Свойства Божии
Из "Катехизиса" священника О.Давыденкова
2.3.1. Бог есть Дух
Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге:
"Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24).
Что это означает?
Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что:
1) естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя.
2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности[25].
По словам свт. Григория Нисского,
"Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна, несложна"[26].
Понятие несложности или простоты означает:
а) отсутствие элементарного состава. Божественное естество не допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и ее свойствами. Бог не только обладает разумом, премудростью или любовью, подобно человеку. Он весь есть разум, весь есть премудрость, весь есть любовь; все эти качества в существе Божием непостижимым для нас образом сливаются в совершенное единство и тождество[27], разделяясь только в нашем умопредставлении.
б) в простой природе не может быть каких-либо противоположных сторон или тенденций, которые также вводят сложность.
3) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы, так как любую протяженную вещь можно, по крайней мере мысленно, разделить на части.
4) Божественное естество внутренне едино, просто, само тождественно и не допускает какого-либо изменения.
5) Господь говорит о поклонении Богу как Духу, следовательно, слово "Дух" означает существо живое, свободно-разумное, так как существо безличное не может быть предметом религиозного поклонения.
Таким образом, из рассматриваемых слов Спасителя следует, что
1. Бог есть существо свободно-разумное;
2. Он обладает совершенно простой, неограниченной, лишенной всякой материальности природой (сущностью).
2.3.3.1. ВЕЧНОСТЬ
Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого тварного бытия. Для Бога время не существует так, как, например, оно существует для нас. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как "прежде", "после", "теперь" и тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями времени ; изменения для Бога не существуют, для Него — все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени.
"... от века и до века Ты — Бог" (Пс. 89, 3).
"Ты, Господи, пребываешь, во веки" (Плач. 5, 19).
"свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядёт" (Откр. 4, 8).
Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено
"по повелению вечного Бога" (Рим. 14, 25).
2.3.3.2. ВЕЗДЕСУЩИЕ (ВЕЗДЕПРИСУТСТВИЕ)
Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.
"Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря" (Пс. 138, 7-10)
Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, ; Его не проникает ничто.
Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог "разлит" в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает вне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что
"Все отстоит от Бога не местом, а природой" [32]. "Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности" [33].
Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях:
"Бог во всем пребывает по Своей благости и силе,
вне же всего по Своему собственному естеству"[34],
2.3.3.3. НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ
Этим свойством за Божественной природой отрицаются видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства.
"Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь" (Мал. 3, 6).
Ап. Иаков говорит, что у Бога
"нет изменения и тени перемены" (Иак. 1, 17).
Говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть "жизнь" (Ин. 14, 6). Жизнь — одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий "покоя" и "движения". В произведении "О божественных именах" (VI в.) говорится, что Бог
"при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, Он остается в самом себе"[36].
Неизменяемость — отрицательное свойство, и положительно мы не знаем, что это такое. Посредством этого термина мы лишь выражаем ту мысль, что Бог через проявления Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не упадает и не возрастает в Своем бытии.
От неизменяемости Божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость, которая касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и сотворенным Им миром. Эти отношения действительно могут изменяться, примером чему служит Промысл Божий о мире и человеке.
2.3.4. катафатические свойства Божия
2.3.4.1. ВСЕВЕДЕНИЕ
Свойство всеведения означает, что "Бог... знает всё" (1 Ин. 3, 20). Божественное всеведение включает в себя:
1) совершенное самосознание, знание Самого Себя, Своей природы:
"Дух все проницает, и глубины Божии ... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, 10-11).
2) совершенное ведение о Своих делах: Богу
"ведомы ... все дела Его" (Деян. 15, 18), "нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его" (Евр. 4, 13).
Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего:
"Ему известно было всё прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении" (Сир. 23, 29).
Ведение Божие характеризуется свойствами независимости и неизменности. Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание - внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении вещей не нуждается, ибо знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Поэтому в Божественном ведении не может быть никакого прогресса, никакого приращения знания. Божественное всеведение заключает в себе все знание, сразу обо всем[37]. Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу "от вечности" (Деян. 15, 18).
2.3.4.2. ВСЕМОГУЩЕСТВО
Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение всё угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.
"Бог творит всё, что хочет... " (Пс. 134, 6).
Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе:
"Я Бог Всемогущий... " (Быт. 17, 1).
Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением:
"Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось" (Пс. 32, 9).
Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью[38]. Это означает, что в Боге разум и воля - одно.
<...>
Священное Писание не; говорит, что Бог делает всё, но только всё, "чего хочет душа Его" (Иов. 23, 13). Всемогущество заключается не только в способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того, чего не хочешь.
<..>
Также см. по этой теме: Свящ. Г.Чистяков "Всемогущий?"
2.3.4.3. ВСЕБЛАЖЕНСТВО
Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство [39].
"... блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс. 15, И). <Десница - правая рука>
"Блаженным" называет Бога и апостол Павел (1 Тим. 1, 11; 6, 15).
2.3.4.4. БЛАГОСТЬ
Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию[40]. Творение мира и все промыслительные о нем действия суть проявления благости Божией.
Благость Божия распространяется на всё существующее без изъятия:
"благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144, 9).
Со свойством благости Божией тесно связаны такие свойства, как любовь и милость <...>
2.3.4.5. ПРАВДА
"Господь праведен, любит правду; лице Его ей видит праведника" (Пс. 10, 7).
Бог есть полнота совершенства, и Он требует совершенства и от Своего творения.
"Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5, 48).
< ...>
2.3.5. Антропоморфизмы Священного Писания
Хотя Библия учит, что Бог есть Дух, тем не менее в Священном Писании содержится множество так называемых антропоморфизмов (от греч. anthropos; — человек и morphe — форма). Антропоморфизмы — это усвоение Богу телесных органов, чувств, состояний и способностей, присущих тварным существам.
"Пространный Катихизис" говорит, что таким образом
"Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать это надобно духовным и высшим образом ... "[42].
Антропоморфизмы следует понимать как указания на духовные свойства и действия Божии, о которых мы можем судить, по словам св. Иоанна Дамаскина, только
"посредством образов, типов и символов, нам сообразных"[43].
Ересь антропоморфитов, считавших, что Бог действительно есть существо телесное, была осуждена Церковью. В Синодике в Неделю Торжества Православия сказано:
"глаголющим Бога не быти дух, но плоть - анафема" (т.е. говорящих, что Бог не дух, а материя - отлучаем от Церкви)[44].
http://azbyka.ru/dictionary/10/davydenkov_katihizis_06-all.shtml#davydenkov_katihizis_4231
****
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (не для начинающих!)
М.Зелёный
Интересную тему поднял pinchas:
Поразительно, насколько античному и средневековому мышлению - как христианскому, так (думаю что вслед за ним) и еврейскому - нетерпима мысль о том что Всевышнему присуще движение: "Никто из нас не говорит, что Бог причастен образу или цвету, а также, что причастен движению Тот, Кто из-за устойчивости и неподвижности Своей природы побуждает и праведника к тому же, говоря: "Ты здесь останься со Мною". Если же некоторые выражения как будто и представляют некое Его движение, как, например, это, гласящее: Услышали, голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня (Быт 3:8), - то это надо понимать так, что согрешившие [Адам и Ева] помыслили это о Боге, что Он движется, или что это иносказательно говорится о сне Бога или о Его гневе, или о чем-либо в этом роде". (Ориген, Против Цельса 1.1:343).
"Слушай Израиль, Господь Бог твой, Господь един, - то есть: всегда неизменный, всегда пребывающий в единстве могущества, всегда Тот же, не изменяемый никаким прибавлением или уменьшением. Поэтому Моисей назвал Его единым". (Амвросий Медиоланский, О Святом Духе 3.15.105).
Помню, что высказывание "Богу совсем не присуще движение", которое я лет 20 назад прочел у р.И.Л.Ашлага, было причиной того что я книгу р.Ашлага закрыл и сказал что это направление для меня неприемлемо.
Понятно, что сутью спора является не Всевышний сам по себе, - а мы как Его образ и подобие. Т.е. это вопрос о том является ли динамика и продвижение Божественной категорией, и поэтому должной быть в религии и в нас, или же нет. и р.Кук в этом аспекте совершил переворот.
Поэтому и комментарий свой я назвал "Библейская Динамика".
Вопрос, поставленный Пинхасом, показался мне интересным, я прокомментировал его пост:
Строго говоря, о Боге можно говорить только апофатически, и именно в этом ключе и надо понимать всё, что говорится про Его неизменность: как отрицание того, что мы понимаем под движением в нашем тварном мире. Да, движение в ЭТОМ смысле Ему не присуще. Но если быть последовательным, то приходится признать, что надо апофатику распространять дальше - и покой в нашем понимании Богу тоже не присущ! Т.е. про Бога некорректно говорить, что в Нём есть изменения (в нашем понимании), но столь же некорректно говорить и то, что в Нем нет изменений (опять-таки в нашем понимании того, что есть изменение)! По большому счету сказанное следует из Ис.55:8-9 ("Мои мысли - не ваши мысли..."). Можно ещё добавить, что неподвижность Бога и Его динамика не являются отрицаниями друг друга, как то было бы справедливо в тварном мире.
Если исходить из того, что источником любого богословия как правило является Писание (ТаНаХ для иудаизма, Новый Завет + ТаНаХ + второканонические книги Греческой Библии для христианства), то "печкой", от которой надо плясать, будет то, что в Писании есть слова как о неизменности и неподвижности Бога, например "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться" (Числа 23:19), "Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь" (Малахия 3:6), "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иакова 1:17), так и слова типа "и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем" (Быт.6:6), "не буду больше проклинать землю за человека" (Быт.8:21), "отменил Господь приговор Свой" (Софония 3:15) и т.д., что можно понять в том смысле, что как минимум Свое отношение к чему-то Бог изменил. Налицо противоречие, которое по общему правилу надо разрешать через третий "примиряющий" фрагмент. Но я сейчас даже не этим путем пойду, а обращу внимание на то, что об неизменности и движении говорится в разных контекстах.
Контекст слов о неизменности Бога - это, упрощенно говоря, "Бог - твердыня моя": Он неизменен, и поэтому на Него можно положиться, Он верен Своему слову и т.п. Например, окончание приведённого выше стиха Числа 23:19 - "Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?", в Малахия 3:6 из неизменности Бога делается вывод "посему вы, сыны Иакова, не уничтожились" и т.д., Т.е. о неизменности Бога говорится в контексте Его верности, Его истинности. А контекст слов о изменении отношения Бога к чему-то или кому-то - это контекст действия Промысла в мире: сотворенный мир существует во времени, изменяется, ну соответственно меняется отношение Бога к чему-то (например, совершается покаяние - и Бог отменяет Свой приговор).
Иными словами, то, что говорится о неизменности Бога и то, что говорится о некоей "динамике" по отношению к Нему следует понимать в смысле взаимной дополнительности наподобие корпускулярно-волнового дуализма в квантовой механике. Это не противоречит тому, что сказано выше, что и движение, и неподвижность в Боге в силу апофатизма не есть движение и не есть неподвижность в нашем понимании - напротив, метафора взаимной дополнительности если не объясняет что такое "и не движение, и не неподвижность", то хотя бы иллюстрирует это: Божественное "и не движение, и не неподвижность" в зависимости от контекста проявляется в тварном мире и как неизменность, и как движение. Кстати, заслуга квантовой механики, на мой взгляд, в том, что после ее создание взаимная дополнительность была введена в в относительно широкий интеллектуальный оборот в качестве метафоры, т.к. появилась возможность объяснять "на пальцах" - "ну, это типа так, как электрон ведет себя в комптон-эффекте как частица, а в дифракции на кристалле - как волна".
Ну и в заключении хочу сказать, что полностью разделяю точку зрения Пинхаса о том, что "сутью спора является не Всевышний сам по себе, - а мы как Его образ и подобие". Но мне представляется, что для обоснования того "динамического" подхода, который отстаивает Пинхас, совсем не обязательно вводить движения, так сказать, внутрь Божества (хотя в любом случае, как уже говорилось, то, что называется неизменностью Бога, не есть мертвенная статичность в нашем понимании - Бог есть Бог Живой) - начнём с того, что также как богоподобие человека Пинхас усматривает в его творческой деятельности, о чём он не раз писал в своих комментариях (Бог есть Творец, поэтому и человек как образ и подобие Божие проявляет себя в той или иной творческой деятельности, созидая что-то новое), т.е. не в каких-то внутренних атрибутах Бога, а в Его деятельности вовне Себя, так и Свою динамику (как, впрочем, и Свою неизменность) Бог проявляет вовне, в сотворённом Им мире в связи с неизбежной динамичностью последнего.
А самое главное - человек не может целиком вместить полноту Божественного Откровения: можно только в динамике асимптотически приближаться к ней, поэтому никто - ни один святой и ни один пророк, - не может сразу стать совершенным и поэтому неизбежно должен меняться, подвергаясь "огранке" со стороны Бога, о которой так хорошо пишет Пинхас в своих комментариях. В этом, а не в якобы динамичности Самого Бога (тут, как говорится, "удобее молчание") и заключается, на мой взгляд, главное обоснование динамического подхода Пинхаса.