Пасха Воскресенье Христово
Царь-Мессия жив!
Христос Воскрес, первенец из умерших,
Победитель ада и смерти
Братья и сёстры, поздравляю вас со Светлым Праздником Христова Воскресенья! Он с нами, Он среди нас. И Он нас ведёт, крепко держа за руку каждого, и всех вместе.
Сегодня читаем по Марку про Воскресение:
Мк 16.1-8
1 Когда минула суббота, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломея купили душистых мазей, чтобы пойти умастить Его.
2 В первый день недели, рано утром, с восходом солнца, пришли они к гробнице.
3 – Кто нам отвалит камень от входа в гробницу? – говорили они друг другу.
4 Смотрят – камень отвален, а он был очень большой.
5 Войдя в гробницу, они увидели, что справа сидит юноша в белом одеянии и перепугались.
6 – Не пугайтесь! – сказал он им. – Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого. Он воскрес, Его здесь нет. Вот место, куда Его положили.
7 А вы ступайте, скажите Его ученикам и Петру, что Он встретит вас в Галилее. Там вы Его увидите, как Он вам сам сказал.
8 Выйдя из гробницы, они побежали прочь, обезумев от страха. И ничего никому не сказали, потому что боялись.
(параллельные места Мф 28.1-8; Лк 24.1-12; Ин 20.1-12)
Ст. 1 – Дальнейшие события разворачиваются после того, как прошла суббота, то есть в субботний вечер. Именно тогда три женщины – Мария Магдалина, Мария, которая на этот раз названа матерью (или дочерью – см. 15.40) Иакова, и Саломея – покупают необходимые для умащения душистые мази. В Палестине не бальзамировали тела покойников, как это делали в Египте, а лишь умащали тело или пропитывали благовониями погребальное полотно, в которое заворачивали тело, чтобы немного замедлить процесс разложения. Женщины пришли на третий день, когда умащать было уже поздно, но ими двигала любовь. Кроме того, они, вероятно, хотели исполнить обряд оплакивания, куда входили ритуальные причитания и битье себя в грудь. Известно также, что близкие и родные в трауре посещали гробницы, особенно в первые три дня. Женщины опоздали не только потому, что уже пошел третий день и тело, если бы оно находилось в гробнице, начало бы разлагаться, но и потому, что Иисуса там не было.
Ст. 2 – Первым днем недели у евреев называется день, следующий после субботы. Рано утром – по еврейскому счету времени означало, что это были предрассветные часы, но Марк уточняет, что женщины были у гробницы с восходом солнца, и, вероятно, поэтому некоторые рукописи, видевшие в этом противоречие, просто опускают слова «с восходом солнца».
Ст. 3-4 – Действительно, женщинами двигала любовь, а не рассудок, иначе они раньше подумали бы о том, как им отодвинуть тяжелый камень от входа. Но он оказался отваленным.
Ст. 5 – Гробницы часто состояли из двух помещений: маленький притвор, а за ним сама погребальная камера. Вероятно, женщины вошли в притвор, из него заглянули в саму гробницу и увидели сидящего там юношу. То, что он сидел справа, говорило об истинности видения, так как по древним представлениям то, что находилось справа, было «правым», правильным, в отличие от того, что слева (ср. Лк 1.11). Белые одежды говорят о том, что он был Божьим посланцем (ср. Мк 9.3). Об этом же говорит и страх, поразивший женщин, который всегда постигает людей в присутствии божества или того, что исходит от Бога.
Ст. 6 – Юноша сообщил, что распятого Иисуса Назарянина, которого ищут женщины, здесь нет, потому что Он воскрес. <..> Его здесь нет. Вот место, где Его положили. Скептики полагали, что женщины по ошибке пришли не к той гробнице и некий неизвестный юноша сказал им об этом и направил к той гробнице, где было тело Иисуса. Теория обмана, на котором якобы основана христианская Церковь, уже давно оставлена. Вот так просто и лаконично рассказано о величайшем событии, знаменующем начало Нового Века: перепуганные женщины, юноша в белом одеянии и пустая гробница. Никто из евангелистов не пытается рассказать о каких-то подробностях Воскресения: оно выходит за пределы человеческого понимания и поэтому не может быть описано средствами человеческого языка. Эта скупость повествовательных средств производит гораздо более сильный эффект, чем рассказ о Воскресении в апокрифическом Евангелии от Петра с его говорящим крестом.Ст. 7 – Никто из людей не мог присутствовать при этом событии, и никто не был бы в состоянии рассказать о нем. Поэтому свидетелем выступает ангел, духовное существо, посланец и представитель Бога. Ангел же дает поручение женщинам стать вестницами воскресения Христа: «ступайте и скажите Его ученикам». Петр упомянут отдельно, вероятно, потому, что он отрекся от Иисуса. Это означает, что ученикам даруется прощение, но это не только прощение, но и призыв снова стать Его учениками. В 14.28 Иисус предсказал, что после смерти и воскресения Он снова встретится со Своими учениками в Галилее (см. комментарий), и ангел подтверждает Его слова: «Там вы Его увидите, как Он сам вам сказал».
Ст. 8 – Но Марк так и не поведал нам, состоялась ли эта встреча в Галилее. Только Матфей (28.16-18) упоминает о явлениях Воскресшего в Галилее. Говорит об этом и Иоанн в 21-й главе своего Евангелия. Лука же, которому принадлежит не только Евангелие, но и книга о начале деятельности Церкви – Деяния апостолов ни словом не упоминает о галилейских явлениях, из его рассказа складывается впечатление, что после вознесения Иисуса апостолы уже не покидают Иерусалим.<...>
Свт. Афанасий Великий
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его
В древние времена людьми почитаема была суббота, однако Господь перенес празднование субботы на День Господень.
До тех пор, пока совершаемы были дела, достойные закона, до тех пор, пока не пришел Учитель, действовали установления детоводителя ( то есть Закон Ветхозаветный ср. Гал. 3:24). Когда же пришел Учитель, детоводитель сделался не нужен, и когда взошло солнце, светильник перестал освещать (ср. Ин. 20:26, Евр. 8:13, Откр. 1:10).
Гомилия о сеянии.
Блж. Петр Хрисолог
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его
Женщины идут прислуживать Христу,
апостолы Христа принимают страдания.
Первые несут ароматы,
вторые принимают побои.
Первые входят в могилу,
вторые - в темницу.
Первые спешат к послушанию,
вторые стремятся к цепям.
Женщины проливают елей,
апостолы проливают кровь.
Женщины изумляются смерти,
апостолы идут на смерть.
Стихотворение из Собрания проповедей.
Видео
Я смонтировал видео Пасхальной ночной службы из 5 источников (2 службы митр. Антония 2001 и 2003, о. Александра 1988 и 1989 и о. Георгия 1999). И возглавляют там её любимые пастыри: митрополит Сурожский Антоний Блум (Лондон), Георгий Чистяков (Москва), Александр Мень (Новая Деревня).
Видео большое - больше 2 часов. Но тут важно понимать вот что.
Пасха это не 1 день, как все праздники. а это 7 дней. И каждый день Пасхи это такая же Пасха, как и в первый день.
Поэтому вы можете разбить просмотр этой общей молитвы христиан на несколько дней.
Поверьте, что эти твое служителей были поистине святые люди, и поучаствовать в молитве с ними это дивный дар, который дан нам Богом, который позволил нам жить в эпоху, когда уже существует видеозапись.
Представьте, какое было бы счастье увидеть сейчас на видео апостола Иоанна или Петра, Симеона Нового Богослова или Григория Нисского, Сергия Радонежского или отца Серафима...