"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 26.04.2024, 05:54
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Библеистика [16] Толкование НЗ [72]
Толкование Евангелия [55] Толкование Апостола [12]
Размышления [12] Толкование Ветхого Завета [44]
Экзегетика [4] Текстология НЗ [10]
Текстология ВЗ [5] Археология [2]
Исагогика [3] Толкование Апокалипсиса [15]
Комментарий к Марку [16] Комментарий к Матфею [4]
Комментарий к Луке и Деяниям [3] Комментарий к посланиям [5]
Толкования отцов Церкви [4] Толкования святых [6]
Поздние комментарии [0]
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » Статьи » Библеистика » Библеистика

Митрополит Митрофан Баданин

адам и его помощники


Еще раз обратим внимание, что в процессе Сотворения мира Господь, создавая земных тварей, преследовал одну единственную цель, ясно декларированную в Книге Бытия:

«не хорошо быть человеку
одному; сотворим ему помощника» (Быт.2,18). То есть весь животный
мир задуман как огромная армия помощников, соработников человека
в его творческом процессе по освоению всего, что создано Богом, по благоукрашению этого мира, «чтобы возделывать его и хранить его»
(Быт.2,15).

Появление этой армии помощников сопровождалось наречением им имен,
что всегда символизировало акт владения и отождествлялось с правом иметь власть над носителем этого имени.
Человек приступал к «владычеству над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле», и, таким
образом, «всякая душа животных» становилась ему помощником. Таким
хозяином вселенной задумал человека Господь, заложив в его существе эту
власть, «владычество» над тварным миром: «премудростию Твоею устроивший человека, чтобы он владычествовал над созданными Тобою тварями
и управлял миром свято и справедливо, и в правоте души производил суд»
(Прем.9,2). И в другом месте:

Ты «поставил его владыкою над делами рук
Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей,
птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс.8,7;9).


24



Именно таким властителем всей твари видели первозданного человека богословы древности. И речь идет не только о тварных сущностях, населяющих землю, но и о мире ангельском:

«Бог в начале создал человека царем всего земного, и не только земного, но и того, что
находится под кровом небесным»1, или: «Человек был владыкою всего, начиная от неба и до
мира дольнего»2.

Иначе и быть не могло, ибо
человек занимает особое место в этом мире, он
есть «есть средина между Богом и материей»3.
Еще в самом начале апостольского служения
апостол Варнава недоумевал об отсутствии
ныне этого владычества и вопрошал о сроках
возвращения этой власти:

«Этого обладания
зверями, и птицами и рыбами нет ныне, однако
оно было обещано нам; когда же оно будет?»4


В Книге Бытия прямо не говорится о даровании человеку власти над миром ангельским. Скорее всего, это была задача на перспективу, в существовании которой апостол Павел не сомневается:

«Разве не знаете, что святые будут судить мир? Разве не знаете,
что мы будем судить ангелов?» (1Кор.6,3).

Речь, надо полагать, идет об
ангелах падших. Именно это хорошо понимал сатана, воплощая свой коварный план, стремясь дискредитировать человека, дабы сделать будущего судию своим слугой. «И все твари оплакивали смерть и падение его.
Ибо твари видели, что данный им в царя стал рабом сопротивной и лукавой тьмы»5.
Вражий план удался, и после трагедии грехопадения абсолютное
большинство животного мира вышло из подчинения человеку. «Владычество» прервалось. Надо понимать, что в какой-то мере эти доверительные отношения еще сохранялись на земле, поскольку в мире еще не по-


1 Симеон Новый Богослов. Слова. Т. 2. С. 103.
2 Макарий Великий. Добротолюбие. С. 151.
3 Максим Исповедник. Творения. Кн. 2. Схолия. С. 220.
4 Послание апостола Варнавы // Писания мужей апостольских. М.: Издательский совет РПЦ.
2008. С. 96.
5 Макарий Великий. Добротолюбие. С. 154.
Адам и Ева в Раю. Худ. Лукас
Кранах Старший. 1526 г.
Традиционно в людском
воображении Райское дерево
плодоносит яблоками. В Книге
Еноха есть подробное описание
того, как в действительности
выглядели плоды Древа
познания добра и зла

 


25



селился постоянный страх перед убийством, не наступила катастрофа
плотоядного образа питания. Как мы помним, изначально все живущие
на земле, «все звери земные, и все птицы небесные, и всякое пресмыкающееся
по земле, в котором есть душа живая», были травоядны, по слову Божьему:

«Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу»
(Быт.1,29).это людям

 

следующий стих 1:3- про пищу зверей.


Что касается питания человека, то Господь благословил ему:
«от всякаго древа, же в раи, снедию снеси» (Быт.2,16). В Синодальном переводе это звучит так: «от всякого дерева в саду ты будешь
есть», что не вполне корректно, поскольку несет некий повелительный (обязательный) характер Божьих слов. В действительности было
дано лишь разрешение, отданное на усмотрение человека: «Ты можешь есть плоды любого дерева в этом саду…»1 Почему нам важно
это уточнение? Первозданный человек, живший в полноте общения
с Богом, в пище не нуждался. Он мог наслаждаться великолепными
плодами райских деревьев, а мог и не потреблять их. На жизненные
функции организма это влияния не имело. В полной мере способности того, первозданного, тела человека позже Своим ученикам будет демонстрировать Воскресший Господь, когда Ему дали «часть
печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лк.24,42).
В таком случае когда же был нарушен закон травоядности как всеобщий принцип питания допотопного мира? Это Божье повеление дерзко
нарушили исполины, о которых мы подробно поговорим позже. Эти твари, посеяв ужас на земле, «поели все приобретение людей, так что люди
уже не могли прокармливать их. Тогда исполины обратились против самих
людей, чтобы пожирать их. И они стали согрешать по отношению к пти-


1 Библия. Книги Священного Писания канонические. М., РБО. 2011. С. 12.
«И нарек человек имена всем
скотам и птицам небесным и всем
зверям полевым» (Быт.2,20).
Фреска монастыря Николая
Анапавсаса, Метеоры, Греция

 



цам и зверям, и тому, что движется, и рыбам, и стали пожирать их мясо
и пить из него кровь» (Енох 2,12)1.


Святитель Димитрий Ростовский, даже не зная Книги Еноха, пишет
об этом: «Если верить халдейской истории, то она повествует, что после
развращения сынов Божиих, когда умножилось число исполинов, среди
них началось мясоедение ещё до потопа, и сии исполины столь были злы,
что пожирали и человеческое мясо»2.


Надо понимать, что за тысячу лет эпохи исполинов в этот грех плотоядности могли впасть и люди. Много позже, уже после Потопа, обращаясь к Ною, Господь лишь констатирует эту печальную перемену и закрепляет новый образ питания людей, который принесла на землю эпоха
исполинов:

«всё движущееся, что живет, будет вам в пищу; как раньше
зелень травную, теперь даю вам всё» (Быт.9,3).


Таким образом, Господь фиксирует новую реальность, решительно
отдаляя всю живую тварь от человека и упраздняя не только безусловное
«владычество» человека, но даже прежние доверительные отношения:
«да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные,
все, что движется на земле, и все рыбы морские» (Быт.9,2), «

Страх пред
вами и боязнь вдохну Я во все, что есть на земле и в море» (Юбил.6,6).
 

Категория: Библеистика | Добавил: didahe (25.03.2023)
Просмотров: 150 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Фото

Блог