"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Понедельник, 23.05.2022, 07:47
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Символ христианской Веры

Никео-Константинопольский Символ веры

Прослушать аудио

 

Церковно-славянский текст Русский перевод Краткое содержание Примечание

1.   Верую во единаго Бога Отца,
Вседержителя,
Творца небу и земли,
видимым же всем и невидимым.

Я верую

во единого Бога Отца,
Вседержителя,
Творца неба и земли,
всего видимого и невидимого.

О Боге Отце

Вступление

 

 

Толкование
 

2.   И во единаго Господа Иисуса Христа,
Сына Божия,
Единороднаго,
Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света,
Бога истинна от Бога истинна,
рожденна, несотворенна,
единосущна Отцу,
Им же вся быша;

(Верую) и в одного Господа Иисуса Христа,
Сына Божия,
Единородного,
рожденного от Отца до начала времени;
Света от Света,
Бога истинного от Бога истинного,
рождённого, не созданного,
одного существа с Отцом,
через Которого всё сотворено;

О Сыне Божием


Толкование
 

3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес,
и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы,
и вочеловечшася;

Для нас людей и для нашего спасения
сошедшего с небес,
принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы,
и сделавшегося человеком;

О Боговоплощении

Толкование

 

4-й. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,
и страдавша, и погребенна;

Распятого же за нас при Понтии Пилате,
страдавшего и погребённого;

О страдании и смерти Иисуса Христа

 


 

5-й. И воскресшаго в третий день,
по Писанием;

И воскресшего на третий день,
как предсказывали  Писания (пророческие).

О воскресении Иисуса Христа

 

6-й. И восшедшаго на небеса,
и седяща одесную Отца;

И восшедшего на небеса
и сидящего "по правую руку" Отца
(т.е. царствующего с Отцом)

О вознесении Иисуса Христа

 

7-й. И паки грядущаго со славою
судити живым и мертвым,
Егоже Царствию не будет конца.

Который опять придёт  со славою
судить живых и мёртвых,
и Его Царству не будет конца.

О Втором пришествии Иисуса Христа
Толкование
 

8-й. И в Духа Святаго,
Господа Животворящаго,
Иже от Отца исходящаго,
Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима,

глаголавшаго пророки.

(Верую) и в Духа Святого,
Господа, подающего жизнь,
исходящего от Отца,
поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном,
говорившего через пророков.

О Святом Духе
Толкование
 

9-й. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

(Верую) и во Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.

О Церкви
Толкование
 

10-й. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Исповедую одно крещение во оставление грехов.

О крещении
Толкование
 

11-й. Чаю воскресения мертвых.

Ожидаю воскресения мёртвых

О всеобщем воскресении мёртвых

 

12-й. И жизни будущаго века.
Аминь.

И наступления нового мира.
Истинно так.

О жизни вечной
Толкование
 

Первые семь пунктов Символа веры были сформулированы на 1-м Вселенском соборе, на 2-м — следующие пять.
3-й Вселенский собор строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

 

Символ православной веры

 

 

 

 

Символы веры раннего христианства

 

Апостольский символ веры

Верую в Бога, Отца, всемогущего, Творца неба и земли.

И в Иисуса Христа, Его единственного Сына, нашего Господа, зачатого Святым Духом, рожденного Девой Марией, пострадавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребённого,
сошедшего в ад, на третий день воскресшего из мёртвых, взошедшего на небо, сидящего по правую руку Бога, всемогущего Отца;
Он и придет оттуда судить живых и мёртвых.

Верую в Святого Духа,
святую вселенскую церковь,
общение святых,
прощение грехов,
воскресение плоти и вечную жизнь. Аминь.

 

 

Тертуллиан

Вот правило или символ нашей веры. Мы исповедуем его всенародно. Мы веруем, что существует единый Бог, Творец мира, извлекший его из ничего Словом своим, рождённым прежде всех век (т.е. прежде всех веков).

Мы веруем, что это Слово есть Сын Божий, многократно являвшийся патриархам под именем Бога, одушевлявший пророков, снисшедший наитием Бога Духа Святого в утробу девы Марии, воплотившийся и рожденный от неё;
что это Слово есть Господь наш Иисус Христос, проповедовавший новый закон и новое обетование Царствия Небесного.

Мы веруем, что Иисус Христос сотворил многие чудеса, был распят, в третий день после своей смерти воскрес;

вознёсся на небо, где воссел "по правую руку" Отца своего;
что Он вместо себя послал Духа Святого, дабы просвещать и руководить Церковь свою;
что наконец Он придёт с великою славой даровать святым своим жизнь вечную и неизреченное блаженство,
и осудить злых людей в огонь вечный, воскресив тела как наши, так и всех других людей.

* * *

(«Опровержение еретиков» или «О прескрипции», глава 13)

 

 

 

Символ веры святителя Григория Неокесарийского (Чудотворца)

 

Един Бог, Отец Слова живого, Премудрости ипостасной и Силы и Образа вечного, совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного.

Един Господь, единый от единого, Бог от Бога, Начертание и Образ Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего, и зиждительная Сила всего сотворенного, истинный Сын истинного Отца, Невидимый Невидимого, и Нетленный Нетленного и Бессмертный Бессмертного и Вечный Вечного.

И един Дух Святой, от Бога имеющий бытие и через Сына явившийся (т.е. людям), Образ Сына, Совершенный Совершенного, Жизнь, Виновник живущих, (Источник святой), Святость, Податель освящения, в Нем же является Бог Отец, сущий над всем и во всем, и Бог Сын, Который через все.

Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая.

Посему нет в Троице ничего ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица.

* * *

«Библиотека отцов и учителей Церкви, том 4, Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия Епископа и мученика. М. «Паломник», 1996, стр. 57. Cимвол веры Святителя Григория Чудотворца, жившего в период приблизительно с 221 по 270 гг. по Р.Х., очень важен в полемике со многими псевдохристианскими организациями. Это свидетельство веры ранних христиан до эпохи Вселенских соборов, написанное минимум чем за 75 лет до 1-го Вселенского собора и более чем за 100 лет до второго. Это со всей убедительностью доказывает, что вера в Бога единого по существу, но Троичного в Лицах, принадлежала ранней Церкви.

 

 

Дионисий, папа Римский (около 260 г.)

Начиная с самых первых формулировок, христианская вера утверждала существование Трех Лиц в Боге. Однако очень рано появился риск заблуждения в объяснении этой веры. Так, Дионисий (ум. ок. 264), ученик Оригена и епископ Александрийский, около середины III в. выступил против ереси Савеллия, который, стремясь к строгому монотеизму, сводил Три Божественных Лица к трем аспектам или разновидностям фундаментального Божественного единства, как бы к «монархии». Выступая против этой ереси, Дионисий Александрийский преувеличил различия между Божественными Лицами настолько, что его противники обвинили его в тритеизме. Это противоречие было представлено на суд в Рим папе Дионисию и вызвало первое важное решение Учительства Церкви относительно Тайны Троицы. В противоположность савеллианству оно настаивает на реальном различии Трех Божественных Лиц, но решительно выступает против того, что Эти Лица – три бога. Исключая, что Слово как бы «создано» – Отец родил, – Учительство ясно засвидетельствовало Божество Сына.

 

Затем я должен обратиться к тем, кто разрушает, разделяет и разъединяет Монархию, самое почтенное учение Церкви Божией, на три отдельных силы <...> и на три божества. В самом деле, я узнал, что некоторые, кто проповедует и учит у вас Божественному Слову, исповедуют это мнение. Они диаметрально противостоят, я сказал бы, мысли Савеллия. Он богохульствует, говоря, что Сын есть Отец и наоборот. Они же проповедуют в каком-то смысле трех богов, разделяя Святое единство на три Ипостаси, чуждые одна другой и полностью отделенные друг от друга. В самом деле, необходимо, чтобы Божественное Слово было соединено с Богом вселенной, и нужно, чтобы Святой Дух пребывал и обитал в Боге; впрочем, необходимо, чтобы Божественная Троица воссоединилась в Одно как в вершину, то есть во Всемогущего Бога вселенной. Учение безрассудного Маркиона, который разделяет и разрывает Монархию на три начала, есть дьявольское учение, а не учение истинных учеников Христа, которые привержены Учению Спасителя. Ибо эти ученики хорошо знают, что Троица была проповедана в Божественном Писании, но ни Ветхий, ни Новый Завет не исповедуют трех богов.

Поэтому нельзя ни разделять восхитительное Божественное единство на три божества, ни посягать на достоинство и высшее величие Бога, используя слово «создавать» (говоря об отношении Отца к Сыну), но следует верить в Бога Отца Всемогущего и в Его Сына Иисуса Христа, и в Святого Духа: Слово соединено с Богом вселенной, ибо Он говорит: «Я и Отец – одно» (Ин 10, 30), а также «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин 14, 10). Таким образом, Божественная Троица и святое исповедание Монархии останутся неприкосновенны.

* * *

Цит. по: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (III-XX вв.). Изд. св. Петра. С-Пб., 2002. Стр. 123–124.

 

 

 

Халкидонский символ веры (451 г.)

Последуя Святым Отцам, мы согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы – по человечеству;

Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, – так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; – не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) то предал нам символ отцов.

* * *

Деяния Вселенских соборов. СПб.: «Воскресение», 1996. (репр. издания Казанской Духовной Академии, 1908). Т. III, с. 48

 

 

 

 

 

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог