Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский
Иконография: Липа, паволока, левкас, темпера, 113 х 88. Тверь. Обнаружена на соборной колокольне города Минска. Раскрыта около 1920 г. Е.И.Брягиным. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Святой праведный Николай Кавасила
Святитель Димитрий Ростовский
Пелена (сударь) 15 век
Святитель Филарет, митрополит Московский
Giotto_di_Bondone_Assumption_of_Our_Lady
Святитель Феофан Затворник
Священномученик Александр (Мраморнов)
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Схиархимандрит Зосима (Сокур)
Почитаем верующим народом схиархимандрит Зосима (Сокур), основатель Свято-Успенского Никольского монастыря Волновахского района Донецкой области.
Успение было любимым праздником отца Зосимы. Еще в детстве он сам вышил плащаницу Божией Матери, вокруг этой плащаницы он собирал благочестивых бабушек, и они вместе читали акафист Успению:
«Радуйся, обрадованная, во Успении Твоем нас не оставила..».
Предчувствуя свою близкую кончину, за несколько дней до Успения, старец сказал сестрам обители: «Ну что ж, умирать надо. Как бы вам праздник не испортить. Да, я ведь не достоин умереть на Успение». 29 августа 2002 года без четверти двенадцать ночи, когда в Свято-Успенской обители села Никольского совершался чин погребения Божией Матери старец схиархимандрит Зосима мирно отошел ко Господу.
По изданию: «Любовь превыше всего. Светлой памяти схиархимандрита Зосимы». Православный благовестник, 2004
Протоиерей Александр Мень
В рождестве девство сохранила ecu,
во успении мира не оставила ecu, Богородице,
преставилася ecu к Жизни, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Успение Божией Матери — последний двунадесятый праздник церковного года (15/28 августа). Ему предшествует двухнедельный пост. Из Нового Завета мы знаем, что Матерь Господа занимала почетное место среди апостолов (Деян 1,14). Она жила в доме Иоанна (Ин 19,27) в Иерусалиме. В дальнейшем следы Ее теряются. Одни предания связывают конец Ее земного пути с Эфесом, куда переселился Иоанн, другие указывают на Гефсиманию. И тут и там есть храмы, посвященные Успению47. Наиболее ранний апокриф, повествующий об Успении, написан от лица Иоанна Богослова. Некоторые историки датируют его V веком, но большинство относит на полтора века позднее48.
Иерусалимский патриарх Модест (начало VII века) уже знал сказание о том, что проводить Пречистую в последний путь собрались все Двенадцать апостолов. Святитель исповедует веру в Ее целокупное бессмертие, наступившее до всеобщего воскресения. «Всеславная Матерь Начальника жизни и бессмертия, Христа Спасителя нашего Бога, — говорит он, — Им оживляется, чтобы телесно разделить вечную нетленность с Тем, Кто вывел Ее из гроба и принял Ее к Себе образом, который известен Ему одному». Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее — лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение.
Веру эту разделяют как Западная, так и Восточная церкви, но у католиков (с 1950 года) она выражена в догматической формуле.
Празднику Успения посвящены многие русские соборы (в Москве, Киеве, Владимире и других городах). О почитании Девы Марии в первохристианскую эпоху свидетельствует надпись в одной из назаретских церквей II века, а также фрески в катакомбах. Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Соучастницу в тайне Искупления. Наименования Ее икон выражают глубокую веру в Ее покров, простертый над миром. Она — «Заступница усердная», «Нерушимая Стена», «Всех скорбящих радость», «Целительница», «Споручница грешных». Она прибежище всех матерей мира. Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая среди испытаний «хранила в сердце» божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения. Кондак праздника:
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
* * *
По обычаю (проникшему из западнорусских областей) на следующий день после Успения совершается служба «Погребения Богоматери», во время которой на середине храма полагают «плащаницу» Св. Девы, а потом обносят ее вокруг церкви.
|