Мк. 7.24-30 ИСЦЕЛЕНИЕ ЯЗЫЧНИЦЫ
Поленов. Пределы Тирские
24 Оттуда Иисус направился в земли Тира. Там Он остановился в одном доме и не хотел, чтобы кто-нибудь об этом знал, но Ему не удалось остаться незамеченным.
25 О Нём услышала одна женщина, у которой дочь была одержима нечистым духом. Она тут же пришла и упала Ему в ноги. 26 А женщина эта была язычница, сирийская финикиянка. Она стала просить Его изгнать беса из дочери.
27 – Пусть сначала насытятся дети, – сказал ей Иисус. – Нехорошо отнять хлеб у детей и бросить собакам.
28 – Да, Господин мой, – говорит она в ответ. – Но и собаки под столом едят крошки, которые роняют дети.
29 – Раз ты так сказала, можешь идти домой: бес из твоей дочери вышел, – сказал Иисус.
30 Женщина вернулась домой и увидела, что девочка здорова, лежит на постели, а бес из неё вышел.
Примечания
Ст. 24 – Неизвестно, почему Иисус ищет уединения в окрестностях Тира, преимущественно языческой территории, и оказывается там один, без учеников (по крайней мере, складывается такое впечатление). Некоторые видят причину в том, что Иисус на время покидает Галилею, опасаясь преследований со стороны религиозных властей. Рассказ начинается с того, что Иисус оказывается в одном доме. Мы не знаем, где это могло происходить и кому принадлежал дом – все подробности опущены. Очевидно лишь то, что его хозяином должен был быть еврей. Главное то, что слава Иисуса уже столь велика, что даже среди язычников Он не может остаться инкогнито.
Ст. 25-26 – Женщина, обратившаяся к Нему с просьбой изгнать беса из ее дочери, была язычницей (буквально: «гречанкой», но в Новом Завете язычники называются греками вне зависимости от их национальной принадлежности). Затем сообщается и ее национальность: она была финикиянкой из Сирии. Такое уточнение необходимо, потому что были и другие финикийцы – из Карфагена.
Ст. 27 – Ответ Иисуса звучит очень резко, почти оскорбительно. Его миссия обращена к детям Божьим – так назывались израильтяне. Собаками жители Израиля обычно называли язычников, что считалось страшным оскорблением. Некоторые толкователи, не допускающие даже мысли, что Господь мог разговаривать с кем-то резко, пытались смягчить смысл Его слов. Так как в оригинале слово «собаки» употреблено с уменьшительным суффиксом, в словах Иисуса видели мягкий юмор и добрую улыбку. Но, в Палестине собаки не были домашними животными, они считались нечистыми, потому что находили себе пищу на свалках. Сторожевых собак тоже не пускали в дом. <...>
Кроме того, в Евангелиях есть несколько других мест, недвусмысленно свидетельствующих о том, что первоначально Иисус обращался только к народу Израиля: «Избегайте дорог, ведущих к язычникам, и в самарянский город не заходите. Идите прежде всего к потерянным овцам народа Израиля» (Мф 10.5-6). Слова «Не давайте собакам святыни» (Мф 7.6) также, вероятно, имеют в виду язычников.
Иисус подтверждает богоизбранность Израиля (ср. Рим 1.16; 15.8). Сначала евреи, дети Божьи. Слово «сначала» несколько смягчает резкость слов Иисуса, потому что предполагает, что в будущем язычники тоже будут включены в народ Божий (ср. Рим 1.16; 15.8-9). Именно в такой последовательности будет проходить миссионерская деятельность первых христиан, так поступал и апостол Павел.
Ст. 28 – Смиренный ответ женщины показывает, что она принимает Божью волю как данность и признает приоритет детей Божьих, сама же просит лишь о крошках. Она обращается к Иисусу, вежливо называя Его «Господином», но в данном контексте это слово может иметь более глубокое значение «Господь». Она ничего не требует, а лишь смиренно молит.
Ст. 29 – Иисус похвалил ее ответ: за ее слова ей будет дано то, о чем она просила. «Эта история рассказана не из-за того, как она началась, а из-за того, как закончилась».* (W. Loader, Challenged at the Boundaries: A Conservative Jesus in Mark’s Tradition) Матфей в этом месте говорит о великой вере язычницы (15.28). И действительно, ее вера велика, она сумела преодолеть этнические и религиозные преграды. Ее поведение в чем-то напоминает поведение вдовы в притче о неправедном судье (Лк 18.2-8).
Ст. 30 – То, что девочка лежит на постели, доказывало ее полное выздоровление и означало, что бес из нее вышел (ср. 5.15).
Это первый рассказ в Евангелии об исцелении, которое было совершено на расстоянии. Некоторые комментаторы, сравнивая другие исцеления язычников (Мф 8.5-13; Лк 7.1-10; Ин 4.46-53), обращают внимание на то, что все они совершены на расстоянии, и это может подтверждать тезис о том, что земная деятельность Иисуса сосредоточена на Израиле.
Этот рассказ, помещенный в более широкий контекст спора о чистоте и осквернении, является своего рода иллюстрацией к предыдущему эпизоду и говорит о том, что вековечная стена между евреями и язычниками наконец удалена (ср. Еф 2.14), благодаря чему апостол Павел сможет осуществить успешную миссию среди язычников. Царство Бога включит в себя и тех, кто прежде никогда не знал истинного живого Бога.
Это уже третий рассказ о том, как люди ради исцеления нарушают установления Закона (прокаженный, женщина с кровотечением и язычница). Иисус не только исполнил их просьбу, но даже похвалил, как в случае с язычницей.
Ещё комментарии на этот отрывок:
Протоиерей Вячеслав Винников
из книги “Я ПОВЕРИЛ ОТ РОЖДЕНЬЯ В БОГОРОДИЦЫН ПОКРОВ...”
Когда читаешь Евангелие о Хананеянке, то щемит сердце, душу раздирает её крик. Ученики, апостолы не могли вынести её крика ко Господу. Вы представляете, когда человек кричит: когда так больно, такое отчаяние, так плохо человеку, что только крик может заглушить эту боль. Хананеянка кричала за свою больную дочку: насмотрелась на нее, исстрадалось её сердце болезнью дочери.
“Господи, Сыне Давидов, дочка моя жестоко беснуется, помилуй меня…” Даже не за дочку просит, а “меня помилуй” - вот какая это была материнская боль, и все это вылилось в крик. “Кричала”… Апостолы не выдержали, а Господь шел, не отвечая ни слова…. Приступили к Иисусу: “Отпусти её…” - её крик потряс их. И услышали из уст Господа суровый ответ, “бездушный”:
“Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” (хананеянка была язычницей). А женщина уже совсем близко подошла к Нему, кланялась и говорила: “Господи, помоги мне!” Даже суровый ответ Господа не остановил её, так была велика её скорбь и так была сильна вера в Него… Значит, много слышала о Нем и Его милосердии. А Он опять отвечает ей с такой суровостью и беспощадностью, от которой в глазах может потемнеть:
“Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам”…
Страшные слова она услышала от Господа, но Господь - сердцеведец, знал Он её веру, знал, что такой верой, как у этой женщины, горы можно двигать.... Поэтому так и испытывал Он её, чтобы нам был дан величайший образец, как нужно верить и как просить. И что же ответила эта женщина, как самоуничижилась, и всё ради больной своей дочки!
“Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их”…
Видите, она не обиделась на Него, не пришла в отчаяние от Его слов, не ожесточилась, не ушла, не сказала грубого слова. И какие великие слова произнес Господь! Если бы они были обращены не только к ней, но и к нам, когда мы просим у Господа за своих болящих… да только это совсем не реально… “О, женщина! Велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему.
“И исцелилась дочь её в тот час…”
Посмотрим на себя: мы просим и отступаем. Своей мольбой мы должны подражать хананеянке. Он ей отказывает, а она опять за своё… Чувствовала она своим материнским сердцем, что Его отказ - не отказ, сокрыта в Его словах такая любовь к ней и её дочери, которую ничем измерить нельзя, а только можно в неё поверить, и что за этим суровыми словами стоит такая Любовь, которая сметает всё на своём пути, только верь в неё до конца, верь несмотря ни на что, и обязательно получишь просимое. “И исцелилась дочь её в тот час”… Испытывай нас, Господи, и дай такую веру, потому что без Тебя мы ничего творить не можем. Дай нам, Твоим последователям-христианам, хоть крохи той веры, что была у этой язычницы. Брось нам крошечки с того стола!…
Протоиерей Александр Мень (1935-1990)
ВЕРА ХАНАНЕЯНКИ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слушали евангельское сказание о Хананеянке, которой, пожалуй, единственной из всех, кто обращался к Христу, Он сначала отказал. Она просила Господа, чтобы Он исцелил ее дочь, но Христос продолжал идти, даже не поворачиваясь. А она бежала за Ним с воплями, умоляя Его откликнуться. Но Он молчал. Молчал, пока ученики не сказали Ему: «Учитель, отпусти ее, потому что она кричит вслед нам». Тогда Господь повернулся к этой язычнице и сказал такие слова, которые мы больше нигде не встречаем в Евангелии. Он сказал ей, что она — язычница, поклоняется идолам, и поэтому не может получить благодать исцеления.
Однако эта женщина не оскорбилась, не повернулась, а продолжала просить. И когда Господь сказал ей сурово, что хлеб Он дает детям, что не может Он отдать хлеб псам, она возразила: «Господин, и псы едят крошки, которые падают от трапезы детей». Тогда Господь остановился и ответил: «Женщина, велика вера твоя. Иди, дочь твоя будет здорова».
Почему Господь ее так испытывал? Конечно, мы не можем за Него дать ответ. Тайна мыслей Христовых от нас сокрыта. Мы только знаем, что никому Он никогда не отказывал. И даже язычникам: был сотник в Капернауме, римлянин, — Он ему не отказал. Напротив, тут же одобрил этого человека, сказав, что и в Израиле Он не нашел такой веры, и исцелил его слугу.
А этой женщине долго не отвечал. Казалось бы, она должна была уже перестать кричать вслед Ему. Конечно, мы знаем, что жители этой страны были не простыми язычниками. Из всех видов язычества там практиковалось самое страшное: с убийствами детей, с развратом, который совершался в храмах, и со многими другими страшными вещами, о которых Священное Писание нам говорит, как о последнем пределе нечистоты и злочестия.
И вот Господь отказывает этой язычнице в Своем милосердии. Но не потому, что Он немилосердный! А потому что Он должен пробудить в человеке чувство своего недостоинства. Когда она признала, что принадлежит к людям недостойным и все-таки продолжала умолять о снисхождении. Он увидел, что вместе с нечестием, воспринятым ею от своих предков, в душе ее жила глубокая вера. И тогда молчание Христа было нарушено.
Этот случай в жизни Господа приводит нас с вами к событиям нашей собственной жизни. Тайна молчания Божия, когда мы к Нему взываем, скорбь человека, который простирает руки и которому кажется, что Небеса его не слышат. «Боже мой, Боже мой, для чего Ты меня оставил?» — вопиет псалмопевец. Ведь Господь, умирая, Сам повторял эти скорбные слова.
Кто из вас читает псалмы и любит их, знает, как много там подобных слов и тяжких вздохов души. Стучимся, зовем — «Из глубины воззвах к Тебе, Господи!» Из глубины, из бездны, из ямы, из пропасти... а Небеса молчат—Почему молчат? Почему не отзываются, когда приходят болезнь и смерть, когда царят на земле неправда и несправедливость? Когда люди, лишенные веры, или пытающиеся поколебать ее, говорят нам: «Смотрите, сколько зла творится на земле, и Бог ваш не слышит, и Бог ваш не откликается!»
Да, так бывает... Очень часто может казаться людям, что Господь безмолвствует. И вот молчание Христа, к которому обратилась женщина хананеянка, наводит нас на мысль о том, что в этом безмолвии есть смысл. Конечно, мы не можем проникнуть в тайну Божию. Очень часто, когда нам кажется, что Господь не отвечает, Он ждет чего-то от нас. Он ждет от нас, чтобы мы признали свое недостоинство, чтобы мы ощутили смирение перед Ним. Потому что мы часто от Него требуем, и требуем с уверенностью, как будто Он обязан нам дать, обязан откликнуться на каждую просьбу, иногда и безумную.
Вы помните, я вам как-то рассказывал о монахе, который просил за человека, за бедного, но странноприимного, радушного человека, просил, чтобы Господь послал ему богатство. И когда тот действительно разбогател, он перестал быть отзывчивым, но стал замкнутым, гордым, черствым и жадным. Часто мы не знаем, чего хотим и просим совсем не того, что нам нужно. Иной раз бывает так, что Господь дает нам пожать плоды собственных грехов.
Вот люди говорят, что совершаются войны, насилие и беззаконие. Верно, это совершается. Но путь был нам указан. Всем людям и часто именно тем людям, которые совершают зло на земле было сказано: «Вот дан тебе путь жизни, а вот тебе путь смерти. Выбирай сам. Ты свободный человек». И человек гордо выбирает путь смерти, выбирает путь лжи, отворачивается от Истины Божией и идет по пагубной дороге. И когда на него падают камни с неба, и когда он проваливается в пропасти, он говорит: «Где же Ты, Господи?»
Кто же виноват? Блудный сын или отец? Блудный сын, который ушел, и скитался, и ел со свиньями — почему он впал в такое состояние? Отец ли был виновен в этом? Конечно не отец, а сам сын, который ушел от него. И когда люди отступают от Бога, когда отступают от закона Божия, что могут они пожать доброго?
Отступают от Бога, не только в уме своем и в сердце своем, но и в делах своих. Мы знаем множество людей и в прошлом и в настоящем, которые, казалось бы, живут с Богом, считают себя верующими людьми, но в сердце не имеют веры настоящей. Вера им нужна лишь для того, чтобы быть спокойными и выпрашивать у Господа здоровья и даров, а по делам Божиим они поступать не желают. Живут совсем не так, как Он нам заповедал. Значит, они напрасно носят имя христианина или христианки.
Итак, то, что мы сеем, то и пожинаем. Иногда приходят моменты искушений в жизни, темных мыслей, колебаний совести, когда действительно мы стоим на краю обрыва. Вот один подвижник взывал когда-то: «Господи, когда я был в великом искушении, где Ты был?» И Господь ответил ему: «Я смотрел, Я взирал, Я присутствовал тут невидимо. Тебе казалось, что Меня нет, но Я смотрел на твое борение, на твое усилие, на твою ревность, на твою скорбь. Я видел, что ты это хочешь победить».
Нам кажется, что Его нет рядом с нами, но Он всегда рядом с нами. Он помогает нам незримо. Иногда, когда нам кажется, что Он молчит, это не Он от нас отгородился, а мы от Него отгородились. Отгородились своим ропотом, претензиями, безумными словами и мыслями. Иные люди рассуждают так: «Как же так, я, Господи, Тебе служу и свечки ставлю, а болезнь меня не оставляет?»
Если бы так было, что каждый человек, который приходит и молится, освобождался от всех бед, освобождался от всех болезней, кто бы мы были тогда? Мы были бы купленные за плату, которые пришли к Богу не потому, что возлюбили Христа и заповедь Его, а потому что хотим получить здоровье и успех. Приходили бы с корыстью в сердце. И кому бы это было нужно? Нужна была бы Господу такая вера? Ведь Он потому и пришел на землю в уничиженном виде. Пришел и показал Себя Мужем Скорбей для того, чтобы люди не бежали за Ним ради земной славы.
А если бы Он пришел царем, могучим полководцем, великим государственным деятелем, человеком, пред которым за его земную силу и славу склонялись ниц миллионы людей, все бы пошли за Ним, толпа бы бежала, толпы несчетные. Потому что люди ищут себе господ. Но Спаситель Наш пришел совсем другим. От Вифлиемской пещеры до Голгофской горы Он всегда идет в уничижении... Молча обращая к нам Свой взгляд, он как бы говорит: «Вот таков Ваш Господь. Узнайте Бога уничиженного и тогда вы познаете Его тайну».
Один из ранних христианских писателей, Тертуллиан, говорил: «Когда я вижу Его замученным и оплеванным, когда я вижу Его умирающим, я познаю в Нем своего Бога».
Он умален ради нас. Он страдает вместе с нами. Когда нам кажется, что в нашей скорби мы одни, посмотрите на Распятие, на Крест Христов. Молча Он состраждет вместе с нами. Молча несет муку нашу, грех наш, тяготы наши на Своих плечах. Таков наш Господь. И поэтому, если мы с вами отдали Ему свое сердце, не будем соблазняться и колебаться, не будем думать, что Небеса молчат. Когда нам кажется, что они молчат, взор Божий прикован к каждой душе, к каждой судьбе. Он ждет. Он вопрошает. Он благословляет и Он спасает нас всех! Аминь.
Исцеление хананеянки.
Роспись православного храма в Косово