Духа Святого нельзя продавать за деньги
"Проблема же такова: не редкими стали примеры, когда за совершение таинств и треб священнослужитель назначает и требует определенную плату, извращая тем учение Спасителя о Церкви как о единой братской семье, и о дарах Духа как о дарах доступных каждому достойному православному христианину беспрепятственно и бесплатно. Ибо священник не торговец и не хозяин благодати, преподаваемой Церковью, он лишь слуга и посредник, по установлению Божьему, между Духом и человеком, хозяин же и истинный распорядитель благодатных даров - Господь.
Об этом напрочь забыли новообрядцы, поправ постановления своего же Синода: "Вознаграждение… духовенства за исполнение церковных и приходских треб состоит в доброхотныхдаяниях прихожан, и священнослужители, уличенные в вымогательстве платы за преподание треб, отрешаются от мест и низводятся в причетники до раскаяния и исправления" (Указ Синода от 11.12.1886 г.). Постепенно об этом забывают и старообрядцы, хотя, например, древлеправославные также имеют на это соответствующее определение своего Собора: "Члены причта при совершении треб должны довольствоваться одними доброхотными даяниями от прихожан, а не прибегать к разным обложениям и вымогательствам" (Деяния Хвалынского Собора 1925 г., с.90, 43 пр.). Неужели эта волна нечестия захлестнет христианство?
Отцы VI Вселенского Собора назвали торговлю освящением Духа симонией: "Благодать не продается, и мы не за деньги преподаём освящение Духа, а нужно преподавать достойным дара без всякого расчета. Если же кто-нибудь из числящихся в клире окажется требующим чего-нибудь… тот да будет извержен, как ревнитель Симонова коварства" [Деян. 23 пр., с.281]. Если кто вздумает утверждать, что правило сие лишь о причастии, а не о таинствах вообще, тот пусть вспомнит слова блаженного Павла апостола: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу… Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12.4-11).
Как видим, Апостол утверждал, что разницы между освящением Духа, преподаваемом в виде того или иного дара, в том или ином таинстве, нет. И действительно, если истребование мзды за преподавание освящения Духа в причастии и рукоположении является страшным злом, то разве меньшим злом является подобная торговля другими дарами? Разве в Крещении не преподается освящение Духа или оно не преподается при Венчании, или при каком другом из таинств, или может при этом действует какой-либо другой дух? Читать далее |