"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 22.11.2024, 01:34
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Мк 8.1-10 ВТОРОЕ УМНОЖЕНИЕ ХЛЕБА  (или тут)



1 Снова собралась в те дни большая толпа, а еды никакой у них не было. Иисус, подозвав учеников, говорит им:

2 – Мне жаль людей. Вот уже три дня, как они со Мной, а есть им нечего. 3 Если Я их отпущу голодными, они ослабеют в дороге, а ведь некоторые пришли издалека.

4 – Откуда взять здесь, в пустыне, столько хлеба, чтобы всех накормить? – ответили ученики.

5 – Сколько у вас хлеба? – спросил Он.

– Семь хлебов.

6 Тогда Он велел людям сесть на землю. Взяв семь хлебов и произнеся молитву благодарения, Он разломил хлеб и дал ученикам, чтобы они раздали народу. Те раздали хлеб. 7 У них было и несколько рыбок. Произнеся над рыбами благодарение, Иисус велел раздать и их. 8 Люди ели и наелись и еще набрали семь больших корзин оставшихся кусков. 9 А было их около четырех тысяч человек.

10 Иисус отпустил их, а сам тут же сел в лодку с учениками и отправился в земли Далмануты.




Примечания

Ст. 1-3 – Этот рассказ имеет много сходства с 6.34-44 (см. комментарий), но есть и некоторые отличия. Люди пробыли с Иисусом не день, а три дня. Иисусу жаль людей, потому что они голодны, а в гл. 6 – потому что они «были как овцы без пастуха» (но у Марка эти понятия близки). Не ученики, а Иисус сам заговорил на эту тему.

Ст. 4 – Ученики проявляют упорное непонимание, изумляясь, откуда в пустыне взять нужное количество хлеба, словно они не присутствовали при первом насыщении и сами не участвовали в раздаче пищи.

Ст. 5-9 – Хлебов не пять, а семь, количество же рыб не уточняется: было и несколько рыбок. Остатков осталось семь корзин, а не двенадцать, число евших в первый раз было пять тысяч, а теперь четыре. Отличия эти не очень существенны. Есть также предположение, что второе событие происходит на языческой территории и, возможно, среди язычников, так как в предыдущем отрывке речь шла о Декаполисе.

Но рассказ о втором чудесном насыщении сохранился только у Марка и Матфея. У Луки и у Иоанна говорится лишь об одном. Это, а также большое сходство между рассказами дало основание очень многим ученым считать, что здесь мы имеем дело с дублетом, то есть с одной и той же историей, которая после длительного бытования в устной традиции приобрела ряд отличий и была понята как еще один случай насыщения. Например, в Книге Бытия даны два рассказа о сотворении мира и два – о сотворении человека, и каждый из них немного отличается от другого.

Те же, что настаивают на двух случаях чудесного насыщения, склонны видеть в них разный смысл, например, они считают, что раз второе насыщение происходило на языческой территории, оно означает принятие язычников в лоно нового народа Божьего<...>. Они обычно обращают внимание на разные названия корзин в двух насыщениях: в 6-й главе – «к`офинос», названная римским сатириком Марциалом типично еврейской корзиной; в 8-й главе – «спюр`ис», обычная рыбная корзина. Другие толкователи говорят, что в таком случае евангелист не преминул бы прямо сказать о том, что Иисус совершил чудо для язычников, как, например, в сцене с язычницей (7.24-30). <...>

Но что бы ни думали комментаторы, евангелист Марк говорит именно о двух насыщениях (см. 8.19-20). Мы знаем, что Евангелие – это не исчерпывающий отчет обо всем, что произошло за время земного служения Иисуса. Ведь неоднократно говорится: «и еще многих больных исцелил, и много бесов изгнал». Рассказаны лишь некоторые эпизоды, которые представляют собой образцы того, что совершал Иисус. Так почему в таком коротком Евангелии Марк всё же дважды повествует об очень похожих событиях? Может быть, для того, чтобы еще раз подчеркнуть непонятливость и закрытость учеников? Ведь они по-прежнему не понимают Иисуса – даже после двух событий, имеющих характерные черты Богоявления.

В IV в. появилось символическое толкование количества хлеба и рыбы (пять хлебов – символ Пятикнижия; две рыбы – две скрижали Декалога; семь хлебов – семьдесят народов земли) и количества корзин (двенадцать – еврейские патриархи или ученики Господа; семь – те же семьдесят народов или семь «диаконов» Деян 6.1-6). И сейчас неоднократно предпринимаются попытки расшифровать символику этих чисел, и, на первый взгляд, картина получается довольно стройная, но всё же слишком много элементов выбивается из схемы, что говорит о том, что все попытки скорее всего бесплодны. Есть опасность, что толкователи «вчитывают» в текст то, что в нём отсутствует.

Ст. 10 – После этого Иисус с учениками отправляются в земли Далмануты. Местонахождение этого города неизвестно, и в рукописях много разночтений

Марк 8.11-21
ТРЕБОВАНИЕ ЗНАКА

11 Пришли фарисеи и вступили с Ним в спор. Желая испытать Его, они добивались от Него знака с небес. 12 Иисус, тяжело вздохнув, говорит им:

– Зачем люди этого рода требуют знака? Истинно вам говорю, не будет дано этим людям знака.


13 И, покинув их, Он снова сел в лодку и переправился на другой берег.


Примечания

Ст. 11 – Снова к Иисусу приходят фарисеи. В Евангелии они всегда действуют предубежденно, осуждая Иисуса за Его недостаточно, с их точки зрения, благочестивое поведение. Хотя им известно о множестве чудес, совершенных Иисусом, они требуют от Него знака с небес.

Что такое знак с небес? Возможно, они, зная, что Иисус возвещает близость конца этого миропорядка, требуют, чтобы Он явил им какое-нибудь знамение на небе.

Считалось, что такие знамения предвещают конец мира (ср. 13.4, 24-25). Но слова «с неба» могут означать «от Бога», и в таком случае фарисеи требуют, чтобы сам Бог явил доказательства, что Иисус – Его посланник и исполняет Его волю.

Хотя и в Ветхом Завете, и в раввинистической литературе требование знака иногда допускалось, всё же знаки никогда не считались гарантией истины и часто рассматривались как дерзкое и наглое «испытание Бога». Ведь само по себе чудо еще не гарантирует, что чудотворец послан Богом (см. Втор 13.1-3), а о том, верно ли пророчество, можно узнать лишь после того, как оно исполнится (Втор 18.21-22). Вспомним, что египетские чародеи вначале успешно соревновались с Моисеем.

То, что фарисеями движет отнюдь не искреннее желание узнать истину об Иисусе, подтверждается словами «желая испытать Его» (ср.12.13-15). Они хотели бы скомпрометировать Иисуса, убедив людей, что Он не сможет представить таких доказательств, и тем поставить под сомнение истинность Его Вести.

Ст. 12 – Иисус называет их людьми этого поколения. В Библии это словосочетание всегда имеет отрицательный смысл: так назывались люди, жившие накануне Потопа (Быт 7.1), и те, кто сорок лет блуждали в пустыне (Втор 32.5, 20; Пс 95 (94).10-11; см. также Мк 9.19).

Этим Марк еще раз подчеркивает слепоту лидеров народа, которые отказываются верить Иисусу и требуют от Него знака сразу же после того, как Он явил два величайших знака, не только сопоставимых, но и превосходящих те, что были даны Богом Израилю во время Исхода.

Кроме того, чудеса исцелений, которые совершаются Иисусом, это тоже знаки, свидетельствующие о том, что Царство Бога прорывается в этот мир, что его заря уже видна на небосводе. Но для того, чтобы увидеть истинное значение того, что совершает Иисус, нужны открытые глаза и уши, желающие слушать. Иисус отказывается совершить чудо по заказу. Он не считает нужным доказывать Свой статус демонстративным чудом, Он не чародей, не колдун и не шоумен. Он не стремится к власти над человеческими душами путем насилия. Недаром в Евангелиях от Матфея и от Луки Иисусу предлагает совершить чудо Сатана (Мф 4.3-6; Лк 4.3-11).

Ответ Иисуса звучит очень решительно. Он отвечает, тяжело вздохнув (буквально: «простонав»), что говорит о Его печали и негодовании (ср. 3.5), но, возможно, это признак «пророческого трепета» перед произнесением пророчества (ср. Иез 21.11-12 (LXX); Ис 21.2 (LXX); Ин 13.21). Слова отказа напоминают торжественную клятву: «Верно вам говорю, не будет дано этим людям знака». В оригинале есть лишь придаточное предложение: «если будет дан этот знак», главное же предложение опущено, но подразумевается, и смысл его, вероятно, похож на русские клятвенные формулы типа: «умереть мне на этом месте, если я сделаю то и то».

Ст. 13 – Иисус покидает это место, что тоже свидетельствует о Его нежелании впредь иметь дело с подобного рода людьми (ср. 6.11).


8.14-21 СЛЕПОТА УЧЕНИКОВ



The Calling of the Apostles Peter and Andrew, by Duccio di Buoninsegna, 1308-1311




14 Ученики забыли взять с собой еды, в лодке у них был всего один хлебец. 15 Иисус в беседе с ними предостерегал:

– Смотрите, берегитесь фарисейской закваски и закваски иродовой!


16 А они говорили между собой, что у них нет хлеба. 17 Иисус, зная это, сказал им:

– Почему вы говорите о том, что у вас нет хлеба? Так ничего вы и не поняли? И ничто до вас не дошло? И сердца ваши всё еще слепы?


18 Глаза есть у вас – и не видите,

уши есть – и не слышите?

Неужели не помните?
19 Когда Я разделил пять хлебов на пять тысяч человек, сколько полных корзин остатков вы набрали?

– Двенадцать, – отвечают они.


20 – А когда семь на четыре тысячи, сколько полных корзин остатков вы набрали?

– Семь, – отвечают они.


21 – Неужели и теперь вам непонятно? – говорит им тогда Иисус.


Примечания


15 иродовой - в некоторых рукописях: «иродиан».

15 Лк 12.1 18 Иер 5.21; Иез 12.2; Мк 4.12; Деян 28.26 19 Мф 14.15-21; Мк 6.35-44; Лк 9.12-16; Ин 6.5-13



Ст. 14 – К сожалению, слепыми оказываются не только фарисеи, но и те, кому была открыта Богом тайна Царства (4.11). С учениками в лодке Податель хлеба жизни, а они переживают, что забыли взять с собой еды.

Ст. 15 – Все их мысли сосредоточены на земной пище, вот почему они неправильно истолковали слова Иисуса, предостерегавшего их от фарисейской закваски и закваски иродовой. В Новом Завете слово закваска имеет отрицательный смысл (кроме Мф 13.33 и Лк 13.21), она символизирует зло (см. 1 Кор 5.6-8; Гал 5.9). Фарисеи в Евангелии всегда выступают как враждебная Иисусу сила, Ирод же – виновник смерти Иоанна Крестителя. В 3.6 против Иисуса совместно выступают фарисеи и иродиане, в 12.13 они тоже объединяются, чтобы подловить Иисуса на слове. Тревога Иисуса понятна: ученики могут быть поражены той же болезнью неверия, что и Его враги.

Ст. 16 – Ученики, целиком поглощенные проблемой пищи, или не слышат предостережение Иисуса, или ложно его истолковывают. Этот стих допускает другое понимание: «Они говорили между собой: «(Он говорит) это потому, что у нас нет хлеба»».

Ст. 17-18 – В ответ они слышат горький укор, сравнимый лишь с тем, что им придется услышать в 9.19. Прежде Иисус так говорил лишь о фарисеях (3.5). Слова, которые в 4.12 относились к «посторонним», теперь сказаны Иисусом о Своих учениках. Они и раньше проявляли недостаточное понимание (4.13, 40; 6.52; 7.18), но сейчас сердца их ослепли. Печальные пророчества Исайи (6.9-10), Иеремии (5.21) и Иезекииля (12.2) исполнились и на учениках.

Ст. 19-21 – Иисус напоминает им о двух насыщениях, со всеми подробностями и в том порядке, в каком они происходили. Если пять тысяч были накормлены пятью хлебами, а четыре – семью, может ли быть место для сомнений и брюзжания? Ведь для очень небольшой группы в тринадцать человек у них есть один хлебец, а кроме того, у них есть истинный Хлеб.

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог