Доктрина оправдания верой стала, пожалуй, самым значительным вкладом Лютера в христианское богословие. Чтобы лучше понять, как Лютер пришёл к своему открытию, полезно вспомнить историю его исканий.
Мартин Лютер хотел достичь необходимого совершенства, чтобы войти в Царство Божие. Его учили, что для того, чтобы угодить Богу и завоевать Его благодать, человек должен «стремиться изо всех сил делать добро». Лютер стал монахом, надеясь таким образом завоевать благорасположение Господа. Он морил себя голодом, холодом и бдением и довёл себя до того, что из цветущего юноши превратился в скелет, обтянутый кожей.
Однако плотские вожделения возвращались снова, совесть осуждала его, и он не был уверен, угодны ли его подвиги Господу.
Трудно любить Бога без уверенности в прощении
Лютер исповедовался так часто, как это было возможно. Проводил долгие часы, анализируя свои мысли и поступки, и чем больше он этим занимался, тем больше отыскивал в себе грехов. Иногда исповедовался по шесть часов, рассказывая о своих грехах в свете десяти заповедей, молитвы «Отче наш», семи смертных грехов, но и тогда всё же не был уверен, что не забыл о каком-то грехе. Бывали случаи, когда, уже выйдя из исповедальни, он вспоминал о проступке или греховном желании, в котором не покаялся. А когда ему на ум приходила мысль, что, может быть, Бог считает грехом нечто, о чем он никогда и не думал, — его охватывало чувство тревоги и отчаяния.
Однажды духовник Лютера сказал: «Мартин, в следующий раз, когда придёшь на исповедь, говори только о серьёзных грехах: богохульстве, блуде, убийстве. Не надо утруждать себя мелочами».
Но Лютер был хорошим богословом и понимал: проблема не в величине греха.
Самый маленький грех отделяет от Бога.
Однако как быть уверенным, что прощены и исповеданы все грехи?
Мысль о Божьей праведности превратилась для него в угрозу. Обещание оправдания было реальностью, но условия спасения делали его невыполнимым. Это было похоже на то, как если бы Бог обещал слепому миллион долларов при условии, что он прозреет. Лютер признавался:
Потому что Бог требует совершенства — и в то же время наделяет человеческой природой, склонной ко греху. Как же можно любить Бога, зная, что Он требует невозможного? Всё изменилось, когда Лютер начал изучать послание к Римлянам. Позже Он написал:
Лютер понял, что, когда Христос умер на кресте, Он принял на Себя то, что мы заслужили — наказание и смерть, а мы получили Его праведность. И в этом суть оправдания. Бог является не строгим судьёй, который вознаграждает людей по их заслугам, а милостивым и милосердным Отцом, который одаривает грешников праведностью.
Не всякая вера ведёт ко спасению
Суть идеи «Sola Fide» состоит в том, что Господь по Своей благой воле осуществил спасение человечества через жертву Иисуса Христа, и человек оправдывается исключительно верой. Что же такое вера?
Во-первых, вера — не просто знание. Лютер утверждает, что вера, которая довольствуется сознанием исторической достоверности Иисуса Христа и содержания Евангелий, не есть вера, которая оправдывает. Спасительная вера человека подразумевает убеждение, что Христос родился и умер лично за него.
Во-вторых, веру следует понимать как «доверие». Развивая эту мысль, Лютер использует иллюстрацию из практики мореплавания. Человек, не имеющий веры, похож на того, кто должен пересечь море, однако настолько боится, что не доверяет судну. Поэтому он остается на том же месте и не обретает спасения.
В-третьих, вера соединяет верующего со Христом. Это можно сравнить с браком: всё, что имеет Христос, может иметь и верующий. Всё, что имеет человек, принадлежит Христу. Грех, смерть и осуждение получает Христос. Благодать, любовь и спасение принимает верующий.
Праведность, о которой даже не мечтали
Лютер понял, что означает «оправдание» согласно Библии. Оно не значит, что Бог делает нас совершенными. Но Он объявляет нас таковыми, принимает нас во Христе столь же совершенными, каким является Сын Божий.
Это трудно постичь: как Бог может объявить грешника праведным? Ведь «оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Втор. 25:1, Пр. 17:15). Сам Господь говорит: «Я не оправдаю беззаконника» (Пр. 23:7).
Но это стало возможным потому, что Христос оплатил долг беззаконных, приняв то, что заслужили мы. Нам же вменяется то, что принадлежит Ему — праведность.
Что можно сказать об этой праведности? Какова её природа?
Во-первых, это Божья праведность. Мы сами по себе её не имеем, и не достигнем её, сколько бы добрых дел не сделали. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего примера. Представьте, что у вас миллион яблок и ни одного лимона. Даже сложив все яблоки, невозможно получить ни одного лимона, поскольку в данном случае речь идет не о «количестве», а о «качестве».
Во-вторых, эта праведность является свободным даром. Слово Божие говорит, что мы получаем оправдание даром, по Его благодати (Рим. 3:24), поскольку ничего для своего оправдания сделать не можем. «Благодатию вы спасены, чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2:8–9). Мы принимаем дар Божий и наслаждаемся праведностью, на которую никак не может повлиять «величина» и количество грехов, поскольку никакая «сумма грехов» не может быть больше праведности Божьей.
В-третьих, праведность Божия — это неизменный, постоянный и одинаковый дар для всех. Она не меняется и совершенно не зависит от тех, кому Господь её вменяет. Так называемые «великие грешники» могут обрести ту же праведность, что и «мелкие».
Исследуя Библию, Лютер понял: «Во Христе я имею полное совершенство. Если умру сейчас — не надо бояться. Я одет в праведность Христа и пред Богом предстану совершенным». Когда Иисус приходит в сердце, мы не становимся совершенными в сущности. Но Бог принимает нас так, как принимает Своего Сына Иисуса Христа, и в этом значение Евангелия — доброй, радостной вести. «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:4).
Новая жизнь после оправдания
Учение об оправдании верой не было принято с единодушием. Лютера, как и других проповедников благодати (в том числе апостола Павла), обвиняли в том, что оно ведет к беззаконию. Однако благодать не только спасает, но и научает, как себя вести, значит, здесь проявляется противоположность беззаконию. И, если раньше нас привлекал грех, то, вкусив благодати, мы всеми силами стараемся убежать от него.
Кроме того, когда человек начинает следовать за Христом, его личность неуклонно меняется. Сердце начинает искать праведности, повиновения Богу, победы над грехом, соблюдения Его заповедей, — а Господь дает силу для этого. Когда у людей есть спасительная вера, Бог преображает их жизнь.
И, в свою очередь, если такого преображения нет, нет и оснований думать, будто бы у тех, кто объявляет себя христианами, действительно есть дающая спасение вера. Веру без дел, по мнению Лютера, представить так же сложно, как и солнце без света.
Когда мы склонны с точки зрения законничества считать, что Божьи благословения нужно «зарабатывать», нам хотелось бы думать, что наши хорошие поступки имеют какое-то отношение к спасению, что Бог принимает нас только тогда, когда к заслугам Христа добавляются дела.
Но, зная своё несовершенство, своё поведение и тайные мысли, мы лишаемся радости, понимая, что недостойны, не заслуживаем прощения, — и тем самым теряем уверенность в спасении.
Если бы спасение зависело от нас, сомнения были бы обоснованными. Но спасены-то мы не по своим делам, а по благодати. Спасение дано нам не потому, что мы что-то сделали, или сделаем, «отработаем», а лишь потому, что Господь совершил его, а мы приняли верою.
Сомневаться в спасении — значит сомневаться в том, что Бог выполнит Свое обещание.
Сомневаться в спасении по вере — значит сомневаться в силе Крови Христа. Концепция Лютера об оправдании верой вселяет радость в верующих: они не «спасаются» — но уже спасены. Они полагаются не на себя, а на Бога. Им не надо отчаянно пытаться хорошо зарекомендовать себя перед Богом, в совершенстве исполняя закон, — но Бог облекает в праведность.
Кроме того, доктрина оправдания верой отнимает у нас все основания для похвальбы.
«Где же то, чем бы хвалиться?
Уничтожено.
Каким законом?
Законом дел?
Нет, но законом веры»
(Рим. 3:27).
Теперь «хвалящийся хвались Господом» (1 Кор. 1:31). Евангелие незаслуженной благодати заставляет нас признаться в том, что мы «нищие духом», ничем не можем заплатить за своё спасение. В этой ситуации наши таланты, способности не принимаются в расчёт, и потому «мытари и блудницы» впереди всех идут в Царство Небесное, ибо полагаются не на себя, а на Бога. А праведный в собственных глазах проходит мимо того, что Бог даёт даром, — и теряет надежду на спасение.