"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Суббота, 27.07.2024, 11:41
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Хотя мы размышляем Великим постом  о покаянии и углубляем его, надо понимать, что покаяние очищает нас, приводя к Божьему Прощению.  Но цель при этом - Сам Бог и Его   Любовь.

Поэтому следующий отрывок о Боге, который приходит к нам и вселяется в нас, делая нас  Своим храмом (по слову ап. Петра). О Святом Духе.

Прочтём  вот этот текст из Евангелия Иоанна:

ИИСУС НА ПРАЗДНИКЕ КУЩЕЙ

1 Потом Иисус ходил по Галилее. По Иудее ходить Он не хотел, потому что иудеяне домогались Его смерти.
2 Приближался иудейский праздник Шалашей (Кущей),
3 и Его братья сказали Ему: «Покинь это место, иди в Иудею! Пусть и Твои ученики увидят дела, которые Ты делаешь.
4 Ведь никто не скрывает своих дел, каждый хочет стать известным. А Ты делаешь такие дела, так предстань перед миром!»
5 Даже Его братья не верили в Него.


6 «Время Мое еще не пришло, — ответил им Иисус, — вам же любое время подходит.
7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетель того, что дела его злы.
8 Вы ступайте на праздник, а Я на этот праздник не пойду, потому что время Мое еще не настало».


9 И, сказав это, Иисус остался в Галилее.


10 Но после того, как Его братья ушли на праздник, Иисус тоже пошел туда, только не открыто, а тайно.


11 Иудеи искали Его во время праздника.

«Где этот человек?» — спрашивали они.


12 И среди народа было много споров о Нем.

«Он хороший человек», — говорили одни. А другие возражали: «Нет, Он обманывает народ».


13 Но никто не говорил о Нем открыто — из страха перед иудеями.

 

УЧЕНИЕ ИИСУСА В ХРАМЕ


14 Уже прошла половина праздника, когда Иисус появился в Храме и стал учить.
15 «Откуда Он так много знает?» — удивлялись люди. «Он же нигде не учился», — говорили они.


16 «Учение Мое — не Мое, а Того, кто послал Меня, — сказал им в ответ Иисус. —
17 Тот, кто хочет исполнять Его волю, будет знать об этом учении, от Бога оно исходит или Я говорю от самого себя.
18 Кто говорит от себя, добивается собственной славы, но кто добивается славы для Того, кто послал Его, тот искренен, и в сердце его нет обмана.
19 Моисей дал вам Закон, не так ли? И все же ни один из вас не исполняет Закона! Почему вы хотите убить Меня?»


20 «Ты сошел с ума! — ответила толпа. — Кто Тебя хочет убить?»
21 «Я сделал одно лишь дело — и все вы поражены, — сказал им в ответ Иисус. —
22 Моисей вам велел обрезать сыновей (правда, это идет не от Моисея, а от праотцов), и вы обрезаете даже в субботу.
23 И если человека обрезают в субботу, чтобы не был нарушен Закон Моисея, почему вы негодуете на Меня из-за того, что Я в субботу исцелил всего человека?
24 Не судите по тому, как это выглядит внешне, судите правым судом!»


25 Некоторые из жителей Иерусалима говорили: «Разве это не тот самый человек, которого хотят убить?
26 Но смотрите, Он открыто учит, и никто Ему ничего не говорит… Может, власти узнали, что Он и вправду Помазанник?
27 Но мы знаем об этом человеке, откуда Он. А когда придет Помазанник, никто не будет знать, откуда Он».


28 И тогда Иисус, учивший в Храме, громко воскликнул:

«Так вы Меня знаете? И откуда Я, тоже знаете? И все же не от себя Я пришел. Меня послал Тот, кто верен, но Его вы не знаете.
29 А Я знаю Его, ведь Я пришел от Него и послал Меня Он».


30 Тогда они хотели Его схватить, но все же никто Его не тронул, потому что час Его ещё не пришёл.
31 Но многие из толпы поверили в Него.

«Когда придет Помазанник, разве сможет он явить больше знаков, чем этот человек?» — говорили они.

32 Фарисеи услышали эти споры о Нем в народе. И тогда старшие священники и фарисеи послали храмовую стражу  схватить Его.
33 Иисус в это время сказал: «Еще немного Я с вами побуду и уйду к Тому, кто Меня послал.
34 Вы Меня будете искать, но не найдете — туда, где Я буду, вам не прийти».


35 «Куда это Он собрался уйти, где мы Его не найдем? — говорили между собой люди. — Не собирается ли Он уйти в диаспору,  к язычникам, и учить язычников?
36 Что Он имеет в виду, говоря: „Вы Меня будете искать, но не найдете“ и „туда, где Я буду, вам не прийти“?»

 

 7.37-39 РЕКИ ЖИВОЙ ВОДЫ

  В последний, самый великий день праздника
 Иисус встал и громким голосом воскликнул:

 – Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне!
  И кто верит в Меня, пусть пьет! Ведь
 в Писании сказано: «Из сердца его потекут реки живой воды».
  Иисус сказал так о Духе, который получат
 те, кто поверит в Него. К тому времени Дух
 ещё не был дан, потому что Иисус еще не был
 облечён в Божью Славу.

 

> 7.37 пусть приходит ко Мне! – в некоторых рукописях: «пусть приходит!»
> 7.39 кто поверит - в ряде рукописей: «кто верит». Дух еще не был дан - разночтения: «Духа еще не было», «Святого Духа еще не было», «Святого Духа еще не было на них».

 

Параллельные места:  7.37 Лев 23.36; Ин 4.10,14   7.38 Притч 18.4; Ис 58.11
> 7.39 Ин 16.7; 20.22; Деян 2.4

 

Пояснения

 

> Ст. 37 – В последний, самый великий день праздника Иисус встал – Праздник Шалашей (или Кущей) длился семь дней (Втор 16.13,15; Иез 45.25), а затем к нему присоединялся восьмой день, то есть суббота (Лев 23.34-36). Именно он считался последним, но он никогда не назывался величайшим. Поэтому, вероятно, речь идет о седьмом дне праздника. Громким голосом воскликнул – дословно: «закричал, говоря» <...>. Ср. Притч 1.20; 8.2-4, где Мудрость громким голосом призывает к себе людей, приглашая их есть и пить за её столом.

> Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне! И кто верит в Меня, пусть пьёт! – Одним из важнейших символов праздника была вода. В эти дни молились о дожде, и, если дождь случался, это предвещало богатый урожай в следующем году. Каждое утро в течение семи дней торжественная процессия шла к Силоамскому водоему на Храмовой горе, и священник наполнял золотой кувшин водой из источника, питавшего водоем. Затем ликующая процессия с пением псалмов и с ветвями в руках шла к Храму, где совершалось возлияние этой воды вместе с вином на жертвенник. Иисус, стоя во дворе Храма, в этот праздник торжественно объявил Себя источником живой воды и тем самым заменил собой праздник. Отныне Он – та истинная вода, которая утолит жажду всякого, кто в Него верит (ср. 4.14; 6.35).

> Ст. 38 – Ведь в Писании сказано: «Из сердца его потекут реки живой воды» – Этот текст – один из самых трудных в Евангелии. Первая проблема – это происхождение цитаты. Оно неизвестно, предполагается, что это не точная цитата, а вероятно, парафраз Захария 14, который читался во время праздника, хотя ученые указывают и на другие источники (Ис 55.1; 12.3). Так как церемония зачерпывания воды была символом грядущих Божьих даров людям, Иисус Своим призывом указывает на то, что это обещание уже исполнилось в Его лице.

Вторая проблема связана с пониманием точного смысла этого предложения, а он зависит от пунктуации. Так как в древних рукописях не было знаков препинания (и даже пробелов между словами), смысл изменяется в зависимости от того, как мы соединяем слова между собой. Поэтому существует второй вариант понимания: «Тот, кто жаждет, пусть приходит ко Мне и пьет! Ведь в Писании сказано: "Из сердца того, кто верит в Меня, потекут реки живой воды"».

> Именно так понимался этот текст большинством восточных Отцов Церкви. Согласно их мнению, верующий, жажда которого была утолена, сам становится источником живой воды для других людей. Но очень многие Отцы западной Церкви и большинство современных комментаторов понимают текст так, как он дан в этом переводе. Согласно их представлению, источник живой воды – сам Иисус, в Нём осуществились обещания Ветхого Завета человечеству, и эта вода доступна для каждого, кто в Него поверит. Вероятно, такое понимание точнее отражает христологию 4-го Евангелия (ср. 6.35, где и мысль и лексика очень близки), тем более что только в нём сказано о том, что из пронзенного копьем тела Иисуса истекла кровь и вода.

Из сердца – дословно: «из живота». Живот в еврейской традиции понимался как <вместилище> эмоций, то есть имел те функции, которые в европейской традиции приписываются сердцу. Так, например, в Откровении 10.9 Александрийский кодекс, один из древнейших манускриптов Нового Завета, заменяет «живот» на сердце. См. также Пс 40.8 (39.9), где дословно сказано: «Твой Закон в моем животе» (в синод, переводе: «в моем сердце»). Кроме того, арамейское слово «живот» часто употреблялось метафорически в значении «человек, его личность, его сущность».

> Ст. 39 – Иисус сказал так о Духе, который получат те, кто поверит в Него – Евангелист сам объясняет, что значили эти слова Иисуса о реках живой воды. Вода была многозначным символом, где разные значения свободно перетекали друг в друга. Так, в это время вода в раввинистической литературе символизировала Закон. Будучи источником живой воды, Иисус заменил собой Закон. С давних пор вода также была символом Мудрости Бога (см. Ис 55.1; ср. Ис 44.3). См, Пролог, где Иисус назван Логосом, то есть Мудростью  (Премудростью) Бога. Раньше, в 6.35, водой названо откровение, которое Иисус принес от Отца людям. Но особенно часто с водой сравнивался Дух (ср. Мф 3.11; Мк 1.8; Лк 3.16; Ин 1.33; Деян 1.5).

В момент смерти из пронзенного бока Иисуса потекла вода (19.34), а после воскресения Он дарует Своим ученикам Дух (20.22).

Ср. 1Ин 5.8: «Есть три свидетеля: Дух, вода и кровь; и все три свидетеля свидетельствуют об одном и том же». {Р.Браун приводит очень интересные сведения относительно символизма воды: «Глаголы, применяемые к воде, употреблялись и для описания дара Духа, например, «изливать» (Ис 44.3). Душа, «nefesh» (это слово можно перевести как «дух»), рассматривалась как седалище жажды, потому что nefesh, вероятно, вначале означала горло... Nefesh есть также источник слов, например, в 1Цар 1.15 говорится, что Анна изливала (обратите внимание на символизм воды) свою душу перед Господом в словах молитвы». R.E.Brown, The Gospel according to John, I-XII, p. 324.}

> К тому времени Дух еще не был дан, потому что Иисус еще не был облечен в Божью Славу – Предложение начинается с очень трудных слов Дух ещё не был дан (дословно: «Духа еще не было»). Так как эти слова трудны для понимания, в рукописях много разночтений (см. текстуальные примечания). Конечно, они не означают того, что Святого Духа не существовало до прославления Иисуса. Евангелист говорит о том, что Иисус даровал Святой Дух Своим ученикам (20.22), тем самым положив начало новому творению.

 

[ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. Комментарий.
// М.: 2010. стр. 217-220 ]

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог