"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Пятница, 12.08.2022, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:

Поиск

Поделиться этой страницей:

 

2.1–3.6 НАЧАЛО ВРАЖДЫ
 

В этом отрывке впервые появляется тема противостояния между Иисусом и религиозными властями. Марк объединил пять таких рассказов в одну группу. Вряд ли все эти конфликты следовали друг за другом. Мы видим, как евангелист постоянно располагает свой материал по тематическим признакам: сначала рассказывалось об исцеляющей деятельности Иисуса, теперь – о конфликтах. Противники Иисуса не ставят под сомнение Его способность совершать чудеса, но оспаривают источник Его власти и обвиняют Его в нарушении Закона Моисея или отеческих преданий.




2.1-12 ВЛАСТЬ ПРОЩАТЬ ГРЕХИ
 

1 Когда Иисус через несколько дней вернулся в Капернаум, прошел слух, что Он уже дома. 2 Собралось столько народу, что не было места для всех даже снаружи, перед дверью. Иисус возвещал им Слово.

3 И вот приходят к Нему люди и вчетвером несут парализованного. 4 Но они не смогли пронести его через толпу и поэтому, проделав отверстие в крыше дома, над тем местом, где был Иисус, спустили через это отверстие циновку, на которой лежал парализованный.

5 Иисус, увидев их веру, говорит парализованному:

– Сынок, прощены твои грехи!

6 Там сидело несколько учителей Закона, они про себя думали:
7 «Что Он такое говорит? Ведь это кощунство! Может ли кто, кроме Бога, прощать грехи?!»

8 Иисус сразу духом Своим проник в их мысли и говорит им:

– Что у вас за мысли в сердце! 9 Не легче ли сказать парализованному «Прощены твои грехи», чем сказать «Встань, возьми свою циновку и иди»? 10 Так знайте же, что у Сына человеческого есть власть прощать грехи на земле. 11 Я говорю тебе, – обращается Иисус к парализованному: – Встань, возьми свою циновку и ступай домой.

12 Тот встал и тут же, взяв циновку, вышел у всех на глазах. Все были вне себя от изумления, они прославляли Бога и говорили:

– Такого мы ещё никогда не видали!

 



Примечания

Ст. 1 – В предыдущем тексте говорилось о том, что проповедь Иисуса и особенно исцеление прокаженного привлекли к Иисусу столько внимания, что Он был вынужден оставаться в пустынных местах и не мог открыто появляться в городе. Здесь же говорится, что Он снова вернулся в Капернаум, следовательно, ажиотаж немного спал. Но вскоре жителям города становится известно, что Он дома. Греческий текст допускает также перевод: «Он в доме». Вряд ли у Иисуса был Свой дом в Капернауме, поэтому, вероятнее всего, имеется в виду дом Петра.

Ст. 2 – Сразу же собралось столько людей, что не было места для всех даже снаружи, то есть они не вмещались в дом, но заполнили двор и, возможно, некоторые стояли даже на улице. Иисус возвещал им Слово –  под Словом понимается Радостная Весть.

Ст. 3-4 – Так как из-за толпы невозможно было пройти в дом, четыре человека, принесшие парализованного, вынуждены прибегнуть к необычному способу. Если нельзя войти через дверь, можно сделать это через крышу. В Палестине, как и вообще на Востоке, дома обычно имели плоскую крышу, на которую вела наружная лестница. На крыше люди проводили много времени, а в жаркое время там спали (ср. Деян 10.9: Петр поднялся на крышу, чтобы помолиться). Проделать отверстие в крыше не составляло особого труда, так как ее обычно настилали камышом и хворостом, а сверху заливали глиной. Велика была вера этих людей, которых не остановило ничто, даже мысль о том, сколько сора посыплется на головы собравшихся в доме!

Больной лежал, вероятно, на циновке, которая служила для бедняков постелью. Евангелист не говорит нам о том, был ли он грешником, но люди верили в то, что болезни посланы за грехи. В Талмуде даже сказано: «Никто не сможет встать с одра болезни, пока не раскается». И это действительно так, хотя связь между грехом и болезнью отнюдь не прямая.

(ср. рассказ о невинном Иове; Пс 73 (72); Лк 13.1-3; Ин 9.2-3).

Ст. 5 – Иисус увидел веру этих людей, здесь имеются в виду не только люди, принесшие больного, но прежде всего сам больной. Их вера проявилась в этом необычном поступке. Евангелист неоднократно рассказывает о силе веры людей, которая забывает об условностях и установленных людьми барьерах (см. также 5.26-27,33; 10.48). Иисус обращается к парализованному со словами: «сынок» (буквально: «дитя»), такое обращение свидетельствует о Его любви. Он сказал Ему, что его грехи прощены. Глагол стоит в страдательном залоге, а это значит, что его простил Бог. Следовательно, Иисус теперь может исцелить Его.

Ст. 6-7 – Мы видим, что деятельность Иисуса уже привлекла внимание учителей Закона, она, вероятно, вызывает у них сильное раздражение. 

Учителя Закона не выражают свое недовольство отрыто, но про себя думают: «Что Он такое говорит?!» По-гречески «Он» передано указательным местоимением «этот», имеющим здесь презрительный оттенок, как, например, русское «этот тип». По их мнению, Иисус кощунствует, присваивая себе права Бога, потому что один только Бог может прощать грехи. По еврейским представлениям того времени, даже Мессия не мог этого делать, он лишь мог просить Бога и ходатайствовать перед Ним о прощении грешника. Обвинение в кощунстве было вещью очень серьезной: согласно Лев 14.15-16, оно каралось смертью

(см. Мк 14.64:

63   Первосвященник, разодрав на себе одежды, сказал:

   – Зачем нам еще свидетели? 64 Вы сами слышали кощунство! Каким будет ваше решение?

   И все признали Его виновным и приговорили к смерти.)

Ст. 8-9 – Хотя учителя Закона не произнесли свои мысли вслух, Иисус, подобно Своему Отцу, который всегда описывается в Священном Писании как «сердцеведец», знает их, Он проник в них духом Своим. Иисус отвечает им загадочно: «Не легче ли сказать парализованному «Прощены твои грехи», чем сказать «Встань, возьми свою постель и иди»? Иисус очень часто отвечает не прямо, а встречным вопросом. Люди сами должны понять, что и исцеления, и прощение грешников в равной мере свидетельствуют о присутствии Божьего Царства здесь и теперь, в лице самого Иисуса. Что значат эти слова? Возможно, Его противники в душе считают Его самозванцем и обманщиком, который, будучи не в силах исцелить больного, произносит пустые слова о прощении, а это вещь недоказуемая. И тогда Сын человеческий, у которого есть власть прощать грехи на земле, делает это прощение видимым, исцеляя больного властным повелением: «Встань, возьми свою циновку и ступай домой».

Ст. 10 – этот стих относится к самым трудным, потому что здесь впервые появляется словосочетание «Сын человеческий» – одно из наиболее загадочных и вызывающих многочисленные споры.

 

Сын человеческий

Сын человеческий (арам. бар-наш(`а), сын человека; евр. бен-ад`ам) – в греческом и в русском языках это буквальный перевод – «сын человека», то есть «человек». В семитической среде это выражение было широко распространено.

В Ветхом Завете это словосочетание часто встречается в значении «человек, смертный, смертное существо» и противопоставляется могущественному бессмертному Богу. У Иезекииля Бог постоянно обращается к пророку со словами «сын человеческий» (2.3, 6, 8; 3.1 и др.). В Пс 8.4-5 говорится: «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?»

Но в Книге Даниила мы читаем о какой-то возвышенной и таинственной личности, которая названа «как бы Сыном человеческим»:

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, и дошёл до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (7.13-14).

Он представляет народ Божий Израиль, в отличие от зверей, которые олицетворяют мировые империи.



{Ещё величественнее предстаёт Сын человеческий в 1 Книге Еноха {она не вошла в канон Священного Писания (т.е. в Библию), но была широко распространена и почитаема в I в. н.э.}. В так называемых Притчах Еноха (гл. 37 – 71) переплелись три традиции, в основе которых лежат такие тексты, как

а) Дан 7;
б) Ис 11 и Пс 2;
в) Ис 42; 49; 52 – 53.

Автор создал некую составную личность, соединяющую в себе черты данииловского Сына человеческого, Царя из рода Давида и Служителя Яхве. Он – праведник, Божий избранник и служитель. Он – небесный Человек, имя которого произнесено Богом изначально, до сотворения светил, но он сокрыт, а в конце времен воссядет на престол славы и будет пребывать перед лицом Бога, и Ему будет дана власть судить живых и мёртвых. В самом конце Притч Бог, названный Господом духов, сообщает Еноху, что Енох и есть это таинственное существо, Сын человеческий, рожденный для праведности. К сожалению, дата написания этих глав, в которых содержатся тексты о Сыне человеческом, неизвестна, и многие ученые считают, что они появились на свет гораздо позже, после разрушения Храма в 70 г., или же подверглись серьезной христианской переработке.}

Кроме того, в арамейском языке словосочетание «сын человека» означало также «некто, некий человек» и употреблялось в тех случаях, когда человек из скромности или из нежелания говорить о предстоящих ему страданиях или смерти вместо «я» говорил о себе в третьем лице как о «некоем человеке» (ср. 2Кор 12.2-5, где апостол Павел, повествуя о видениях, данных Ему Богом, из скромности говорит, что знает «одного человека», имея в виду себя).

В Евангелиях Иисус почти всегда говорит о себе в третьем лице, называя себя Сыном человеческим. Его никогда не называют так другие люди: ни Его ученики, ни Его противники. Речения о Нем в Евангелиях можно разделить на три группы:

1) о Его земной жизни;
2) о предстоящих Ему страданиях и смерти;
3) о том, что Ему предстоит судить мир, и о Его грядущей славе.

Во второй группе это словосочетание, вероятно, ближе всего к арамейскому словоупотреблению. В третьей группе речений прослеживается их близкая связь с видениями Сына человеческого у пророка Даниила, хотя и здесь Сын человеческий может означать «я».

В Евангелии от Марка это словосочетание употребляется четырнадцать раз (два раза до исповедания Петра (2.10,28), и оба раза они имеют отношение к земной жизни Иисуса, а остальные – после исповедания и относятся к двум другим группам – 8.31,38; 9.9,12,31; 10.33,45; 13.26; 14.21 (дважды), 41,62). Почти все речения, обращенные к широкой аудитории, находятся в полемическом контексте, но речения о предстоящих Сыну человеческому страданиях и смерти обращены только к ученикам.

Апостол Павел ни разу не употребил этот арамеизм, но он противопоставляет «небесного» и «земного» человека, «первого» и «второго», «первого Адама» и «последнего Адама» (см. 1Кор 15.45-47 и Рим 5.14-21). В раввинистической литературе появятся представления о Небесном Адаме, или Адаме-Кадмоне.

Как воспринимали слова «Сын человеческий» слушатели Иисуса? В арамейской языковой среде люди, вероятно, понимали его как «Я». Может быть, у них появлялись также какие-то реминисценции, связанные с образом Сына человеческого у Даниила. Но когда христианство перешагнуло пределы Палестины, в эллинистической среде этот семитический оборот начинает терять библейское наполнение и приобретает собственную жизнь. В начале II века Игнатий Антиохийский, говоря о двойственной природе Иисуса, который был одновременно Сыном человека и Сыном Бога, тем самым заложил основу нарождающейся христологии двух природ. (Иисус - полностью Бог, и полностью человек).  С того времени это трудное и таинственное выражение теряет свой первоначальный смысл, что свидетельствует о поразительном разрыве в мышлении и словоупотреблении между I и II веками.


Очень трудно определить, в каком значении употреблено это словосочетание в группе речений о земной жизни Иисуса, каким является и речение ст. 10: Так знайте же, что у Сына Человеческого есть власть прощать грехи на земле. Синтаксис этого предложения довольно неуклюж, потому что в нем есть только придаточное и нет главного, его приходится реконструировать, и поэтому в переводах возможны незначительные вариации: «Сейчас вы увидите, что…», «Это было для того, чтобы вы убедились в том, что…»

Труднее быть уверенным в точном смысле тех слов, которые есть в тексте. Если Сын человеческий здесь означает просто человека, то можно было бы сделать вывод, что всякий человек, способный исцелять, обладает правом прощения грехов, ведь болезнь, по всеобщим представлениям того времени, была следствием греха. Слова из Евангелия от Матфея: «Народ, увидев это, ужаснулся и стал славить Бога, давшего такую власть людям» (9.8), казалось бы, подтверждают такое понимание. И всё же вернее будет понять, что Иисус в данном случае говорит лишь о Своей власти, а не о власти людей вообще. Будучи послан Отцом, Он имеет власть действовать от имени Бога и обладает теми же правами. Так и в Дан 7.14 Сын человеческий наделен властью, которую дарует Ему Бог. Здесь важно помнить, что сила как исцеления, так и прощения в конечном счете принадлежит Богу и что Иисус действует Божьей силой и во имя Своего Отца. Когда еврейские учителя говорили о прощении, они имели в виду прощение во время грядущего Суда. Иисусу же эта власть принадлежит уже здесь, на земле, а не только после Его воскресения и прославления. Но слова «на земле» могут относиться и к слову «грехи» и тогда будут поняты как «земные грехи».

Ст. 11 – И тогда Сын человеческий, у которого есть власть прощать грехи на земле, делает это прощение видимым, исцеляя больного властным повелением: «Встань, возьми свою постель и ступай домой».

Ст. 12 – Исцеление парализованного происходит мгновенно, это полное восстановление и здоровья, и физических сил: бывший парализованный самостоятельно уходит домой и сам же несет циновку, на которой его принесли к Иисусу. Это подтверждается и реакцией многочисленных свидетелей, которые были изумлены и прославляли Бога. Тем самым евангелист подчеркивает необоснованность обвинений против Иисуса: Он не объявляет себя Богом, и люди понимают это и прославляют Того, кто даровал Иисусу Свою силу. Их восторг и изумление относятся, скорее всего, к чуду исцеления, а не к прощению грехов.

 

 


Дионисий.(около 1450 - около 1520) Исцеление расслабленного.
Собор Рождества Богородицы
Ферапонтов Белозерский монастырь

Сын Человеческий — это мессианский титул, который Иисус использовал для описания Своего небесного происхождения, земной миссии и грядущего славного будущего.
Иисус всегда употреблял этот титул применительно к Себе. Он делал это, чтобы намекнуть на то, что Он есть Тот Самый, о Ком говорится у Даниила — Царь над всеми народами, чье Царство будет вечным.
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится (Дан. 7:13-14).
При жизни Христа смыслом выражения «сын человеческий» было уже именно понимание пророка Даниила — мессианское. Оно стало синонимом выражения «Сын Божий».
В Деян 7:56 Стефан говорит: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».
Наконец в Откр 1:13; Откр 14:14 излагаются видения «подобном Сыну Человеческому», Который, без сомнения, является прославленным Иисусом.
_____________________
Сын Человеческий у Матфея употребляется 30 раз, у Марка 13 раз, у Луки 24 раза, у Иоанна 12 раз:
✏ - «И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20),
✏ - «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6),
✏ - «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23),
✏ - «Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами её» (Мф. 11:19),
✏ - «Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:8),
✏ - «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40),
✏ - «Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий» (Мф. 13:37),
✏ - «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27),
✏ - «И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9),
✏ - «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11),
✏ - «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей» (Мф. 25:31),
✏ - «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26:45),
✏ - «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному:» (Мк. 2:10),
✏ - «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38),
✏ - «Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться» (Мк. 14:21),
✏ - «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10),
✏ - «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (Лк. 22:69),
«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» Ин. 3:13),
✏ - «Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» Ин. 13:31),

 

 

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог