9. Преступный союз с духами (Быт 6.1–4)
Людей на земле становилось все больше. У них рождались дочери, 2 и, видя красоту дочерей человеческих, сыны Божьи1 брали их себе в жены, кому какая понравится. 3 И сказал Яхве: «Мое дыхание в человеке — не навсегда. Он всего лишь плоть, и пусть срок его жизни будет сто двадцать лет». 4 В ту пору (как и позже) были на земле исполины, ибо сыны Божьи приходили к дочерям человеческим, а те рожали от них детей. Богатыри былых времен, они прославили свое имя.
Сынами Божиими в Библии обычно именуются духовные существа (см. Иов 2.1; Пс 28.1). В свете этого толковали Быт 6 авторы апокрифов, Филон и многие Отцы Церкви (св. мч. Юстин Философ, свт. Ириней Лионский, Климент Александрийский, свт. Амвросий Медиоланский и другие). Брачный союз в символике Св. Писания нередко означает союз религиозный (см. Ос 2.16; Еф 5.25–33). Поэтому «брак» с духами может быть истолкован как символ измены людей Богу и установления ими преступного союза с духами (т. е. возникновения язычества). В Книге Еноха, апокрифическом писании II — I вв. до Р. Х., которое пользовалось большим уважением в ранней Церкви (ср. Иуд 1.6–14), сыны Бо–жии — это падшие духи, научившие людей магии и волхвованиям. (Этот мотив использован в трагедии Байрона «Небо и земля».) Исполины — по–видимому, герои древних сказаний, которые производили свой род от богов и прославились как первые языческие цари.
10. Суд Божий над падшими людьми (Быт 6.5–12)
5 И увидел Яхве, как много зла на земле от людей: все их мысли непрестанно устремлены к злу. 6 Пожалел Он, что создал на земле человека, горечью наполнилось Его сердце,7 и Он сказал: «Я смету с лица земли всех людей, которых сотворил, а вместе с ними и скот, и зверей, и птиц. Я жалею, что создал их». 8 Один лишь Ной был угоден Господу.
9 Вот рассказ про род Ноя. Среди людей того времени один только Ной был праведен и непорочен; его жизнь шла с Богом. 10 У Ноя было три сына: Сим, Хам и Яфет.
11 Омерзительна стала земля для Бога: зло ее переполнило. 12 Бог увидел, как мерзостна стала земля, какими мерзкими путями идут все.
6.6. Раскаялся — антропоморфное выражение, которое не следует понимать буквально. Оно должно указывать на живое, личностное отношение Бога ко злу, совершающемуся на земле. Растление человека, царя твари, делает природу бессмысленной, и она как бы возвращается в состояние древнего хаоса (ср. Соф 1.2–3). Повторение ст. 5 и 12 объясняется тем, что в Быт соединены два рассказа о потопе (J и Р)[20].
1…сыны Божьи… — В Иов 1:6; 2:1; 38:7; Пс 28:1; 88:7 так названы сверхъестественные существа.