"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Понедельник, 26.09.2022, 02:56
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

Мк.8.27-30 УЧЕНИКИ ПРОЗРЕЛИ



27 Иисус пошел с учениками в селения близ Кесарии Филипповой. По дороге Он спросил учеников:

– Кем считают Меня люди?


28 – Одни говорят, что Ты – Иоанн Креститель, другие – что Илья, а некоторые – что один из пророков, – ответили они.

29 – А вы кем считаете Меня? – спросил Он их.

– Ты – Помазанник Божий, – ответил Петр.


30 Иисус строго наказал им никому о Нем не говорить.
 
 


Ст. 27 – Иисус с учениками близ Кесарии Филипповой. Как и Вифсаида, она была отстроена тетрархом Филиппом и названа Кесарией в честь римского императора Тиберия Цезаря (на латинском и греческом «Цезарь» произносится как «к`айсар», по-русски «кесарь»). Это территория тетрархии Ирода Филиппа. Кесария здесь называется Филипповой, чтобы отличить ее от Кесарии Приморской, расположенной на берегу Средиземного моря и ставшей резиденцией римских наместников. Кесария же Филиппова была расположена у истока Иордана, на склонах горы Гермон.

Иисус сам задает ученикам вопрос о том, кем считают Его люди, хотя в еврейской традиции вопросы обычно задавал не учитель, а ученик.

Ст. 28 – Как и в 6.14-15, в народе об Иисусе думают по-разному. Он или воскресший Иоанн Креститель, или Илья, или пророк. У Матфея 16.14 – это Иеремия; верили также, что в конце придет Исайя вместе с Иеремией – 2(3) Ездр 2.18 (см. также ком. на 6.14-15). Но никто не считает Его кем-то б`ольшим. Вероятно, это был наводящий вопрос, заданный с целью побудить учеников еще раз продумать собственную позицию.

Ст. 29 – И вот, на прямой вопрос Иисуса, кем считают Его они сами, Петр, вероятно, от имени всех учеников, отвечает: «Ты – Помазанник». Это очень важное заявление, свидетельствующее о том, что ученикам наконец что-то открылось. Недаром многие называют его водоразделом Евангелия, поворотным пунктом, после чего многое меняется. С этого момента Иисус начинает учить Своих спутников, чт`о значит быть Его учеником. До этого Иисус рассказывал притчи, а потом наедине объяснял им то, что осталось для них непонятным. Теперь начинается новый этап: Он сообщит ученикам о том, что должен будет умереть в Иерусалиме, и начнет путь к кресту.


Экскурс Кто такой Христос?

Х р и с т о с – это греческое слово, которым переводится еврейское «Маш`иах» (арамейское «Меш`иха»), на греческом оно транскрибируется как «Месс`иас» (русское «Мессия»). Слово это означает «помазанник», потому что по древнему обычаю царей, а также пророков и первосвященников помазывали оливковым маслом в знак того, что Бог даровал им силу и возможность исполнить возложенную на них миссию. Например, Исайя назвал так персидского царя Кира, разрешившего народу Израиля вернуться из плена, а Иосиф Флавий – римского императора Веспасиана, захватившего Иерусалим.

Но обычно под словом «Мессия» понимался долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, свергнет иноземное иго и восстановит былое могущество Израиля.

Вот как об этом говорится в знаменитом 17-м Псалме Соломона* (Псалмы Соломона, созданные в I веке до н.э., не входят в канон Священного Писания.):
 
«Опояшь его силой,
чтобы он сотряс неправедных правителей
и очистил Иерусалим от народов,
которые попирают его вплоть до разрушения…
Жезлом железным он разобьет на куски их могущество,
он разрушит безбожные народы словом уст своих;
от укора его народы побегут перед ним,
и он обличит грешников за помыслы их сердца» (ст. 21-22).

Постепенно эта фигура земного могущественного царя и полководца все чаще видится в эсхатологическом свете: он явится в конце времен, перед наступлением Царства Бога, и принесет не только победу над земными врагами народа Божьего, но и освобождение от грехов. С его приходом установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.

К первому веку, кроме такого традиционного представления о происхождении Мессии, появляются и другие, особенно в неортодоксальных кругах. Юстин Мученик свидетельствует о таких верованиях:
 
«Мессия, даже если уже родился и существует, неизвестен и даже сам о себе не знает и не имеет никакой силы, пока Илья не помажет Его и не сделает Его известным всем».
 
В апокалиптической 4 Книге Ездры говорится о том, что Сын человеческий, который там же назван Мессией, выйдет из моря. В ХХ веке в Кумране, в пещерах около Мертвого моря, были найдены многочисленные документы, из которых можно заключить, что благочестивые отшельники, жившие в I веке до н.э. – I веке н.э., ожидали двух Мессий (Мессию-Царя из рода Давида, так называемого Мессию Израиля, и Мессию-Первосвященника, или Мессию Аарона, а возможно, даже третьего – Мессию-Пророка). Но вряд ли кто-то мог предполагать, что может прийти такой Помазанник, как Иисус, никто и представить не мог Мессию страдающим и умирающим позорной смертью на кресте.

 Иисус не хотел, чтобы  люди видели в Нем прежде всего политического вождя.

Ст. 30 Ученики не должны никому рассказывать о том, что их Учитель и есть долгожданный Помазанник.

Почему Он так поступает? Вероятно, потому, что большинство людей считали, что Помазанник должен будет свергнуть ненавистное языческое иго, разгромить врагов, что Он будет победоносным полководцем и триумфатором. Представить себе другого Мессию, униженного и страдающего, никто не мог.

Как мы увидим дальше, не могли этого и ученики. Хотя они и признали в Нем Помазанника, их знание о Нём ещё не вполне адекватно, оно затемнено привычными ложными чаяниями. Во второй части Евангелия Иисус будет учить их тому, чт`о значит быть Мессией и чт`о значит быть учениками Мессии.



Поленов. Близ Кесарии Филлиповой: "Кем Меня считают люди?"
Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог