Мк 14.43-52 АРЕСТ ИИСУСА
Simon Bening
43 Он еще не договорил, как появился Иуда, один из Двенадцати, и с ним толпа с мечами и кольями, которую послали старшие священники, учителя Закона и старейшины. 44 Предатель заранее условился с ними о знаке, он сказал: «Кого я поцелую, тот и есть Иисус, берите Его и уводите под надежной охраной».
45 Иуда направляется прямо к Иисусу.
– Равви! – говорит он. И он крепко поцеловал Иисуса.
46 Иисуса тут же схватили и взяли под стражу. 47 Один из тех, кто был рядом, выхватил меч, ударил слугу первосвященника и отсек ему ухо.
48 Тогда заговорил Иисус:
– Разве Я разбойник, что вы пришли за Мной с мечами и кольями? 49 Каждый день Я был у вас в Храме и учил, и вы Меня не брали. Но пусть исполнятся Писания!
50 Тогда все покинули Его и убежали.
51 Какой-то юноша шел за ними в одном покрывале, накинутом на голое тело. Они схватили его, 52 но он, оставив у них в руках покрывало, убежал голый.
(Мф 26.47-56; Лк 22.47-53; Ин 18.2-11)
52 убежал – в некоторых рукописях: «убежал от них».
UNKNOWN; Illustrator of 'Biblia : Das ist die gantze Heilige Schrift...', Martin Luther (author), Nuremberg, 1702
Ст. 43 – До сих пор Марк ни разу не сказал о том, что Иуды уже не было с учениками (ср. Ин 13.30). Он появляется в Гефсимании с толпой, посланной старшими священниками, учителями и старейшинами, то есть Синедрионом. Вероятно, она состояла из храмовой стражи и слуг первосвященника (ст. 47) <..>
Ст. 44 – Предатель должен был показать им Иисуса. Это говорит о том, что Иисус, вероятно, не был столь широко известен в Иерусалиме, хотя при чтении Евангелий может создаться такое впечатление. Кроме того, было темно, и на склонах Масличной горы могли остановиться на ночь и другие паломники, а не только Иисус с учениками. Знаком должен был служить поцелуй – так ученик обычно приветствовал своего учителя. Предатель предупреждает, что Иисуса нужно увести под надежной охраной. Он, вероятно, полагал, что Иисус и остальные ученики могут оказать сопротивление или что Иисус воспользуется Своим сверхъестественным могуществом, чтобы избежать ареста.
Ст. 45 – То, что Иуда крепко поцеловал или расцеловал Иисуса, еще сильнее говорит о подлости предателя, у которого и сейчас нет ни смущения, ни колебаний.
Ст. 46-47 – И вот Иисус арестован. Марк не называет имени ученика, попытавшегося оказать сопротивление (в Ин 18.10-11 это Петр). Во всех остальных Евангелиях Иисус резко останавливает Своего ученика.
Ст. 48-49 – Иисус протестует против такого способа Его задержания. Зачем им приходить ночью, с мечами и кольями, когда Он каждый день учил в Храме и никто Ему не препятствовал и не арестовывал там? Храмовая стража и, возможно, кто-то из членов Синедриона, присутствовавших при аресте, слышали Его и должны были понять, что в Его учении нет ничего преступного. Он не разбойник, то есть не мятежник, не повстанец. Слова «каждый день» наводят на мысль, что Иисус пробыл в Иерусалиме гораздо больший срок, чем несколько дней (см. ком. на 11.15). И всё же Иисус не оказывает сопротивления, потому что Писания должны исполниться. Судьба Иисуса, по мнению древней Церкви, была предсказана в целом ряде текстов Писаний:
Ис 52.13 – 53.12; Пс 22(21) и 118(117); Дан 7.21, 25; Зах 13.7.
Ст. 50 – Сбылось также пророчество Писаний (Зах 13.7) и пророчество самого Иисуса (14.27-30) об учениках: все покинули Его и убежали.
Ст. 51-52 – Вместо них чуть было не арестовали какого-то юношу, который сумел вырваться из рук схвативших его стражников и убежал голый. Так как об этом рассказывает только Марк, была высказана догадка, что этим юношей был сам евангелист. Были и другие предположения: так, например, Амвросий видел в юноше Иоанна, а Епифаний – Иакова, брата Иисуса. Эти гипотезы нельзя доказать, как, впрочем, и опровергнуть. Возможно, кому-то из очевидцев по какой-то причине запомнилась эта сцена. Другие же толкователи пытались увидеть в этом рассказе символическое и аллегорическое указание на искупительную смерть Христа.
Отто Дикс
Свт. Иоанн Златоуст
И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин
Послушайте, сребролюбцы, подумайте, что с ним стало: как он и денег лишился, и грех совершил, и погубил собственную душу. Такова тирания сребролюбия. Ни деньгами Иуда не воспользовался, ни нынешней жизнью, ни будущей, но сразу все потерял, и, заслужив дурную славу даже у тех, от кого получил деньги, тогда же удавился (ср. Мф. 23:10).
Гомилии на Евангелие от Матфея.
оо
11 Enluminure Evangeliaire Otton Iii
Сщмч. Дионисий Александрийский
Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно
Удивительна терпеливость Господа, который поцеловал предателя и произнес слова еще более нежные, чем поцелуй! Он не сказал: «Грязный и нечестивейший предатель! Так-то ты воздаешь мне за столькие благодеяния?» Нет, Он просто сказал: Иуда! (Лк. 22:48) - назвав его по первому имени, скорее сострадая ему и призывая его к Себе, нежели гневаясь.
Фрагменты.
Betrayal of Judas, The Artist: SAUSSURE, Éric de Date: 1968
Св.Беда Достопочтенный
А они возложили на Него руки свои и взяли Его
По прошествии пятого дня, следуя до этого момента традиции древней Пасхи, Он завершил ее и передал ученикам новые таинства, дабы они соблюдались впредь. Потом Он взошел на гору Олив, где схвачен был иудеями, а утром распят. Он искупил нас от господства дьявола в тот же день, в который древнееврейский народ через заклание агнца избавился от ярма египетского плена (ср. Исх. 12:1-30).
Гомилии на Евангелия.
17 Rembrandt Wie gegen einen Räuber seid ihr mit Schwerternund Knüppeln ausgezogen;
Блж. Феофилакт Болгарский
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня
Закон повелевал, чтоб у иудеев был один архиерей во всю свою жизнь; между тем у них тогда было много архиереев, которые один за другим каждый год покупали власть у римлян. Таким образом архиереями евангелист называет тех, которые, пробыв некоторое время на архиерействе, оставили оное.
13 век
Christ in Gethsemane Artist: LIMBOURG brothers
Date: Before 1416 Technique: Illumination
Location: Musée Condé, Chantilly Notes: From "Très Riches Heures du Duc de Berry"
|