Леонардо да Винчи
Эскиз к "Тайной Вечере"
2.13-17 ОБЩЕНИЕ С ИЗГОЯМИ
13 Иисус снова ушёл к морю. Весь народ пошёл к Нему, и Он их учил. 14 Проходя, Он увидел Левия, сына Алфея, сидевшего в таможне, и сказал ему:
– Следуй за Мной!
Тот встал и пошел за Ним.
15 И вот Иисус у него дома на обеде. За столом вместе с Иисусом и Его учениками было много сборщиков податей и прочих грешников (их было много, и они ходили с Иисусом). 16 Учителя Закона из фарисеев увидели, что Он ест с грешниками и сборщиками податей, и стали говорить Его ученикам:
– Как это Он ест со сборщиками податей и грешниками?
17 Иисус услышал и говорит им:
– Врач нужен не здоровым, а больным. Я пришел призвать не праведников, а грешников.
Примечания
Ст. 13 – Иисус снова учил людей, на этот раз на берегу Галилейского моря, но евангелист, как и в 1.21, ничего не сообщает о содержании Его учения.
Ст. 14 – Марк рассказывает о призвании еще одного ученика. Этот человек был таможенником, он был, вероятно, на службе у Ирода Антипы и собирал таможенные сборы на границе его тетрархии. Кроме контроля над водными и сухопутными торговыми путями, в обязанности таможенников входил сбор подати с улова рыбы галилейских рыбаков. Таможенников, как и сборщиков податей, очень не любили, их считали грешниками, потому что в древнем Израиле существовала, выражаясь современным языком, презумпция виновности – если человек имел возможность взять лишнее, то считалось, что он это делал. У них была плохая репутация из-за их бесчестности и вымогательства.
Кроме того, их рассматривали как людей ритуально нечистых, потому что им по роду их деятельности приходилось обращаться с самыми разными людьми, среди которых могли быть и нечистые. Сборщики податей в Иудее служили римским властям, и их ненавидели, считая предателями своего народа. Некоторые их них были откупщиками: они заранее вносили в казну всю сумму податей, а потом поручали своим помощникам собрать деньги с населения. Впрочем, таких людей нигде не любили. Греческий комедиограф Аристофан, например, говорит: «Все сборщики податей, все грабители».
Этого человека звали Левий (евр. Лев`и). В некоторых рукописях его зовут Иаков. В Евангелии от Матфея рассказывается очень похожая история, но там таможенник носит имя Матфея. И, кроме того, в списке апостолов (3.16-19) есть имя Матфея, но нет Левия. Существуют разные предположения: возможно, у этого человека было два имени, а может быть, Левий – это не имя, а прозвище – «левит», если он происходил из левитского сословия, что делало его профессию еще более предосудительной, потому что от левитов, имевших право служить в Храме, ожидалась б`ольшая степень чистоты, чем от обычных людей. Возможно также, что Матфей был апостолом, а Левий был учеником, но не входил в число двенадцати.
В любом случае этот рассказ иллюстрирует две очень важные вещи: Иисус берет себе в ученики человека заведомо грешного, вызывающего у хороших людей чувство близкое к брезгливости. Кроме того, Левию есть что оставлять, ведь его должность была доходной и вряд ли он мог получить это место обратно в случае, если бы он в последствии передумал и захотел вернуться назад. Но он выбирает веру, а не уверенность в завтрашнем дне, выбирает бедность и бездомность. Как и предыдущие ученики, Левий не медлит и в ответ на призыв «Следуй за Мной» встает и уходит за Иисусом.
Ст. 15 – И вот Иисус у него дома на обеде – дословно: «И вот он у него на обеде» (в древних рукописях имена, а тем более местоимения не писались с большой буквы). Кто у кого? Вероятнее всего, Левий приглашает к себе Иисуса (так у Луки – 5.29), но в ст. 17 Иисус говорит о том, что Он призывает (а этот греческий глагол имеет второе значение «приглашать») грешников, так что вариант «И вот Левий у Него на обеде» тоже подходит.
За столом присутствовало большое количество гостей, сборщиков податей, вероятно, его коллег, а кроме того, говорится, что там было много грешников. В отличие от современного словоупотребления грешниками назывались не только люди, нарушавшие Божьи заповеди, но и те, кто имел «грешные» профессии, как, например, уже упоминавшиеся сборщики податей, пастухи <...> и другие. К грешникам относились и все члены их семейств. {J.Jeremias, Jerusalem in the Time of Jesus, p. 303-312.} Эти люди, по мнению многих, исключили себя из числа народа Божьего. С точки зрения фарисеев, к грешникам относились все люди, которые в силу тех или иных обстоятельств не могли выполнять все требования Закона Моисея так же щепетильно, как это делали они сами. Фарисеи называли их «ам-ха`арец» (буквально: «люди земли», «деревенщина»). Благочестивый человек должен был избегать общения с подобного рода людьми. Ведь грешнику так трудно раскаяться – он должен был поменять профессию, если она была «греховной», возместить в четырехкратном размере нанесенный им ущерб, что было особенно трудно сделать сборщику податей, который не мог помнить всех, с кого он за все время своей деятельности взял лишнего. И еще одно немаловажное обстоятельство: грешник должен был сам проявить инициативу в своем раскаянии.
Иисус же сидит с этими людьми за одним столом, разделяет с ними трапезу, что считалось и сейчас считается на Востоке знаком дружбы. Люди, разделившие один хлеб, с этого момента становились близкими друг другу, почти родными. Иисус не на словах, а на деле доказывает, что Бог прощает грешников, изгоев общества. Его поведение – это своего рода притча, говорящая о том, что с Его приходом исчезает деление людей на «праведных» и «грешных». И те, и другие – дети Божьи. Важно отметить, что ничего не говорится о том, что гости уже раскаялись. Таков принцип Иисуса: сначала общение, а затем раскаяние, а не наоборот.
<...>
Ст. 16 – Учителя Закона из фарисеев увидели, что Он ест с грешниками – вероятно, слово «увидели» надо понимать как «узнали», ведь фарисеи, будучи людьми благочестивыми, никак не могли находиться в одном помещении с грешниками, да и окон восточные дома не имели и выходили на улицу своей глухой стеной. Поведение Иисуса вызывает их негодование, но они обращаются не к Нему, а к Его ученикам, вероятно, чтобы своим обвинением отвратить их от Него.
Ст. 17 – Иисус отвечает пословицей о враче и больных. Нелепо предполагать, что врач будет общаться со здоровыми, вместо того, чтобы лечить больных. Иисус пришел исцелять больных и прощать грешных. Он нужен им, а не тем, которые называют себя праведными и, как им кажется, не нуждаются в исцелении и прощении.
Экскурс: Фарисеи
Фарисеи – члены религиозного движения, ставившего своей целью неукоснительное соблюдение не только Закона Моисея, но и устных отеческих преданий, а также той степени ритуальной чистоты, которая требовалась только от священников.
Этимология слова «фарисей» точно неизвестна. Большинство полагает, что оно происходит от глагола «пар`аш», «отделять» и означает «отделенный», так как фарисеи считали себя отделенными от всякой нечистоты.
Первое упоминание о фарисеях относится ко времени царя Гиркана I (около 135 г. до н.э.). Они, вероятно, были духовными наследниками благочестивых (евр. «хасид`им») Маккавейских времен. Хотя количество фарисеев было сравнительно небольшим (около шести тысяч человек), они были очень влиятельными и входили в Совет, или Синедрион (см. ком. на 14.55-56). К их мнению были вынуждены прислушиваться даже саддукеи, во многих отношениях враждовавшие с фарисеями. Учителя Закона тоже в большинстве своем были фарисеями.
Фарисеи отличались тщательным исполнением даже мельчайших требований Закона (обложение всех товаров десятиной, очистительные ритуалы, соблюдение всех праздников). Шаммай на вопрос: «Сколько у вас Тор`от (т.е. Законов)? – ответил: «Две. Одна писаная, а другая устная». Для фарисеев все сферы человеческой жизни охватывались и регулировались многочисленными предписаниями. Но их целью было приспособить древние установления к изменяющейся обстановке, ведь они верили, что Бог дал Закон раз и навсегда и учел все обстоятельства жизни. Они были убеждены, что не вводят ничего нового, а лишь раскрывают содержание древней истины.
Бог в их глазах был прежде всего Тем, кто требовал и приказывал. Его любовь к людям выразилась в даровании Закона, а ответная любовь людей осуществлялась через исполнение Его повелений. Они считали грешниками всех тех, кто не мог или не хотел соблюдать все заповеди так же тщательно, как они сами. Стремясь отделиться от всякой нечистоты, они отделялись от всех остальных. Их благочестие выражалось через отделение, отрицание. Для Иисуса же Бог был прежде всего милосердным и сострадательным Отцом, который любит все Свои создания, даже грешные и слабые, и Он пришёл прежде всего к таким людям, чтобы исцелить их и даровать прощение.
Хотя в Новом Завете фарисеи выставлены в резко отрицательном свете, надо помнить, что эти тексты отчасти идеологизированы. Главными врагами Иисуса были саддукеи, но так как ко времени написания Евангелий (особенно это касается 4-го Евангелия) после Великого восстания 66 – 70 гг. саддукеи сошли с исторической сцены, основными оппонентами христианства стали фарисеи. Во многих отношениях Иисус был близок к фарисеям. Некоторые фарисеи стали впоследствии христианами.
из лекций Павла Флоренского
(из второй книги 3-го тома 4-х томного собрания сочинений в серии ФН)
" С кем спорил Иисус Христос? Против кого ополчался? Не против грешников, не против даже духовенства, сплошь зараженного епикуреизмом. Он полемизировал с книжниками и фарисеями. Теперешнее понимание слова "фарисей" не соответствует ни Евангельскому тексту, ни историческому значению. У нас под словом "фарисей" разумеется сознательный притворщик, лицемер, обманывающий других. Но стокновение с такими людьми имело бы мало общечеловеческого интереса, не было бы никакого трагизма в том, что Иисуса Христа возненавидели бы люди дурные.
Но фарисеи были лучшею частью иудейского общества, наиболее интеллигентные и преданные интересам просвещения.
И в религиозном отношении тоже: они желали бы сделать такие выводы из закона, которые урегулировали бы всю жизнь. И как высока бы была наша жизнь, если бы мы обладали хоть бы частью их бесспорных достоинств.
А между тем Иисус Христос не саддукеев обличает, а тех, кто был образцом праведности.
И не язычников, не грешников, а тех, которые заслуживали бы всякой похвалы.
Эта борьба, переведенная на теоретическую почву, составляет содержание посланий апостола Павла, первых трактатов христианского богословия, первой теоретической обработки христианской мысли. Для христианского сознания в них характерно противопоставление фарисейства и чего-то другого. Это - центральный вопрос.
С другой стороны, понятна и в каком-то смысле оправдывается ненависть фарисеев ко Христу. Действительно, если я стараюсь исполнить закон изо всех сил, то чего же еще от меня требуют? Если бы был обличен грешник, это было бы справедливо, но если обличают меня, приложившего все усилия к исполнению закона, т.е. в конце концов подвижника, то не есть ли обличение нас попытка разрушить ту духовную ценность, которой я служу, попытка разрушить самое святыню? Здесь дело не в самолюбии фарисеев. Bся сила столкновения Иисуса Христа с ними заключается в столкновении двух праведностей: закона дел и закона благодати. Если мы говорим, что фарисеи всячески стараются соблюдать заповеди и субботу, то кто может отрицать доброту их намерений?
Если заповеди даны Богом, то кто может сказать, что это добросовестное стремление понять заповедь во всей её широте плохо? Ведь и Христос рассматривал себя как утвердителя закона и в то же время обличал наиболее ревностных его исполнителей. Как это понять?
Ответ... <В тексте пропуск> Почему ценна заповедь, суббота? Потому что дана Богом. Но представьте себе, что я забуду Бога, перестану видеть Его, любить Его как Отца, а всей душой прилеплюсь к Его словам, к самим заповедям. тогда они станут для меня злом, хотя сами по себе они - добро и не перестают быть хорошими. Тогда празднование субботы становится кумиром, потому что для человека есть только заповедь, а не веяние Силы Божией.
Поскольку утверждение это правильно, поскольку пленяешься самому себе. Тогда всякое нравственное правило и вся совокупность становятся самодовлеющими в силу того и по той причине, что именно я их признал таковыми. Таким образом, заповедь становится моим рукотворением, и человек с пути поклонения Богу становится на путь идолопоклонничества, поклонения самому себе. И чем выше предмет такого увлечения, тем оно опаснее. Чем чище живешь, тем глубже, опаснее и неискоренимее страсть поклонения себе самому. Наоборот, если случается падение, и притом падение несомненное, так сказать, лицом в грязь, тогда появляется возможность должного отношения к себе; человек перестает быть самоистуканом и ему дается возможность открыть окно, чрез которое можно сообщаться с Богом.
Все что воспринимается не в Боге и не как от Бога исходящее, есть мишура,и чем она блестящее, тем опаснее. У фарисеев мишура была очень блестящей. Ослепленные её блеском, фарисеи очень скоро отрешились от Бога, и сердце стало нечувствительным к действиям Божественной благодати. И поэтому, когда явился Сам Бог, то <фарисеи>, ослепленные идольскими изображениями, не поняли этого и возненавидели Его как разрушителя их мишурного царства. Напротив, блудницы и грешники не знали за собой никаких ценностей, а только надеялись на Бога. У них нет мишуры, поэтому они впереди идут в Царствие Небесное."