"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 14.06.2024, 16:22
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Тема 2.

О Священном писании


 


Посему и мы непрестанно благодарим Бога,
что, приняв от нас слышанное слово Божие,
вы приняли не
как слово человеческое,
но
как слово Божие, - каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.

1 Фес. 2: 13-16


1. Что такое Священное Писание?


 

  • Священное Писание есть Откровение Божие (Слово Божие)

- и для всех

- и для меня лично.


 

  • Библия боговдохновенна. Т.е. написана людьми, но по вдохновению Божию.

Поэтому она не ошибается и не противоречит себе (хотя нам это не всегда очевидно.)

 

  • Откровение это то, что открыто (не закрыто). Но требует внимательного и продолжительного изучения, некоторые вещи в Откровении откроются только после внимательного и тщательного изучения.

  • «Божественное Откровение — это то, что Сам Бог пожелал открыть людям, чтобы они могли правильно и спасительно в Него веровать и достойно Его чтить» — писал живший в XIX веке митр. Филарет Московский.


Откровение, которое Бог сообщил о Себе ветхозаветным пророкам и которое в полноте было явлено миру через воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, именуется сверхъестественным — в отличие от естественного откровения, сообщаемого Богом через тварный (сотворённый Им)  мир или через историю человечества. Сверхъестественное Откровение всегда сберегалось в сообществе верующих, то есть в Общине христиан ("община" и "церковь" это синонимы).

По словам св. Иринея Лионского, хотя Церковь и рассеяна по всему миру, однако, приняв проповедь истины от апостолов, она тщательно хранит ее, «как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у неё были одни уста.



2. О чём говорит Священное Писание?

· О Боге. О Его свойствах и Его делах.
· О мире как творении Божием. И об основных принципах его устройства (без подробностей)
· О человеке, его предназначении и спасении.
· О духовном смысле мировой истории от сотворения (в книге Бытия) до конечных судеб (в Апокалипсисе Иоанна и множестве других книг, как НЗ, так и ВЗ)
· Вся Библия говорит об Иисусе Христе (не только в НЗ, но и в ВЗ)


 

 

Взаимоотношение Ветхого и Нового Заветов.

ВЗ предваряет, предсказывает НЗ и раскрывается в НЗ.

Для нас, христиан, Новый Завет приоритетен и как текст Писания (вторая часть Библии) и как тот Договор (Союз, Завет), в котором мы состоим.

ВЗ как текст для нас также Слово Божие, вечное и актуальное. Но мы уже не в тех заветах (Союзах, Договорах), которые были ранее, до Нового.


 

3. Как читать и понимать Священное Писание.

· С доверием тому, что Бог благ (  то есть Он добрый, любящий нас, спасаемых)
· В историческом контексте.
· Помня, что Библия толкует саму себя:

  • Соотносим одни места Писания с другими, толкуем менее понятные через более понятные.

  • Это очень важно: Приоритет у Нового Завета, поскольку в эпоху раннего ВЗ сам народ Божий был недостаточно зрел, и Бог применялся к уровню его понимания. Это , в том числе, и значит «в историческом контексте»

· Поэтому мы читаем Ветхий Завет через призму Нового.

· Читаем  Писание в целости и совокупности (всё полностью).


 

· Сначала читаем сам текст, без развёрнутых комментариев, чтобы попытаться понять непосредственно сам текст, то, что Сам Бог говорит каждому из нас лично, а не мысли комментатора. Потом, если многое сильно не ясно, обращаемся к толкованиям.

· Опираясь на исторический опыт Церкви в том, как христиане понимали Писание (и опираясь на догматы, при этом слушаем, что же Бог нам хочет сказать непосредственно. Слово Божие первично, учение той или иной церкви вторично. Пояснение про «ту или иную» церковь, к сожалению, необходимо, потому что со времён св. Иринея Леонского, который был процитирован выше, христиане разделились на «конфессии»)


 

Писание нужно читать:


· С молитвенным вниманием.

· Личностно, то есть понимая, что Бог может и хочет что-то сказать через Своё слово МНЕ лично. (Вам, читатель, лично)

· ежедневно (если для этого есть хоть малейшая возможность)

Как сказал св. Епифаний Кипрский (IVв.): «Незнание Писаний – великая стремнина и глубокая пропасть». (Стремнина — это глубокое ущелье либо водоворот в реке).

Этот духовный хлеб нужен нам постоянно. Ведь пищу физическую мы употребляем каждый день, иначе ослабеем и наше тело ослабнет. Точно так же и для нашего духа пища духовная нужна не раз в месяц, не раз в неделю, а каждый день - для полноценной жизни нашего духа.



 

СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И УСТАНОВЛЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОГО КАНОНА (то есть состава)

 

Разделы ветхозаветного канона.  В переводе с греческого слово "канон" значит правило, мерило. Оно происходит от семитического слова "кан`у", или "кан`е", означавшего трость, которой производили измерения. Каноном Библии называется сумма книг, которые Церковь признаёт священными, боговдохновенными. В древности Ветхий Завет делился на три основные части:

Закон, Пророки и Писания (см. книгу сына Сирахова, предисловие),

по-еврейски Тор`а, Нви`им и Ктув`им (или Хтувим)

(откуда сокращенное название Ветхого Завета  –  Тан`ах).  От сокращения ТНХ


 

В русском синодальном переводе несколько иные (см. ниже) расположение книг и название разделов.  Закон именуется  Пятикнижием

раздел Пророков распадается на две части, первая из которых называется  Историческими, а вторая  –  Пророческими  книгами.  

Писания же принято называть  Учительными  книгами.

     Пятикнижие  называется так потому, что разделено на пять книг.  Название "Тор`а" означает учение, наставление (данное Богом). В еврейском тексте каждая из пяти книг в соответствии с древневосточным обычаем озаглавлена по первым её словам. В греческом и русском переводах эти книги имеют следующие названия:

1) Бытие,

2) Исход,

3) Левит,

4) Числа,

5) Второзаконие.

     Пятикнижие начинается с краткого сказания о сотворении мира и человека, о первых временах истории; затем повествуется об Аврааме и других "патриархах" (то есть праотцах, предках)  народа Божия, о пророке Моисее, который вывел Народ Божий  из египетского рабства, и странствиях израильтян по пустыне. Всё это служит как бы исторической рамкой для свода религиозных, нравственных и правовых законов, которые Моисей вновь повторил у порога земли обетованной (то есть земли, обещанной Богом Его Народу).

     Закон дан при заключении Завета с Израилем.  Это произошло на горе Синай. Смысл Завета состоит в том, что избранные Творцом люди должны возлюбить Его всем сердцем (Втор 6,4-5) и, выполняя Его волю, стать Его служителями, "священниками" (Исх 19,6), что предваряет слова Христовы: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин 14,15). Ради воспитания народа, имевшего низкое нравственное сознание, произносятся грозные угрозы наказания отступникам (Втор 28,15 сл.). Однако это относится не только к Ветхому Завету. Правда Божия не может быть попираема, отсюда и суровые обличения Христа Спасителя (Мф 18,6; 25,30,41; 23,13 сл.).

Исторические книги.  В иудейской традиции сборник  Пророков  делится на  Древних  (евр. Нвиим Ришоним) и  Поздних  (Нвиим Ахароним).  В греческом делении Древние пророки:

1) Кн. Иисуса Навина, 2) Кн. Судей, 3) Кн. Царств  –  называются  Историческими  книгами.  В них повествуется о переселении Израиля в Ханаан, войнах с соседними народами и завоевателями  –  кочевниками и филистимлянами, о периодах племенного союза, правления судей и установления монархии. Затем даются картины расцвета и упадка Израильского царства: его разделение на две монархии (Северную и Южную), рассказывается о царях и пророках этого времени, о гибели Северного царства, о разрушении Иерусалима халдеями и начале плена Вавилонского. Этот цикл книг заканчивается событиями VI века до Р.Х.

Отнесение этого сборника в еврейской традиции  к Пророческим книгам не случайно. Его авторы и составители не стремились только объективно излагать историю, и, подобно пророкам, увещевали, наставляли и учили народ, используя примеры прошлого. Основная мысль Исторических книг: исполнение грозных пророчеств Завета. Если люди недостойны благоволения Божия, они остаются беззащитными перед лицом внутренних и внешних невзгод.

Пророческие книги.  Вторая часть Пророков  –  собственно пророческие писания. Они содержат Слово Господне, обращенное к Народу Божию и миру через боговдохновенных мужей  –  пророков. Их проповедь направлена на борьбу против религиозных и нравственных искажений идеи Завета, против обрядоверия и церковного формализма. Пророки предсказывают наступление Царства Божия, когда воля Творца восторжествует в мире. Глава этого Царства  –  Царь-Мессия (Помазанник, по гречески Христос), образ Которого постоянно возникает в проповедях пророков (особенно Исайи).  Пророки (Иеремия и Иезекииль) предрекли установление  Нового Завета,  отличного от Ветхого.  

Сборник Пророческих писаний в свою очередь делится на две части: 

  • Великие пророки и  

  • 12 Малых пророков. 

Названия разделов связаны с объёмом книг.   


 

Большие пророки: 1) Исайя, 2) Иеремия, 3) Иезекииль.  4). В русской Библии к ним добавляется и Даниил, книга которого в еврейской традиции отнесена к Учительным писаниям.  

Малые пророки:  1) Осия, 2) Иоиль, 3) Амос, 4) Авдий, 5) Иона, 6) Михей, 7) Наум, 8) Аввакум, 9) Софония, 10) Аггей, 11) Захария, 12) Малахия.  


 

     5. Учительные книги  (евр. Ктув`им  –  Писания) включают в себя:  

1) Кн. Иова, 
2) Псалтирь, 
3) Притчи,
4) Екклезиаст,
 5) Песнь Песней. 

Кроме Иова, все они употреблялись при храмовом богослужении или во время праздничных ритуалов.  Большинство из этих книг написано библейскими  мудрецами,  которые касались самых различных сторон человеческой жизни: любви и дружбы, молитвы и этики, труда и познания, тайны страдания невинного человека и смерти.  Их цель  –  показать, что есть один путь истинной жизни  –  "хождение перед лицом Божиим".

**


 

Кроме 39 канонических книг ВЗ,   в православных и католических помещают и Неканонические книги  (также называемые второканоническими). Реи тоже делятся на

Исторические:

1) 2-я кн. Ездры, 2) 1-3-я Маккавейские.

Пророческие:

1) Послание Иеремии, 2) Кн. Варуха, 3) 3-я Кн. Ездры, 4) отдельные главы Кн. Даниила.

Учительные:

1) Кн. Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрость Соломонова, 4) Кн. Премудрости Иисуса сына Сирахова.


 

Эти книги сохранились в Септуагинте, то есть древнем (3 в. до Р.Х.) переводе с еврейского языка на греческий. Позднее раввинами они были исключены из иудейского канона, но для христиан они сохраняют свою важность и авторитетность, поскольку в период, предшествовавший Рождеству Христову они входили в состав Писания.

Эти книги пользуются уважением как священные, полезные для чтения и назидательные. Более того, Книга Премудрости Соломона, Книга пророка Варуха, молитва Манассии и дополнения к Книге пророка Даниила читаются за богослужением православной церкви, что свидетельствует о значимости этих текстов с древнейших времён.


 

**


В Новый Завет входит 27 книг, написанных в I веке. Окончательное закрепление статуса канонических за этими книгами произошло в IV веке, хотя новозаветный канон в целом сложился уже во II веке.


 

Канон (состав) Нового Завета:

четыре Евангелия: от Марка, от Луки, от Матфея и от Иоанна;

Деяния (то есть дела) апостолов;

Послания (то есть письма) апостолов;

четырнадцать посланий апостола Павла (к Римлянам; Первое и Второе к

Коринфянам; к Галатам; к Ефесянам; к Филиппийцам; к Колоссянам; Первое и Второе к Фессалоникийцам; Первое и Второе к Тимофею; к Титу; к Филимону;

Послание к Евреям; по единодушному мнению современных библеистов оно не принадлежит перу Павла, хотя исторически приписывалось ему.);

семь соборных посланий (апостола Иакова; Первое и Второе апостола Петра; Первое, Второе и Третье апостола Иоанна Богослова; апостола Иуды);

Откровение Иоанна Богослова (по гречески «Откровение» будет Апокалипсис).

 

Ф.Лобанов

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог