III. ИСАЙЯ — ПРОРОК СВЯТОСТИ И СПАСЕНИЯ
Амос был человеком из народа, Осия происходил, вероятно, из левитов. Исайя [Память пророка Исайи Церковь празднует 9/22 мая] же выходец из аристократической иудейской семьи. Он родился в Иерусалиме ок. 765 г. и был призван на служение в 742 г. Жена его также была пророчицей (8.3). Двум своим сыновьям Исайя дал символические имена: Ше–ар–яшув и Магер–шалал–хаш–баз[68].
Книга пророка Исайи, согласно заключению, к которому пришла библейская наука, не является произведением одного автора. В ней собраны писания как самого Исайи, так и пророков его школы, существовавшей вплоть до IV в. до Р. Х. (следует помнить, что боговдохновенность какой–либо книги Библии не зависит от того, сколько авторов участвовало в ее написании).
Первая часть сборника (гл. 1–39) состоит из отдельных речей (преимущественно самого Исайи), скомпонованных не в хронологическом, а в тематическом порядке.
Вторая часть книги (гл. 40–66) относится ко времени Плена и после Плена (VI в.). См. ниже, разделы VII, VIII.
Богословие пророка Исайи может быть охарактеризовано следующими чертами:
а) Бог «свят», т. е. несоизмерим ни с какой тварью. Он требует и от людей святости, но в отношении к ним она есть посвящение себя Богу и всецелая преданность Ему;
б) Бог — Владыка истории. Он направляет все мировые события так, чтобы они служили Его замыслам. Он единственный истинный Царь Израиля;
в) вера делает человека соучастником замыслов Божиих;
г) в то же время вера должна проявляться в нравственной жизни человека как служение добру. Без этого внешняя набожность бессмысленна и оскорбляет Бога;
д) Исайя — один из первых среди пророков, кто ясно говорит о Мессии как о Личности. Он предрекает упадок дома Давидова, из которого тем не менее впоследствии произойдет Помазанник Ягве. Царство Мессии — это возвращение Едема;
е) из грешного народа Ягве выделяет для Себя Остаток (евр. шеар). «Остаток» — это те, кто останется верным Богу. Они образуют ядро народа Божия. В Новом Завете к «Остатку» будет принадлежать тот Израиль, который примет Господа (см. Рим 11.J–5);
ж) залогом сохранения «Остатка» Исайя считал неприкосновенность Иерусалима. Сколь бы ни были велики грехи народа, Бог не изменит Своему слову и через покаяние приведет избранных к Себе (ср. Рим 11.25–27).
Таким образом, одной из центральных тем Книги Исайи являются спасение и пути, которыми оно совершается.
1. Призвание Исайи (Ис 6)
В год смерти царя Ози́и я видел Господа5 — Он сидел на высоком, вознесённом престоле. Края Его одежд распростёрлись по всему Храму. 2 Возле Него парили серафимы, у которых было по шесть крыльев: двумя каждый прикрывал лицо, двумя — ноги, а на двух крыльях летал. 3 И взывали они друг к другу, возглашая:
«Свят, свят, свят
Яхве Саваоф6!
Вся земля полна славы Его!»
4 От их голоса сотрясались основания врат. Храм был полон дыма.
5 И я сказал:
«Горе мне, я погиб!
Ведь я человек
с нечистыми устами,
живу средь народа,
чьи уста нечисты.
И я вижу Царя, Яхве Воинств!»
6 Один из серафимов подлетел ко мне, держа щипцами горящий уголь, он взял его с жертвенника. 7 Он прикоснулся этим углем к моим устам и сказал:
«Это прикосновение снимает твою вину,
прощён твой грех».
8 И услышал я голос Господа5*:
«Кого Мне отправить? Кто будет Нашим посланцем?»
Я сказал: «Вот я, отправь меня!»
9 Тогда Он произнес: «Иди и скажи этому народу:
„Слушайте, слушайте —
и не понимайте!
Глядите, глядите —
и не разумейте!"
10 Помрачи ум этого народа,
сделай этих людей глухими,
сделай незрячими —
пусть глаза их не видят,
пусть не слышат уши,
пусть ум не разумеет,
чтобы они не свернули
с дурного пути,
не исцелились».
11Я спросил: «Надолго ли это, Господи5*?»
Он ответил:
«Пока города не останутся без жителей,
пока не станут дома безлюдны,
а земля не придёт в запустение.
12 Яхве изгонит людей,
и великое опустошенье
воцарится на этой земле.
13 Если останется на земле
хоть десятая часть народа,
снова нагрянет разорение!
От дуба, от могучего дерева,
когда повалят его,
остается обрубленный ствол.
А ствол этой страны —
семя святое».
6.1. 742 г. до Р. Х. — год смерти Озии. Из текста явствует, что Исайя имел видение в Храме и оно подвигло его на пророческое служение. Трон Божий означает, что один Ягве есть истинный Царь Израиля и мира (ср. Откр 4.3–11).
6.2. Серафим — мн. ч. от евр. сараф, что значит «жгучий, пламенный». Это слово только еще один раз встречается в Ветхом Завете, когда говорится о жалящих змеях (евр. ха–нахашим ха–серафим), которые напали на Израиль в пустыне (Числ 21.б). Несомненно, что «серафимы» Исайи — это олицетворение Небесных сил, предстоящих престолу Божию, подобно херувимам у Иезекииля (гл. 1). Что касается крыльев серафимов, то блж. Иероним видит здесь метафорическое выражение, означающее молниеносную быстроту движения [Блж. Иероним. Толкование на пророка Исайю, кн. III].
6.3. Свят означает, что Бог бесконечно совершенен и по существу Своему стоит превыше всякой твари. Слава (евр. кавод) — это сила Господня, действующая во Вселенной, образ Богоявления (ср. Исх 24.17, Пс 18.2). Во время видения Исайя слышал и видел духовным взором и духовным слухом. «Слышит Исайя глас Господа, хотя ничто не ударяло в телесный слух… ибо в уме тех, у кого он не развлечен и чист, какою–то неизреченною силою составляются образы, как будто они слышат в себе изглашаемое слово Божие, хотя ни воздух не передает, ни слух не принимает сих образов» [Св. Василий Великий. Толкование на пророка Исайю, VI].
6.5–7. Очистительное действие серафима показывает, что грешный человек действительно не способен созерцать Бога (эта глава Исайи положена А. С. Пушкиным в основу стихотворения «Пророк»).
6.8 Готовность пророка к служению. Здесь можно видеть характерную черту библейского Откровения. Мистик, созерцая видение, не растворяется в экстазе, его самосознание остается ясным.
6.13. Залог надежды изображен аллегорически. Как срубленное дерево может не погибнуть, но сохранить в корнях силу жизни для новых побегов, так и Израиль не будет истреблен окончательно и возродится.
2. Иудея в эпоху Исайи (2 Пар 27)
Когда Иофам стал царем, ему было двадцать пять лет. Он царствовал в Иерусалиме шестнадцать лет. Его мать — Иеруша́, дочь Цадо́ка. 2 Его деяния были угодны Яхве, он во всем поступал так же, как его отец Озия, но, в отличие от отца, он не входил в Храм Яхве. А народ по–прежнему был порочен.
3 Иофам построил Верхние ворота Храма Яхве и возвел много построек при городской стене на холме Офел. 4 Также он построил в горах Иудеи города, а в лесах — крепости и башни. 5 Он воевал с царем аммонитян и подчинил его. Аммонитяне в тот год принесли ему дань: сто талантов серебра, десять тысяч ко́ров пшеницы и десять тысяч ко́ров ячменя. Такую же дань аммонитяне принесли ему на второй и на третий год. 6 Иофам был силен, потому что прямым был его путь перед Яхве, его Богом.
7 Прочее об Иофаме, о всех его войнах и деяниях, написано в Книге царей Израиля и Иудеи. 8 Когда Иофам стал царем, ему было двадцать пять лет. Он царствовал в Иерусалиме шестнадцать лет. 9 И упокоился Иофам — был похоронен рядом с предками в Городе Давидовом. Царем после него стал его сын Аха́з.
3. Песнь о винограднике (Ис 5.1–7)
Я спою о моём Друге —
это песня о Друге и винограднике его.
У Друга моего виноградник3 есть
на плодородном холме.
2 Он оградой его обнес, от камней очищал,
посадил в нём красный виноград,
сторожевую башню воздвиг, давильню построил.
Надеялся собрать гроздья,
но ягоды — кислы!
3 «Вот, жители Иерусалима,
обитатели Иудеи,
рассудите Меня
с виноградником Моим!
4 Что можно для виноградника сделать,
чего бы не сделал Я?
Я надеялся собрать гроздья —
почему же ягоды кислы?
5 Вот, Я расскажу вам,
что Я сделаю
с виноградником Своим!
Я лишу его ограды —
пусть оберут его дочиста;
стену разрушу —
пусть вытопчут его.
6 Я отдам его на разоренье —
пусть, не подрезан и не прополот,
зарастет он
колючим терном.
А облакам прикажу
не лить на него дождь».
7 Виноградник Яхве Воинств —
это народ Израиля;
обитатели Иудеи — лоза, дорогая Ему!
Он надеялся увидеть правосудие,
а нашёл беззаконие,
надеялся праведность увидеть,
а слышит жалобы и вопли!
Песнь о винограднике полагает начало библейским притчам о винограднике как о народе Божием. Образ виноградника часто встречается в притчах и беседах Иисуса Христа (Мф 21.33–34; Ин 15.J–2). Песнь относится к раннему периоду служения пророка.
4. Бог низвергает величие царства (Ис 2.5–22)
5 Род Иакова! Придите — будем
ходить в свете Господнем!
6…Ты оставил народ Свой,
сынов Иакова.
Много у них людей с Востока,
гадатели у них —
как у филисти́млян,
чужаков — не счесть!
7 Земля этого народа полна серебра и золота,
бесчисленны сокровища его!
Земля его полна лошадей,
бесчисленны боевые колесницы!
8 Идолов полна его земля:
эти люди поклоняются собственным поделкам,
тому, что сделали своими руками!
9 Пали, унижены люди,
и Ты не простишь их!
10…Укройся в скале,
спрячься в земле
из страха пред Яхве,
из‑за блеска и величия Его!
11 Потупятся надменные взоры,
склонится гордость людская,
лишь Яхве будет высок
в тот день.
12 Это день Яхве Воинств —
против всего гордого и вознесшегося,
и высокого, и низкого!
13 Против ливанских кедров,
высоких и гордых,
и баша́нских дубов!
14 Против больших гор
и крутых холмов,
15 против любой высокой башни
и укрепленной стены,
16 против тарши́шских кораблей,
кораблей с драгоценным товаром!
17 И падет величие человека,
покорится гордость людская.
Лишь Яхве будет высок в тот день,
18 а идолы сгинут бесследно!
19 Люди укроются в скалах,
уйдут в норы, под землю,
из страха пред Яхве,
из‑за блеска и величия Его.
Поднимется Он —
ужаснётся земля!
20 В тот день возьмёт человек
золотых и серебряных идолов,
которых сделал,
чтоб им поклоняться,
и швырнет их кротам
и летучим мышам,
21 и укроется в расщелинах скал,
будет прятаться
в трещинах утесов
из страха пред Яхве,
из‑за блеска и величия Его.
Поднимется Он —
ужаснется земля!
22 Перестаньте надеяться на людей,
на тех, чья жизнь — в дыхании,
ибо что они такое?
Отрывок относится к первому периоду служения пророка. Он предрекает близкий суд над Иудеей, которая, будучи ослеплена гордыней, погрязла в идолослужении и неправде.
2.12. День Господа Саваофа — Судный день. В Библии это слово впервые встречается у Амоса (5.18–20). На языке близоруких патриотов День Господень означал победу Израиля над врагами. Но пророки — Амос, Исайя, Софония, Иоиль — показывают, что Судный день будет днем возмездия, когда смирится человеческая гордыня.
5. Бог — избавитель униженных и угнетённых. Угроза нашествия (Ис 5.8–30; 10.1–4)
5
8 Горе тем, кто приобретает дом
за домом, поле за полем!
Уже и места не осталось!
Что, лишь вам дано
жить на земле?
9 Я слышал, как Яхве Воинств
[сказал4]:
«Домов много, но они придут в запустение!
Большие, прекрасные дома
станут безлюдны.
10 Виноградник в десять це́медов
даст только бат вина,
а хо́мер посеянного зерна
принесет не больше эфы́».
11 Горе тем, кто с утра пораньше
ищет, чего бы выпить,
и просиживает допоздна,
разжигая себя вином!
12 Лиры и арфы, бубны и флейты!
Льется вино на этих пирах!
А на дела Яхве не смотрят они —
на то, что Он совершает, не глядят.
13 И вот, за свое неразумье
в изгнанье идёт народ мой!
Страдает от голода знать,
простой люд измучен жаждой.
14 И вот разверзся Шео́л,
широко распахнул свою пасть:
туда сойдут и вельможи,
и люд простой,
все, кто шумел и ликовал.
15 Пали, унижены люди,
потупили взор гордецы.
16 Яхве Воинств
справедливостью Своей возвеличен!
Святой Бог Своим правосудием показал, что Он свят.
17… Здесь, словно на пастбище,
будут пастись овцы;
ягнята будут пищу искать
на разорённой земле.
18 Горе тем, кто на веревках лжи
тащит за собою зло,
впрягшись в грех, как в телегу!
19 Они говорят: «Ну же,
пусть дела Его
станут видны побыстрее,
мы хотим на них посмотреть!
Пусть же придёт и свершится то,
что предрёк Святой [Бог] Израиля,
вот тогда мы убедимся!»
20 Горе тем, кто зовёт зло добром,
а добро называет злом,
свет подменяет тьмою,
а тьму — светом,
сладость подменяет горечью,
а горечь — сладостью!
21 Горе тем, кто мудр
в собственных глазах,
кто сам считает себя мудрецом!
22 Горе тем, кто богатырь —
как пить вино,
и герой — как пить брагу
с приправами!
23 За взятку оправдывают злодея,
а кто прав, тот уходит ни с чем!
24 Поэтому, как пламя
сжигает солому 7,
как горит в огне сухая трава,
так обратится их корень в гниль,
а цветы их, как пыль, улетят.
Ведь они отвергали
Закон Яхве Воинств,
они пренебрегали словами
Святого Бога Израиля!
25 И разгневался Яхве
на Свой народ,
простер руку — нанёс удар!
Содрогнулись горы,
и трупы лежат
на улицах, словно отбросы.
Но и на этом не утих Его гнев,
рука Его ещё простерта!
26 Поднимет Он знамя,
призывая далёкий народ,
свистнет, призывая тех,
кто живёт на краю земли,
и они примчатся быстро, легко!
27 Ни один из них не устанет, не споткнётся,
никто не уснёт, не задремлет;
ни у кого не ослабнет повязка на бёдрах,
не лопнут ремни на сандалиях.
28 Их стрелы остры, натянуты луки,
копыта коней кремню подобны,
колёса — словно вихрь.
29 Раздаётся их львиный рык,
рычанье молодых львов;
с рёвом добычу схватив,
уносят — никто не спасёт!
30 Их рёв над добычей в тот день
будет как рёв морей.
Взглянув на землю,
увидишь тьму и скорбь,
и тучи закроют свет.
10
Горе тем, кто злые законы издаёт,
тем, чьи указы страданье несут!
2 Лишают бедняков правосудия,
отказывают в справедливости обездоленным сынам народа Моего!
Отбирают добро у вдов, грабят сирот!
3 Что вы будете делать в тот день,
когда кара на вас падёт,
когда буря прилетит издалека?
К кому за помощью побежите,
где спрячете свои богатства?
4 На колени станете, пленные,
или падёте, мёртвые!
Но и на этом не утих Его гнев,
рука Его ещё простёрта.
Культу силы библейские пророки противопоставляют величие духа «бедных» и «кротких», которые находятся под особым покровительством Божиим. Эта мысль выражена в псалмах школы Исайи (Пс 24; 26)
5.26–30. Пророк изображает непобедимое войско ассирийцев, в ту эпоху стремившихся к господству над всем Востоком. О том, что Ассирия станет орудием Небесного гнева, пророк говорит во многих местах книги.
Также о пророке Исайе читаем здесь: книга Вестники Царства Божия, гл.4
1Этот стих — обращение к Иерусалиму.
2…кто записан в число живых. — Ср. упоминание о «списке живых» в Пс 68:29; быть вычеркнутым из этой Книги означает умереть или, по крайней мере, лишиться благ, обещанных израильскому народу.
3 В синодальном переводе
1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучнённой горы,
2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,
6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль.
4 В переводе РБО-2011 поставлено "поклялся". И "сказал" и "поклялся" добавлено переводчиками. А евр. оригинале слова нет. Не ясна логика переводчика, поставившего последний вариант. У нас в тексте вариант син. - "сказал". (прим. didahe)
5 Здесь в оригинале: Адонай - Господин, Владыка
6 Яхве Саваоф – Ягве Сил, Ягве Воинств (небесных)
7 В пер. РБО-2011 стоит слово "стерня" ( "жнивьё, остатки (нижняя часть) стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая"), непонятное современному городскому человеку. Мы ставим взятое из син. пер. "солома". (прим. didahe)