Евангелие от Марка
Заговор против Иисуса
14
Через два дня наступала Пасха и праздник Пресных Хлебов.
Старшие священники и учителя Закона искали способ тайком схватить Иисуса и убить.
«Но только не в праздник, – говорили они, – как бы не было смуты в народе».
(Мф 26.1-5; Лк 22.1-2; Ин 11.47-53)
Комментарии
Ст. 1 – О том, что религиозные и политические власти хотели расправиться с Иисусом, уже говорилось в 3.6; 11:18; 12:12. Но только сейчас они принимают окончательное решение. Марк указывает точную дату этого решения – за два дня до праздника Пасхи и Пресных Хлебов.
Пасха – самый важный праздник, знаменующий освобождение израильтян из египетского рабства; он празднуется 15-го нисана (март – апрель). Праздник Пресных Хлебов был первоначально весенним сельскохозяйственным праздником, следовавшим сразу же за Пасхой, но позже был переосмыслен как праздник в память об исходе из Египта и практически слился с Пасхой, он праздновался семь дней. Он назван так потому, что к этому времени созревал первый урожай ячменя и Богу приносились в дар первинки – пресные ячменные хлебцы из муки нового урожая.
Старшие священники и учителя Закона – это представители Синедриона (см. ком. на 14:55-56). Они хотят схватить Иисуса тайком (буквально: «хитростью»), потому что они, как и прежде, боялись, что народ может вступиться за Него и поднять восстание.
Ст. 2 – Так как во время Пасхи в Иерусалим собиралось огромное количество паломников, атмосфера в городе всегда была очень напряженной. Враги Иисуса хотели бы арестовать Его не в праздник. Но на самом деле и арест, и казнь состоялись в пасхальный день. Одни толкователи объясняют это тем, что членов Синедриона побудило к решительным действиям предательство Иуды. Но есть и другое понимание греческого слова «хеорт`е» («праздник»), оно может означать и праздничную толпу паломников.*(J. Jeremias, Eucharistic Words of Jesus, p. 71-72.) Тогда речь идет о том, как арестовать Иисуса в то время, когда Он не был окружен плотным кольцом людей. Арест ночью, в саду, вдали от толпы позволял избежать народных волнений.
TISSOT, James
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 1-5 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.
Совет против Христа составлен был в среду. И вот причина, почему мы постимся по средам. Враги хотели было переждать праздничное время, но это не было попущено им. Господь, определяя Сам для Себя страдания, благоизволил предать Себя Распятию на саму Пасху, ибо Сам был Истинная Пасха. Здесь надобно дивиться могуществу Его. Ибо когда враги хотели взять Его, тогда не могли, а когда не хотели, по причине праздника, тогда Он Сам волей предал Себя им.
Св. Беда Достопочтенный
Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить
Отдав должное таинствам древней Пасхи до сего момента, Он довел их до совершенства, передав ученикам новые таинства, чтобы они соблюдались впредь (ср. Лк. 22:14-20) …Будучи прообразом пасхального агнца, Господь пришел к месту Своих страданий за пять дней до их начала, чтобы показать, что Он Тот, о Ком предсказывал Исайя (Ис. 53).
Гомилии на Евангелия.
- |