Апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему обо всем, что сделали и чему научили. 31 Он говорит им:
– А теперь отправляйтесь куда-нибудь в безлюдное место, побудьте там одни и немного отдохните.
Действительно, люди непрерывно сменяли друг друга, и им некогда было даже поесть. 32 Они тайком отправились на лодке в пустынное место.
33 Но их всё же увидели, когда они отплывали, и многие их узнали. И со всех окрестных городов побежали туда берегом люди и оказались на месте раньше их. 34 Иисус, выйдя на берег, увидел большую толпу. Ему стало их жалко, потому что были они как овцы без пастуха. Он стал их многому учить.
35 Время было уже позднее, и ученики, подойдя к Нему, сказали:
– Место пустынное, и время уже позднее. 36 Отпусти их, пусть сходят в окрестные деревни и селения и купят себе поесть.
37 – Накормите их сами, – ответил Иисус.
– Уж не пойти ли нам купить для них хлеба? Денариев так на двести! Тогда накормим! – говорят они.
38 – Сколько у вас хлеба? Сходите посмотрите, – говорит Он им.
Они посмотрели и отвечают:
– Пять хлебов и две рыбы.
39 Он велел ученикам рассадить народ группами на зеленеющей траве. 40 Они расселись рядами по сто и пятьдесят человек. 41 Иисус взял пять хлебов и две рыбы и, подняв глаза к небу, произнес молитву благодарения, разломил хлеб и дал ученикам, чтобы те его раздали. Он разделил на всех и две рыбы. 42 Все ели и наелись 43 и еще набрали кусков хлеба и рыбы полных двенадцать корзин. 44 А едоков было пять тысяч человек.
Примечания
Ст. 30-32 – После успешного завершения своей миссии апостолы (здесь они впервые после избрания названы так) возвратились к Иисусу, и Он, заботясь об учениках, решает, что они должны отправиться куда-нибудь в безлюдное место, чтобы немного отдохнуть. Каким-то образом об этом стало известно толпе.
Ст. 33 – Так как мы не знаем, откуда и куда отправились Иисус с учениками, то нет смысла заниматься гаданиями, каким образом толпа сумела опередить их и оказаться на месте высадки раньше. Возможно, она была недалеко от того места, куда направлялась лодка, и люди, увидев Иисуса с большого расстояния, двинулись туда. Им, может быть, даже пришлось ждать, пока лодка причалит.
Ст. 34 – Иисусу жалко людей, потому что они были как овцы без пастуха. Этот образ уже не раз встречался в Ветхом Завете, так в Священном Писании изображался Израиль, когда у него не было руководителя и наставника (
Числ 27.17; 3Цар 22.17; Иез 34.5 и др.).
У этих людей есть Храм, священники, богословы, знатоки Закона, но
люди духовно голодны, потому что «пастыри пасли самих себя», вместо того чтобы пасти стадо.
Кроме того, Давид был пастухом, и его
потомок, грядущий Помазанник <
Мессия>тоже часто изображался в виде пастыря народа .
Иисус – это истинный Пастырь, который заботится об овцах: Он дает им «пищу», то есть учит.
Ст. 35-36 – Время позднее – это означает, что наступал вечер, обычное обеденное время в Палестине, где ели дважды в день: утром и ближе к вечеру. Люди провели с Иисусом почти весь день без обеда. Место пустынное – следовательно, им понадобится некоторое время, чтобы дойти до ближайших населенных мест, где они могли бы купить себе еды.
Ст. 37-38 – Иисус предлагает ученикам самим позаботиться о пище для собравшихся: «Накормите их сами». Ведь они, отправляясь в миссионерское путешествие, были наделены силой Иисуса. Но они отвечают так, как в свое время ответил Моисей Богу (Числ 11.13, 21-22).
Чтобы купить достаточно продовольствия для такого количества народу, не хватило бы и двухсот денариев.
Денарий – это серебряная римская монета, средняя заработная плата наемного работника, на эти деньги могла целый год существовать семья. У учеников таких денег нет, и Иисус это знает. Так зачем же предлагать невыполнимое?! В тоне их ответа сквозит раздражение и насмешка. Вероятно, это смутило Матфея, который опустил недостаточно почтительные слова. У них самих только пять хлебов (это небольшие плоские лепешки наподобие лаваша) и две рыбы. Кстати, это очень немного для тринадцати человек.
Ст. 39-40 – Иисус велел людям сесть на зеленеющей траве. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на то, что чудесное насыщение происходило ранней весной, когда в Палестине еще зеленеет трава, которая позже выгорит под жарким солнцем. Евангелист Иоанн также говорит, что чудесное дарование пищи было
перед Пасхой (март – апрель). Для того чтобы удобнее было обносить людей пищей, им было велено расположиться рядами (буквально: «грядками-грядками» и «пирушками-пирушками») по сто и пятьдесят человек.
Ст. 41 – Иисус взял эту обычную для рыбаков Галилеи скудную пищу и произнес над ней молитву благодарения (буквально: «благословил»). Перед началом еды евреи всегда читали благодарственную молитву Богу, которая начиналась словами: «Благословен Ты, Господь, Царь вселенной», а затем хозяин или наиболее уважаемый гость разламывал хлеб и раздавал его остальным, а если гостей было очень много, то это делали помощники или слуги.
Иисус, выступая хозяином трапезы, поступает так же, но если обычно молитву читали, глядя на хлеб, то Иисус делает это, подняв глаза к небу. Вероятно, это был характерный для Него жест, и, может быть, ученики в Эммаусе узнали Иисуса благодаря ему.
Ст. 42-43 – И всем пяти тысячам хватило хлеба и рыбы, все наелись досыта, и еще осталось двенадцать корзин остатков – гораздо больше, чем было в начале!
Но что же всё-таки произошло?
Нам более или менее понятны чудеса исцеления, ведь врачи тоже лечат, просто Иисус лечит успешнее.
Были тогда и экзорцисты, изгонявшие бесов. Иисус делал это быстрее и легче и всегда с успехом.
Но каким образом умножился хлеб?<...>
В Ветхом Завете есть несколько отчасти похожих рассказов. Известно, что не убывали мука и масло у сарептской вдовы (3Цар 17.11-16); пророк Елисей тоже умножил масло в кувшине другой вдовы (4Цар 4.1-7); тот же пророк накормил двадцатью ячменными хлебцами сто человек (4Цар 4.42-44). Но самое большое сходство – не столько в деталях, сколько в духовном смысле события – видно в рассказе о чудесном насыщении народа Израиля манной в пустыне.
Из этого рассказа мы вряд ли узнаем, как Иисус это сделал, но мы узнаем нечто очень важное о Нём самом. Иисус предстает как новый Моисей, но Он превосходит его, о чем прямо говорится в Ин 6.32-33. Об этом свидетельствует даже тот факт, что здесь пищи осталось целых двенадцать корзин, в то время как манны нельзя было собрать больше, чем человек мог съесть.
Кроме того, в еврейской традиции манна, данная через Моисея, стала символом Торы, то есть Закона Моисея. Так и Иисус, прежде чем дать народу изобилие пищи, сначала их многому учил, то есть духовно насыщал Своим учением.
Как уже было сказано выше, это событие могло произойти перед Пасхой, а согласно традиции, манна была дарована в те дни, когда разрешалось есть Пасху тем, кто по какой-то причине не смог сделать этого в положенный срок. Как Бог, спасая Свой народ от рабства, насыщает его в пустыне, так и Помазанник, приход которого, согласно народным верованиям, ожидался на Пасху, спасает народ от рабства у греха и тоже насыщает его в пустыне, тем самым предваряя
эсхатологический мессианский пир.
Конечно же, христиане, слушая или читая этот текст, не могут не увидеть параллели с рассказом о последней трапезе Иисуса. Там те же слова: «
взял, поблагодарил, разломал, дал». Так проходила и евхаристия в ранней Церкви: христиане сидели за столом, а диаконы обносили их евхаристическим хлебом. Евангелист Иоанн прямо связывает рассказ о чудесном насыщении с установительными словами евхаристии (Ин 6.51).
Обычно рассказы о чудесах Иисуса заканчиваются тем, что толпа выражает изумление и восторг. Здесь нет ничего подобного, создается впечатление, что никто ничего не заметил, даже ученики, разносившие пищу, потому что ниже, в ст. 52, будет сказано, что они не поняли значения этого чуда. Это еще раз говорит о том, что само по себе чудо не является источником веры, человек способен просто не заметить его, каким бы великим оно ни было.