, описанные выше, не были Концом, это лишь предпоследний акт великой драмы. Текст не является точной цитатой, а скорее аллюзией на целый ряд текстов: Ис 13.10; 34.4; Иоиль 2.10; 3.15-16. Образ солнца и луны, переставших давать свет, есть и у других пророков (Иез 32.7-8; Ам 8.9; ср. также Откр 6.12-13; 8.10). В основе этих поэтических метафор лежат древние представления о солнце, луне и звездах как о светильниках, прикрепленных к небесному своду, напоминающему свод шатра. Во время творения Бог дал природе непреложные законы, велел солнцу, луне и другим светилам двигаться по твердо установленным орбитам. Когда они перестают выполнять то, что было им велено, это свидетельствует о том, что Бог сворачивает историю и готовится к новому творению. Конечно же, ни пророки, ни апокалиптики не понимали такие образы буквально, это была лишь попытка посредством поэтического языка передать реальность иного мира, превосходящую человеческое понимание, это, по словам А. Меня, «апокалиптическая икона». Составная цитата из многих пророчеств о Дне Господа должна продемонстрировать теофанический характер прихода Сына Человеческого.
Ст. 26 – Здесь впервые появляется слово тогда. Наконец Иисус дает ответ ученикам на их вопрос в ст. 4: «Когда это будет?» Когда гонения достигнут апогея, космические катастрофы сотрясут вселенную, когда, казалось бы, силы зла победят и воссядут в святилище – вот тогда и придет спасение. Сын человеческий в небесных облаках, в сопровождении могучих ангелов, в сиянии божественной славы явится внезапно, как молния. Пришествие Сына человеческого есть завершение и исполнение всего. В пророчестве Даниила Он идет вместе с облаками (7.13), но у Марка – в облаках или на облаках, что сближает этот текст с Исх 34.5, где Бог также спускается «в облаке». Облако в Ветхом Завете часто связывалось с Богоявлением (ср. Исх 34.5; Мк 9.7; Деян 1.9; 1Фес 4.17; Откр.11.12).
У Даниила Некто, подобный Сыну человеческому, направляется к «Ветхому днями». В каком направлении идет Сын человеческий в Евангелии? Это вознесение к Богу или второе пришествие, схождение на землю? С самого начала Церковь верила, что Господь сойдет на землю, чтобы собрать и воскресить верующих в Него, и это подтверждается знаменитыми словами апостола Павла: «Когда раздастся слово повеления и голос архангела, когда прозвучит труба Божья и сам Господь сойдет с неба, то сначала воскреснут те, кто умерли с верой в Христа, а потом уже и мы, живые, вместе с ними будем унесены на облаках встречать в воздухе Господа, и так мы с Господом будем всегда» (1Фес 4.16-17). Существует и другое мнение – что здесь имеется в виду интронизация Иисуса на небесах, когда Бог усадит Его по правую руку и сделает Своим соправителем.
Сын человеческий идет с великой силою и славою. Если в 9.1 сила связывалась с Царством Бога, то здесь – с Иисусом как воплощением Царства. Иисус также сопричастен Божественной славе, это слово является практически синонимом слова «сила».
Ст. 27 – Задача Сына человеческого – собрать избранных. Надежду на то, что Бог в конце концов соберет рассеянные по земле племена Израиля, выражали многие пророки: Ис 11.11-12; 27.12-13; 43.6; Зах 2.4-6; Втор 30.4. Иисус пошлет ангелов, которые рассматриваются как Его слуги, теперь они – Его ангелы. Избранные будут собраны ангелами с четырех концов света (дословно: «от четырех ветров»), от края земли и до края небес. Снова перед нами цитаты – из Зах 2.4-6 и Втор 30.4. Читатели уже, вероятно, обратили внимание на обилие ветхозаветных цитат и аллюзий. Иисус не создает новые образы и метафоры, Он черпает слова из богатой сокровищницы пророков, чем подчеркивается момент исполнения. Но это эсхатологическое собирание Израиля есть исполнение не только национальных чаяний, но и весть о спасении всех народов, всего человечества, отныне соединенного в новую общину во главе с Сыном человеческим (ср. Ис 60.1-4). Об этом замечательно сказал Кальвин, призвавший всех христиан, несмотря на, казалось бы, печальную картину Церкви, рассеянной уловками Сатаны, растерзанной жестокостью безбожников, смущенной лжеучениями, научиться обращать взор на это собирание избранных, потому что оно будет осуществлено не человеческими средствами, а небесной силой, которая преодолеет все препятствия. Господь соберет Свою Церковь.{Цитируется по кн.: С.E.B. Cranfield, The Gospel according to St Mark, p. 407.}
13.28-31 ПРИТЧА О СМОКОВНИЦЕ
(Мф 24.32-35; Лк 21.29-33)
28 Пускай вам примером будет смоковница:
когда ветвь её набухает и распускаются листья,
знаете вы, что близко лето.
29 Точно так же и здесь:
когда увидите, что всё это сбывается,
знайте: Он близок, у самых дверей!
30 Истинно говорю вам:
поколение это ещё не сменится,
как всё уже сбудется.
31 Небо и земля пройдут бесследно,
но слова Мои не пройдут!
31 Мф 5.18; Лк 16.17
Ст. 28-29 – Смоковница, в отличие от многих вечнозеленых деревьев Палестины, роняет на зиму листья и может показаться мёртвым деревом. Так как этой притчей завершается раздел о знаках пришествия Сына человеческого, то смоковница является еще одним знаком. Когда на ней появляются листья, это свидетельствует о близости лета.
Так и ученики должны у нее научиться узнавать знаки времен: Он близко, у самых дверей. В греческом предложении подлежащее не выражено, и поэтому существуют разные мнения относительно того, какое слово нужно подставить: «Сын человеческий», «Конец» или «Царство Бога» (как в Лк 21.31).
Но совсем недавно, в 11-й главе, был рассказ о другой смоковнице – проклятой и засохшей. Глубоко символично, что здесь снова говорится об этом дереве. Смоковница может возродиться и стать символом новой жизни, грядущего благословения. Ее молодые побеги – символы великой тайны смерти и воскресения. И это дарует надежду на победу милости (см. Иоиль 2.18-32; а также Рим 9 – 11).
Ст. 30-31 первоначально были, вероятно, самостоятельными речениями, которые устная традиция сохранила вне связи с контекстом (ср., например, ст. 31 и Мф 5.18; Лк 16.17), Марк же поместил их в конце эсхатологической речи Иисуса. Иисус торжественно обещает Своим ученикам, что поколение это еще не сменится, как всё (дословно: «всё это») уже сбудется. Иисус всегда называл «этим поколением» Своих современников, и все попытки понять эти слова как-то иначе (как человечество, еврейский народ, христиан и т.д.) выглядят не очень убедительно и натянуто. Что имеется в виду под «всем этим»? Если Конец мира, пришествие Сына человеческого или наступление Царства Бога в полноте силы (9.1), то это пророчество не осуществилось. Правда, у пророков довольно часто встречалось так называемое сокращение перспективы, когда пророк настолько ясно и четко видел внутренним взором грядущее событие, что расстояние между ними как бы сокращалось и, казалось, что оно наступит с минуты на минуту или даже уже наступило. Но если Иисус имел в виду не конец мира, а гибель Иерусалима, Его слова исполнились.
Слова Мои - относятся либо к содержанию всей предшествующей речи, либо к учению Иисуса вообще. Небо и земля пройдут бесследно – в Ветхом Завете Слово Бога всегда стоит выше тварных вещей, к числу которых относится вселенная, но здесь такое же значение приобретают слова Иисуса. Торжественность и властный тон ст. 31, имеющего многочисленные параллели в Священном Писании, где их произносит Бог (Ис 51.6; 34.4; 40.8; Пс 102.25-27(101.26-28)), призваны напомнить ученикам, что Иисус является полномочным представителем Небесного Отца и что Его слова исходят от самого Бога.
13.32-37 ПРИЗЫВ К БОДРСТВОВАНИЮ
(Мф 24.36, 42; 25.13-15; Лк 12.36-40)
32 А о дне том и часе не знает никто:
ни ангелы на небесах, ни Сын –
знает только Отец!
33 Смотрите же, не дремлите!
Вы не знаете, когда наступит час.
34 Тот час – как человек, который, уезжая,
оставил дом свой на рабов
и дело поручил им каждому своё,
а привратнику велел не смыкать глаз.
35 И вы не смыкайте глаз!
Вы же не знаете, когда вернется хозяин дома:
вечером, в полночь,
в час, когда запоют петухи, или утром.
36 Как бы Он, вернувшись внезапно,
спящими вас не застал!
37 То, что Я вам говорю, всем говорю:
не смыкайте глаз!
13.33 не дремлите – в некоторых рукописях: «не дремлите, молитесь».
Ст. 32 – Итак, были даны знаки, хотя их трудно назвать предвестниками событий, так как они и есть сами события. Сказано, что всё это произойдет в пределах жизни современников Иисуса, этого поколения. И вдруг, в противоположность всему вышесказанному, говорится, что о дне том и часе не знает никто: ни ангелы на небесах, ни Сын – знает один Отец. Этот стих вызывал и продолжает вызывать бесчисленные споры.
Одни полагали, что слова не принадлежат Иисусу (тем более что здесь единственный раз у Марка встречается слово Сын в абсолютном значении, то есть без определения), а были добавлены Церковью по причине задержки Парусии. Но очень трудно представить себе, чтобы кто-то мог приписать Иисусу незнание. Об этом мог сказать только Он сам. Вероятно, слова об ограниченности Его знания смущали многих, и в целом ряде рукописей Евангелия от Матфея они были опущены, их нет и у Луки. Во времена арианских споров Амвросий даже обвинил Ария в том, что тот вставил их в текст Евангелия! Не принимали прямого смысла слов Иисуса и Афанасий, Ефрем, Кирилл Александрийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст.
Но несомненно, что полнота Воплощения должна была быть обязательно соединена с неполнотой знания у Иисуса, пока Он был на земле, с Его кенозисом (ср. Флп 2.7). Кроме того, все содержание 13-й главы говорит о том, что Весть Иисуса была пророческой Вестью о скором наступлении Царства Бога и о присутствии Царства в Его собственной личности. Он никогда не намеревался сделать Свою Весть апокалиптическим откровением, и поэтому в ней отсутствует апокалиптический интерес к датам и предварительным знакам. {W.G. Kuemmel, Promise and Fulfilment, p. 151.}
Ст. 33 – И если день и час неизвестен даже Иисусу, то ученикам тем более! И поэтому вместо того, чтобы расспрашивать Иисуса или высчитывать время и гадать о знаках, им предписано пребывать в постоянном бодрствовании, не впадать в духовную спячку: «Смотрите же, не дремлите!» Ведь Конец может прийти внезапно, в любую минуту. В Деян 1.7 Господь прямо говорит: «Не вам знать времена и сроки, которые установил Своей властью Отец!» По словам Кальвина, человек, не желающий подчиниться незнанию, которое даже сам Сын Божий без колебаний решился претерпеть ради нас, должно быть, совершенно лишен рассудка. {Цитируется по кн.: С.E.B. Cranfield, The Gospel according to St Mark, p. 411.} См. также ком. на 9.1. Иисус снова говорит о Своем полном послушании воле Отца. Это можно сравнить с тем Его утверждением, что только Богу решать, кому сидеть справа и слева от Иисуса, когда Он воцарится в Небесном Царстве (10.40).
Ст. 34 – В подтверждение Своих слов Иисус рассказывает притчу о привратнике, который, не зная, в какое время может возвратиться из дальних стран хозяин, должен бодрствовать, чтобы открыть хозяину дверь в любое время суток. Вечером, в полночь, в час, когда запоют петухи, или утром – это четыре стражи, на которые делилось ночное время у римлян, в то время как евреи делили ночь на три части. Есть предположение, что эти четыре указания на время не случайны, они повторятся в повествовании о Страстях: вечером состоялся последний ужин, в полночь – арест в Гефсимании и суд, во время пения петухов – отречение Петра и утром – суд у Пилата. {R.H. Lightfoot, The Gospel Message of St Mark, p. 53.}
Известно, что в Палестине люди стремились избегать ночных путешествий, здесь же подчеркивается, что хозяин может вернуться и тогда, когда его меньше всего будут ждать. И всё же «смысл притчи о человеке, который возвращается ночью, не в том, что его приход неожиданен, а в том, что его слуги не предупреждены о точном времени его возвращения и поэтому должны все время бодрствовать». {M.D. Hooker, The Gospel according to St Mark, p. 324.}
Ст. 35-36 – Эти стихи прямо указывают на то, что притчу следует понимать аллегорически: хозяин дома – Иисус, а слуги и привратник – Его ученики.
<...>
Тот факт, что в синоптических Евангелиях есть целый ряд притч, представляющих собой варианты притчи о привратнике (кроме указанных параллельных мест, сюда можно отнести и притчи о воре), говорит о чрезвычайной важности для христиан призыва к бодрствованию.
В Евангелии от Марка это последняя притча, ею Иисус завершает Свое общественное служение на земле.
|