Святитель Филарет Московский Пространный Православный Катeхизис
О первом члене Символа веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Я верую в Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово откровения Его о спасении рода человеческого. Из Священного Писания можно узнать, в чем должна состоять вера в Бога. Апостол Павел пишет: «Без веры угодить Богу не возможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11.6). Апостол действие веры в христианах изображает в следующей молитве о них к Богу: «Да даст вам, по Богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3.16–17). Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание самой веры. |
Исповедовать веру – значит открыто признавать, что мы держимся православной веры, и притом с такой искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни сама смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. |
Апостол Павел свидетельствует, что исповедание веры нужно для спасения: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10.10). |
Для спасения нужно не только веровать, но и исповедовать православную веру, потому что если бы кто-нибудь для сохранения временной жизни или земных выгод отрекся от исповедания православной веры, то показал бы этим, что не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. |
В Символе веры не сказано «верую в Бога», но с прибавлением «во единаго Бога» – для того, чтобы отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь Богом, думали, что богов много. |
Сами слова учения Священного Писания о единстве Божием внесены в Символ веры из следующего изречения апостола Павла: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8.4–6). |
Само существо Божие познать нельзя. Оно выше всякого познания не только человека, но и ангелов. |
Об этом в Священном Писании через апостола Павла сказано, что Бог «обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6.16). |
Следующие понятия о существе и существенных свойствах Божиих можно заимствовать из откровения Божия: Бог есть дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. |
Все это можно видеть из Священного Писания. Сам Господь Иисус Христос сказал, что «Бог есть дух» (Ин. 4.24). О вечности Божией говорит пророк Давид: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс. 89.3). В Апокалипсисе читается следующее славословие Богу: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4.8). Апостол Павел говорит, что Евангелие возвещено «по повелению Вечного Бога» (Рим. 14.25). О благости Божией Сам Иисус Христос сказал: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19.17). Апостол Иоанн говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4.16). Пророк Давид воспевает: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144.8–9). О всеведении Божием апостол Иоанн говорит: «Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3.20). Апостол Павел восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11.33). О правосудии Божием пророк Давид поет: «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Пс. 10.7). Апостол Павел говорит, что Бог «воздаст каждому по делам его» (Рим. 2.6) и что «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2.11). О всемогуществе Божием Псалмопевец говорит: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, и явилось» (Пс. 32.9). Архангел Гавриил говорит в Евангелии: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1.37). Вездесущие Божие Давид изображает так: «Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюся на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Пс. 138.7–12). Апостол Иаков пишет, что у Отца светов «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1.17). Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17.25). Он же именует Бога: «Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим. 6.15). |
Бог есть дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные члены, например сердце, очи, уши, руки. Священное Писание приспосабливается в этом к обычному человеческому языку, а понимать это надо в духовном и высшем смысле, например, сердце Божие значит благость, или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки – всемогущество. |
Бог везде, но говорят, что Бог на небесах или во храме. Да, Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, в вечной славе являемое блаженным духам; и в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях. Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18.20). |
Слова Символа «Верую во Единаго Бога Отца» нужно понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог есть един по Существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная. |
О Святой Троице говорится в Священном Писании. Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28.19); «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5.7). |
О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например, «словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32.6). «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6.3). |
Бог есть един в Трех Лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но веруем в нее по непреложному свидетельству слова Божия: «Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2.11). |
Между Лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святой предвечно исходит от Отца. |
Три Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы, – совершенно равного божественного достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святой есть истинный Бог, но притом так, что в Трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог. |
Бог называется «Вседержителем» потому, что Он все что ни есть содержит в Своей силе и в Своей воле. |
Слова Символа веры «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» говорят о том, что все сотворено Богом и ничто не может быть без Бога. |
Эти слова взяты из Священного Писания. Книга Бытия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1.1). Апостол Павел об Иисусе Христе, Сыне Божием, говорит: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1.16). |
В Символе веры под наименованием невидимых следует понимать невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат ангелы. |
Ангелы – духи бесплотные, одаренные умом, волей и могуществом. |
Слово «ангел» означает «вестник». |
Они так названы потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою. Так, например, архангел Гавриил послан был возвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя. |
Невидимое сотворено прежде видимого, и ангелы – прежде людей (Православное исповедание, 1.18). |
Свидетельство об этом можно найти в Священном Писании. В книге Иова Сам Бог о сотворении земли говорит так: «На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов. 38.6–7). |
Название «ангел-хранитель» взято из следующих слов Священного Писания: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90.11). |
Для каждого из нас есть ангелы-хранители. В этом удостоверяют нас следующие слова Господа Иисуса Христа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного» (Мф. 18.10). |
Не все ангелы добры и благодетельны. Есть злые ангелы, которых иначе называют диаволами (или бесами). |
Они сотворены добрыми. А злыми стали потому, что нарушили долг совершенного повиновения Богу и, таким образом, отпали от Него и впали в самолюбие, гордость и злобу. По изречению апостола Иуды, это ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище (Иуд. 1.6). |
Слово «диавол» значит «клеветник» или «обольститель». |
Злые ангелы называются диаволами, то есть клеветниками, или обольстителями, потому что стараются проявлять коварство в отношении людей и, обольщая их, внушать им ложные мысли и злые желания. Об этом Иисус Христос неверующим (в Него как Сына Божия) иудеям говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8.44). |
Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что вначале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была безвидна и пуста. Затем Бог постепенно сотворил следующее: в первый день бытия мира – свет; во второй день – твердь, или видимое небо; в третий – вместилища вод на земле, сушу и растения; в четвертый – солнце, луну и звезды; в пятый – рыб и птиц; в шестой – животных четвероногих, живущих на суше, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. Поэтому седьмой день назван «субботой», что в переводе с еврейского языка означает «покой» (Быт. 2.2). |
Видимые твари сотворены не такими, какими видим их ныне. При сотворении все было «хорошо весьма» (Быт. 1.31), то есть чисто, прекрасно и безвредно. |
Известны особенности сотворения человека. Бог во Святой Троице сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему» (Быт. 1.26). И сотворил Бог тело первого человека – Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую женщину – Еву (Быт. 2.21–22). |
Образ Божий состоит, по объяснению апостола Павла, «в праведности и святости истины» (Еф. 4.24). |
Дыхание жизни – это душа, существо духовное и бессмертное. |
Слово «рай» означает «сад». Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытия, как подобное саду. |
Рай, в котором пребывали первые люди, был для тела вещественным, как видимое блаженное жилище; а для души – духовным, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей (Св. Григорий Богослов, Слова, 38 и 42; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2.12). |
Древо жизни – это такое древо, питаясь плодами которого человек был безболезнен и бессмертен телом. |
Ева создана из ребра Адама для того, чтобы весь род человеческий, по своему происхождению, был одним телом, и чтобы поэтому люди естественно склонны были любить и беречь друг друга. |
Бог сотворил человека с таким назначением, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и через это вечно блаженствовал. |
Изволение Божие о предназначении человека к вечному блаженству имеет в учении веры особое наименование – предопределение Божие. |
Предопределение Божие о блаженстве человека остается неизменным даже тогда, когда мы видим, что ныне человек не блаженствует. Это потому, что Бог, по предведению и по бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству через Единородного Сына Своего Иисуса Христа. «Избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1.4), – говорит апостол Павел. |
Предопределение Божие по отношению к людям вообще и к каждому человеку порознь нужно понимать так. Бог предопределил всем людям даровать, и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства, а тех, кто даруемую Им благодать добровольно приемлет, употребляет дарованные Им спасительные средства и идет показанным Им путем спасения, собственно предопределил к блаженству. |
Слово Божие говорит об этом так: «Кого Он предузнал, тем и предопределил» (Рим. 8.29). |
В «Послании» восточных патриархов 1723 года об этом сказано: «Поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил» (Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере, 3). |
Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим. |
Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы Своих творений, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а зло, возникающее через удаление от добра, пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. |
О промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6.26). В этом изречении виден как общий Промысел Божий о тварях, так и особый – о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке. |