"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 22.11.2024, 02:13
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библеистика [16] Толкование НЗ [80]
Толкование Евангелия [56] Толкование Апостола [22]
Размышления [12] Толкование Ветхого Завета [44]
Экзегетика [4] Текстология НЗ [11]
Текстология ВЗ [6] Археология [2]
Исагогика [3] Толкование Апокалипсиса [14]
Комментарий к Марку [16] Комментарий к Матфею [4]
Комментарий к Луке и Деяниям [4] Комментарий к посланиям [7]
Толкования отцов Церкви [4] Толкования святых [6]
Поздние комментарии [1]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Библеистика » Толкование Евангелия

Мк 15: 20-32 Распятие Иисуса
15.20б-32 РАСПЯТИЕ


Эрик Гилл



20 Его повели на казнь. 21 Одного прохожего, Симона из Кирены, отца Александра и Руфа – он шёл из деревни – заставили нести Его крест.

22 Его приводят на место, которое зовется Голгофа, что в переводе значит «Череп». 23 Ему предлагали вина с дурманящим питьем, но Он не стал пить. 24 Потом Его прибивают к кресту и делят между собой Его одежду, бросая жребий, кому что взять.

25 Было девять часов утра, когда Его распяли. 26 Над головой у Него была надпись с указанием вины:

ЕВРЕЙСКИЙ ЦАРЬ

27 Вместе с Ним распяли двух преступников, одного справа, а другого слева от Него.

29 Прохожие бранили Его, презрительно качая головой, и говорили:

– Эй Ты! Ну что, разрушил Храм и в три дня построил?! 30 Спаси самого себя – сойди с креста!

31 Так издевались над Ним и старшие священники с учителями Закона.

– Других спасал, – говорили они, – а себя спасти не может. 32 Помазанник, Царь Израиля! Пусть сойдет с креста у нас на глазах – тогда Ему поверим!

Даже те, кто были с Ним распяты, оскорбляли Его.

 

 

Гимны против Маркиона

И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место

Сам Божий Сын, уже слабея телом,
в одежды облачен, удары принимает.
Оплевён лик Его, венок терновый на главе.
Он к древу пригвожден. Желчь с уксусом
дают Ему от жажды.
Одежды делят и бросают жребий;
всяк тащит, что украл. Во мраке
Бог испускает дух из тела -
во тьме напуган день, сбежало солнце.
ень дважды был: в средине - ночь, как сажа.

 

 

 

Свт. Григорий Богослов

И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял

Его поят уксусом (ср. Мф. 27:48Мк. 15:36,Лк. 23:36Ин. 19:29), кормят желчью (ср. Мф. 27:34). Кого? Превратившего воду в вино (ср. Ин. 2:7-9), разрушителя горечи (ср. Исх.15:25), нашу сладость и всецелое вожделение (ср. Песн. 5:16).

О Сыне (Слово 29).

 

 

В.Н.Кузнецова


Ст. 20б-21 – Иисуса повели на казнь. Обычно осужденные на распятие должны были нести на плечах перекладину от своего креста, столб же был вкопан в землю на месте казни.

Иисус, вероятно, настолько ослабел после бичевания, что был не в силах нести крест. Но в Ин 19.17 сказано, что крест нес сам Иисус. Возможно, Иоанн делает это потому, что очень скоро появились легенды, нашедшие отражение в гностических писаниях Василида, а затем ставшие догмой в исламе, что на кресте умер не Иисус, а Симон. Этот человек был родом из Кирены, столицы северно-африканской области Киренаика. Неизвестно, был ли он евреем из диаспоры или язычником. Он назван отцом Александра и Руфа, которые, вероятно, были широко известны в древней Церкви. Эти имена встречаются в Новом Завете (Деян 13.1; Рим 16.13), но были в то время очень распространены, и мы не можем быть уверены, что это одни и те же люди.

Симон шел в Иерусалим из деревни. Первое значение греческого слова «агр`ос» - «поле», и это дало повод некоторым ученым усомниться в точности хронологии Марка, потому что в пасхальный день работа в поле была запрещена. Но если Симон был язычником, то на него не распространялись запреты Закона Моисея. Если же слово значит «деревня» и Симон был евреем, то деревня была расположена неподалеку, не далее так называемого «субботнего пути» (около одного километра), и Симон шёл в Храм.

Ст. 22 – Иисуса выводят за городские стены, на место, которое зовется Голгофа (арам. Гулгулт`а, евр. Гулг`олет). Этот холм назывался Черепом, вероятно, потому, что по форме он напоминал человеческий череп. Позднейшая легенда утверждает, что под этим ним был похоронен Адам. Местонахождение Голгофы до сих пор вызывает споры: одни считают, что она на том месте, где сейчас находится Церковь Святого Гроба, а другие доказывают, что она там, где расположена так называемая Гробница в саду. Полагают, что в то время у римлян не было определенного места для совершения казней, но в любом случае оно должно было находиться недалеко от большой дороги для устрашения как можно большего числа народа.

Ст. 23 – Иисусу предложили вина с одурманивающим питьем (дословно: «со смирной»). Известно, что богатые женщины Иерусалима, во исполнение Притч 31.6-7, изготавливали напиток, состоявший из вина с наркотическим веществом для притупления боли. Иисус отказался его пить из-за своего обета (14.25) или потому, что Он хотел испить чашу, данную Ему Отцом, в полном сознании.


 
Ст. 24 – Перед распятием казнимого раздевали, и одежда жертвы принадлежала палачам, которые бросили жребий, кому что взять. Об этом евангелист говорит почти дословно словами псалма 21.19 (LXX). Воины разделили между собой хитон (нижнюю рубаху), плащ, пояс, головную повязку и сандалии.

Ст. 25 – Затем Его прибивают к кресту. Распятие было формой повешения. Первоначально эта форма казни была широко распространена лишь в Карфагене, но после Пунических войн победившие римляне позаимствовали её и сами стали распинать рабов, преступников и мятежников. Распинаемого раздевали, оставляя лишь набедренную повязку, затем клали на землю, и его распростертые руки прикреплялись к лежащей перекладине креста, чаще всего верёвками, но иногда, как в этом случае, прибивались гвоздями. Но гвозди вбивались не в ладонь, а в запястье, иначе они разодрали бы мягкие ткани ладоней. После этого перекладину вместе с телом поднимали вверх и прикрепляли её к верху вкопанного в землю столба, в форме буквы Т, или поперек столба, крестообразно. Ноги жертвы привязывались, а иногда тоже прибивались к небольшой перекладине внизу столба, которая поддерживала тело. Обычно крест был невысоким, в человеческий рост.

Казнь была очень длительной, иногда человек умирал спустя много часов и даже дней. От неестественной позы постепенно развивался отек легких, и человек медленно умирал от удушья. Мучения усугублялись голодом и жаждой, воспалялись и гноились раны от бичей, тело облепляли тучи насекомых. Распятие было настолько ужасной и позорной формой казни, что люди часто даже избегали употреблять само слово «крест», называя его «плохим деревом», а в Риме выражение «Иди на крест!» было бранным. Цицерон называл его «ужаснейшим, вызывающим содрогание наказанием».

Марк сообщает, что Иисуса распяли в девять часов утра, или в три часа по римскому исчислению времени. В отличие от него, Иоанн говорит о том, что был полдень, канун Пасхи, то есть его хронология отличается от синоптической не только в отношении дня, но и часа. Возможно, Иоанн из богословских соображений хотел подчеркнуть, что Иисус, как истинная пасхальная жертва, был казнен в то самое время, когда во дворе Храма начинали приносить в жертву барашков. Марк делит все время от ареста Иисуса до Его смерти на несколько периодов по три часа в каждом (14.46; 72; 15.1; 25, 33, 34). Вероятно, он хочет этим сказать, что все, что происходило, было исполнением Божьего плана и совершалось по Его воле.

Ст. 26 – Сразу же после того, как обвиняемого приговаривали к распятию, изготавливалась специальная табличка с указанием вины. Ее вешали на шею осужденному или несли перед ним, а затем её прибивали к кресту, чтобы все видели, за какое преступление человек предается смерти. Над головой Иисуса прикрепили табличку со словами «еврейский царь». Вероятно, на ней было также указано Его имя и место проживания (ср. Мф 27:37 и Ин 19:19: «Иисус Назарянин, еврейский царь»).

С одной стороны, в этом была насмешка, но, с другой стороны, Пилат, вероятно, мстил еврейским властям за пережитое им унижение. В любом случае, именно сейчас произошло открытое явление Мессии Своему народу.

Ст. 27 – Вместе с Иисусом были распяты ещё двое. Крест Иисуса стоит посередине их крестов, и евангелист видит трагическую иронию в том, что Иисус и во время казни занимает почетное место. Ведь, согласно еврейским представлениям, место посередине считалось почетным. Справа и слева от Него распяты два преступника, вероятно, сообщники Бар-Аббы. Иаков и Андрей, просившие Иисуса о местах по правую и по левую руку и обещавшие выпить чашу, которую пьет Иисус, не смогли взять свой крест и последовать за Учителем. Некоторые рукописи, вероятно следуя Лк 22.37, присоединяют еще ст. 28, представляющий собой цитату из Ис 53.12: «и к злодеям причтён был».

Ст. 29-30 – Но Иисусу предстояло перенести ещё одно, последнее унижение: и Его враги, и прохожие зеваки насмехались над Ним в то время, когда Он висел на кресте и испытывал невыносимые муки. Прохожие бранили Его и качали головой, что у евреев было знаком презрения. То, что там были прохожие, неудивительно, ведь римляне всегда совершали казни вблизи дорог (ср. Плач 2.15; Иер 18.16). Они издеваются над Ним как над самозванцем, чьи пророчества о Храме не исполнились: «Ну что, разрушил Храм и в три дня построил?!» – и предлагают Ему совершить чудо, которое бы убедило всех.

Ст. 31-32 – Не только прохожие, но и старшие священники с учителями Закона издеваются над Ним. Этот человек называл себя Мессией, Царем Израиля. Пусть Он сойдет с креста у всех на глазах, и это был бы знак от Бога, который бы всех убедил. Но Иисус уже сказал: «Не будет дано этим людям знака» (8.12). И даже те, кто были распяты вместе с Иисусом, оскорбляли Его.

Это было последнее испытание от Сатаны, который уже пытался поколебать решимость Иисуса исполнить волю Отца в пустыне (1.13) и в Гефсимании (14.35-36). Крест означал не только физические муки. Люди видели Иисуса, висящим на кресте, и для многих он был самым убедительным доказательством того, что Иисус наказан Богом за самозванство, что Он не является Сыном Бога, а наоборот, проклят Им (Втор 21.23). История явила немало примеров, когда люди умирали прекрасной и мужественной смертью на глазах у своих горячих почитателей и последователей, которые сострадали им, преклонялись перед ними, видя в них героев. Русская пословица говорит: «На миру и смерть красна».

Но Иисус, умирая, страдал не только от боли, ведь рядом с Ним не было никого: ученики разбежались от страха и, возможно, разочарования. Возле Него лишь глумливая толпа, крики презрения. Но Он умирал и за тех, и за других. В этом проявилась вся беспредельная любовь Бога.

Вот как об этом говорит апостол Павел: «Бог показал нам всю силу Своей любви к нам, потому что Христос умер за нас, когда мы были грешниками!» (Пославние к Римлянам 5:8). Он мог бы в любую минуту сойти с креста, но именно тогда Он перестал бы быть Мессией. «Если бы Он отказался принять крест или, в конце концов, сошёл бы с него, это означало бы, что у Божьей любви есть предел, что существует нечто такое, чего эта любовь не захочет вынести ради людей, что существует граница, которую она не сможет перейти. Но Иисус прошёл весь предначертанный Ему путь и умер на кресте, и это значит, что любовь Бога действительно не знает границ».* (У. Баркли, Толкование Евангелия от Марка, с. 392.)
 
 

Отто Дикс
Категория: Толкование Евангелия | Добавил: didahe (26.04.2019)
Просмотров: 875 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог