Мк 12.13-17 ВОПРОС О ПОДАТИ
Тициан (Тициано Вечелио) Денарий Кесаря 1516 Oil on panel Gemäldegalerie, Dresden
13 Тогда к Иисусу подослали несколько фарисеев и иродиан, чтобы те поймали Его на слове.
14 Они приходят и говорят:
– Учитель, мы знаем, что Ты человек прямой, никого не боишься и никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи.
Скажи, позволительно платить подать цезарю или нет? Платить нам или не платить?
15 Иисус, увидев их неискренность, сказал:
– Что вы Меня испытываете? Принесите Мне посмотреть денарий.
16 Они принесли. Иисус спрашивает их: – Чье здесь изображение и чьё имя? – Цезаря, – отвечают они. 17 Тогда Иисус сказал им: – Цезарево отдайте
цезарю, а Божье – Богу. Они были поражены Его ответом.
Св. Иустин Философ
Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать
Мы поклоняемся только Богу, а в остальном служим вам с радостью, признавая царями и начальниками людей и молясь, чтобы кроме царского могущества оказался бы у вас еще и здравый рассудок. Если же, несмотря на наши молитвы и нашу открытость, вы начнете поступать неразумно, то нам не будет никакого вреда, потому что мы верим, а вернее, убеждены, что в вечном огне каждый несет достойное наказание за свои дела и что каждый даст Богу отчет в соответствии с полученной властью (ср. Рим. 14:12).
Апология.
REMBRANDT Harmenszoon van Rijn C. 1635
Свт. Августин Иппонский
Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы
Образ императора на монете отличен от его образа в его сыне: и здесь и там - образ, однако на монете он иной. Один в сыне, и другой на золотой чеканке. Вот и ты - монета Божия, однако насколько лучшая, ибо и разумением, и всей жизнью ты знаешь, Чей образ в себе несешь и по Чьему образу создан (ср. Быт. 1:26-27, 2 Кор. 3:2-3)! Обычная же монета не знает, что несет на себе образ Царя.
Проповеди.
17 век STROZZI BERNARDO
Прп. Максим Исповедник
покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий
Что означает динарий, данный Господу фарисеями?
Динарий есть данный нам по попущению закон телесной необходимости. Когда фарисеи, отображающие бесов, нам его подносят, то следует взять его, подвергнуть разбору и то, что необходимо природе, уделить ей (это и есть отдать кесарю кесарево (Мф. 22:21)), а всяческое устремление души уделить Богу.
Вопросы и затруднения.
комментарий В.Н.Кузнецовой
Ст. 13 – Не решившись на арест, религиозные предводители решают прибегнуть к хитрости и пытаются поймать Иисуса на слове, чтобы скомпрометировать Его в глазах народа или спровоцировать Его на какое-нибудь заявление, которое будет воспринято римлянами как подстрекательство к мятежу. К Иисусу была подослана группа из нескольких фарисеев и иродиан. Подобную группу мы уже встречали в 3.6. Взгляды у них иногда были диаметрально противоположными, но их объединила общая ненависть к Иисусу.
Ст. 14 – Они задают Ему вопрос, который не был вызван искренним желанием узнать мнение авторитетного Учителя. Это была ловушка. Чтобы заманить в нее Иисуса, они сначала грубо льстят Ему: «Ты человек прямой, никого не боишься и никому не угождаешь, а прямо и ясно учишь, как надо жить по-Божьи». Затем следует вопрос о подати римлянам. Это была подушная подать, установленная в 6 г. н.э., когда Иудея, Самария и Идумея вошли в состав Римской империи и стали управляться римским наместником. Необходимость платить подать всегда воспринималась крайне болезненно, будучи доказательством национального унижения. Вскоре после установления подати вспыхнуло восстание под руководством некоего Иуды (см. Деян 5.37). Иосиф Флавий говорит, что подать также явилась причиной возникновения крайне националистического движения зелотов, объявивших Бога своим единственным правителем и царем, что привело к восстанию 66 г. и к гибели Иерусалима в 70 г. В Евангелии от Луки Иисус обвинен перед Пилатом в том, что Он «подстрекает наш народ, запрещает платить подати цезарю» (23.2). Интересно, что и фарисеи, и иродиане были за то, чтобы платить. Фарисеи не хотели восстания, понимая его гибельность, а иродиане принадлежали к партии Ирода, римского ставленника и марионетки.
Ст. 15 – Иисус, понимая их злой умысел и неискренность, просит их принести и показать Ему денарий. Это была серебряная римская монета, которой платилась подать. Евреям это было особенно неприятно, так как на ней был портрет императора, а Библия запрещала всякое человеческое изображение во избежание идолопоклонства.
Ст. 16 – Иисус был бедным человеком, и у Него не было денария, но у ревнителей благочестия кощунственная монета нашлась. Иисус задал им вопрос о том, чье изображение находится на монете и чье стоит имя. На денарии изображен цезарь, т.е. римский император в лавровом венке; на монете, которую дали Иисусу, была надпись: «Тиберий Цезарь, Август, Сын Божественного Августа, Великий Понтифекс»
Ст. 17 – Иисус предлагает отдать цезарю то, что ему принадлежит. Ведь по представлениям того времени человеку, имевшему право на чеканку монеты, принадлежали все отчеканенные монеты. Все денарии, на которых изображен император и стоит его имя, в конечном счете принадлежат ему. Строго говоря, Иисус дал утвердительный ответ на поставленный Ему вопрос. Нравится людям платить налоги или нет, они обязаны это делать, пока живут в государстве, которое налагает обязанности на своих граждан. О том же говорит и апостол Павел в знаменитой 13-й главе Письма римлянам: «Отдавайте им то, что вы им должны: кому налог, кому подать, кому уважение, кому почет» (13.7). Но на этом Иисус не останавливается, а переводит вопрос в другую плоскость. Человек должен не только государству, но и Богу. И главное заключается в том, что мы должны платить свои долги Богу. Возможно, здесь есть аллюзия на Быт 1.26-27, где сказано, что человек создан по образу и подобию Бога (в греческом тексте одно и то же слово для «изображения» и «образа»), и, следовательно, если человек носит на себе образ Бога, то он и принадлежит Богу. Итак, повеление отдать «цезарево цезарю» означает, что человек обязан быть лояльным гражданином и выполнять все требования государства, в котором он живет, но до тех пор, пока эти требования не вступают в противоречие с требованиями Бога. К сожалению, очень часто люди отдают Божье цезарю, а цезарево кладут себе в карман. И слова апостола «всякая власть от Бога» тоже иногда ложно истолковываются: дескать, если государство потребует, христианин должен убить, украсть, предать.
17 ECKHOUT
17 DELLA VECCHIA & RUBENS
Неизвестный русский художник первой трети XVIII века. Школа А. Матвеева Динарий кесаря
Комикс ХХ век
Tribute money, The Artist: TITIAN Date: 1560-68
Paying taxes to Caesar Artist: UNKNOWN; Master Connected to the Protestant Reformation Era Writings Date: Published 1563
MASACCIO Date: 1426-27 Technique: Fresco Location: Santa Maria del Carmine, Florence
Taxes to Caesar Artist: UNKNOWN; Illustrator of 'Biblia, das ist, Die ganze Heilige Schrifft...', Martin Luther (author), Nuremberg (?), 17th century
PRETI, Mattia Italian painter, Naples school (b. 1613, Taverna Calabria, d. 1699, La Valleta)
1976
18 век COPLEY John Singleton
17 век Питер Пауль Рубенс
XVI век. LUTHER S BIBLE ABOUT PAYING TAXES TO CESAR