21 И еще сказал им Иисус:
– Разве вносят светильник в дом,
чтобы сразу его погасить
или поставить под кровать?
Нет, его ставят на подставку!
22 Нет ничего тайного,
что не станет явным,
и нет ничего скрытого,
что не выйдет наружу.
23 У кого есть уши, пусть услышит!
24 И еще сказал им Иисус:
– Отнеситесь внимательно к тому, что слышите.
Какой мерой вы мерите,
той и Бог вам отмерит и прибавит ещё.
25 У кого есть, тому даст Он.
А у кого нет, у того и то, что есть, будет отнято.
Примечания
Ст. 21 – И еще сказал им Иисус – Эти слова представляют редакторскую связку Марка, указывающую на то, что он соединил вместе притчи, которые, вероятно, были рассказаны Иисусом в разное время и при разных обстоятельствах.
Светильник представлял собой небольшой глиняный сосуд с носиком, наполненный оливковым маслом, в котором помещался фитиль. Чтобы погасить светильник, его обычно не задували, а накрывали горшком, иначе могли бы разлететься искры или фитиль начал бы дымиться.
Светильник был широко распространенной метафорой:
в Ветхом Завете с ним сравнивался Бог, Давид, Царь-Мессия, Закон, Израиль, Иерусалим, Храм;
в Новом Завете – ученики, Иоанн Креститель.
Здесь эта короткая притча повествует о Царстве. Она начинается риторическим вопросом, на который предполагается отрицательный ответ. Действительно, нелепо зажигать светильник лишь для того, чтобы тотчас погасить его или чем-либо заслонить его свет. Так и свет Царства невозможно скрыть, он уже светит для всех, у кого есть глаза.
Ст. 22 – Это речение тесно связано с предыдущим притчей. <...> Даже если тайна Царства сейчас постигается лишь немногими, она предназначена для всех и очень скоро будет им явлена. Все тайное и скрытое станет явным, ибо в библейском языке тайна означает скорее не сокрытие, а откровение того, что некогда было сокрыто.
Ст. 23-24 – Два следующие речения, первое из которых дословно повторяет ст. 9, являются смысловым центром отрывка. Чтобы понять, нужно научиться слушать, проявить решимость понять, потому что «какой мерой вы мерите, той и Бог вам отмерит» (дословно: «той и вам будет отмерено»). Это пословичное выражение было широко известно: оно есть и в Таргуме на Исайю, и в Талмуде.
Во 2-м и 3-м Евангелиях эти слова стоят в другом контексте. У Марка они, вероятно, значат следующее: тем, кто слушает Иисуса, будет дано в зависимости от их собственного ответа на вызов Царства.
Ст. 25 – Это речение тоже, вероятно, является пословицей, изначальный смысл которой сводится к тому, что богатый богатеет, а бедный беднеет. Но и в Талмуде есть похожие слова: по мнению человека, в пустой сосуд можно что-то поместить, а в полный нельзя, но Святой Бог считает не так:
только полный сосуд способен вместить, а пустой – нет.
И еще один текст Талмуда гласит:
Бог «кладёт больше в полный сосуд, а не в пустой, потому что сказано:
«Если ты будешь слушать, ты будешь продолжать слушать,
а если нет, то не услышишь».
В словах Иисуса заключено и обещание щедрой награды тем, кто слушает и слушается, и грозное предостережение тем, кто отказывается слушать.