от Марка 3:20-30
ИИСУС И ВЕЛЬЗЕВУЛ
20 Иисус возвращается домой. Снова собирается такая толпа, что они не успевают даже кусок хлеба съесть. 21 Когда Его близкие услышали об этом, они пришли, чтобы силой Его увести, решив, что Он сошел с ума.
22 Учителя Закона, пришедшие из Иерусалима, говорили:
– В Нём Вельзевул! Это старший над бесами дал Ему силу изгонять бесов.
23 Тогда Иисус, подозвав их к себе, стал говорить им притчами:
– Как может Сатана изгонять Сатану?
24 Если в царстве распря, не сможет устоять то царство.
25 Если в доме распря, не устоит тот дом.
26 И если Сатана восстал на самого себя
и в распре сам с собою, то не сможет он устоять – ему конец пришел.
27 Никто не может, войдя в дом силача, ограбить его,
если первым делом не свяжет, –
только тогда сможет он ограбить дом.
28 Истинно вам говорю:
все простятся людям грехи и богохульства,
как бы они ни богохульствовали
29 но тот, кто будет хулить Дух Святой,
не будет прощен вовек,
грех на нём будет вечно!
30 (Иисус сказал так потому, что некоторые говорили, будто в Нём нечистый дух.)
Ст. 20 – Иисус возвращается домой – возможен также перевод: «Иисус приходит в дом». Вероятно, имеется в виду дом Петра в Капернауме. Известность Иисуса становится столь большой, что Ему и Его спутникам некогда даже спокойно поесть.
Ст. 21 – И в это время приходят Его родные. \...\ Они приходят с целью увести Его. Греческий глагол «крат`ео» переводится как «взять, схватить», в нем присутствует идея насильственного действия. Они хотят это сделать, решив, что Он сошел с ума. \...\
Ст. 22 – И снова появляются учителя Закона, на сей раз пришедшие из Иерусалима. Значит, слава Иисуса вызывает все большую тревогу в кругу религиозных властей страны, и вот из столицы приходят специально посланные люди с целью составить о Нем собственное мнение. Их приговор решителен: хотя они не сомневаются в способности Иисуса изгонять бесов, они убеждены, что эту власть дал Ему не Бог, а Вельзевул. Значение этого слова темно, вероятно, оно представляет собой греческую транслитерацию еврейского «ба`ал-зеб`уль», «хозяин дома». В рукописях есть вариант «Вельзевув» (Баал-зебуб), что значит «господин мух». Вельзевулом в это время, вероятно, называют одного из главных бесов или же самого Сатану. Следовательно, по их мнению, Иисус одержим Сатаной. Парадоксальным образом мнение семьи и суждение учителей Закона совпадают.
Ст. 23 – Иисус отвечает им притчами. Учеными замечено, что Он обычно употребляет притчи, когда говорит или с толпой, или со Своими противниками. Понимают притчи или получают их объяснение от Иисуса лишь те, кого они задели за живое, вызвали некий отклик в душе. Эти люди готовы последовать за Ним. Чтобы понять притчи, загадки, метафоры и другие фигуры речи, необходим контакт между рассказчиком и слушателем, а противники Иисуса его отвергают. Следовательно, притча становится своего рода средством разделения людей, а также приговором, который Иисус выносит Своим оппонентам.
Ст. 24-26 – Здесь Иисус рассказывает три короткие притчи. Первые две – это два развернутые сравнения, иллюстрирующие одну и ту же тему. Если в государстве гражданская война или в семье раздоры и скандалы, понятно, что всё это закончится крахом как государства, так и семьи. Но если глава бесов сам является инициатором изгнания своих подданных, то с его головой, вероятно, не все в порядке, у него началась шизофрения, и, значит, в его владениях бесы сражаются с бесами. Получается, что Сатана воюет сам с собой, его царство на грани распада и гибели. Но в жизни мы видим совсем иное. Этими притчами Иисус демонстрирует Своим врагам всю абсурдность их обвинений.
Ст. 27 – Иисус хочет этим сказать, что власть Сатаны вряд ли падет в результате внутреннего кризиса, его может уничтожить лишь внешняя сила, вторжение, вооруженное нападение. И это тема третьей притчи. С хозяином дома (возможно, так переводится имя «Вельзевул»), силачом, может справиться только тот, кто сильнее его и поэтому может его связать. Конечно, под хозяином дома надо понимать не скромного домовладельца, а владельца крепости или главу государства. Победитель снимал с побежденного доспехи и раздавал своим воинам захваченное имущество. Именно это в духовном плане уже сделал Иисус во время испытания в пустыне, где была одержана решающая победа, но арьергардные бои всё еще идут. Иисус «грабит» Сатану, вырывая из-под его власти грешников, больных, одержимых.
Ст. 28-30 – Иисус обращается к иерусалимским посланцам с грозным предостережением. Бог по Своей великой милости готов простить людям любые грехи, любые кощунства.
(Иисус торжественно поклялся, что все грехи могут быть прощены.
Блаженный Иероним сказал так: «Христос клянется, мы должны верить клятве Христа». Нет такого греха, который не может быть прощен, если человек раскается. )
Лишь один грех непростителен – хула на Святого Духа. Что это значит? Ответ виден из контекста. Этот грех совершают те, кто сознательно извращает истину, делает белое черным, те, кто клевещет на Бога, говоря, что добро творит не Бог, а Сатана. Учителя Закона по роду своих занятий и по степени своей образованности должны были понимать это, они должны были первыми узнать Сына Божьего, но вместо этого они стали Его врагами и учат тому же других. Произвольные толкования этого стиха причинили множество бед в истории Церкви. Всегда находился какой-нибудь доброхот, который сообщал своему ближнему, что тот согрешил против Духа Святого. Многие после этого кончали жизнь самоубийством или же начинали безудержно грешить, раз у них и так уже не осталось надежды на спасение. Но, во-первых, Судья – один Бог, а во-вторых, сам факт, что человек испытывает страх и сомнения, не согрешил ли он против Святого Духа, свидетельствует о том, что он не совершил такого греха.