Рекомендую посмотреть эту беседу об основных местах книги Исайи Иерусалимского (1-39 гл. Ис)
6. Универсальная миссия Сиона
(Ис 2:1–4)
Видение Исайи, сына Амоца, об Иудее и Иерусалиме.1
2 Так будет в последние дни:
гора, на которой — Храм Яхве,
будет стоять выше всякой горы,
превыше всех холмов.
Стекутся к ней все народы,
3 соберется множество племен,
и скажут они друг другу:
«Пойдемте, взойдем
на гору Господа,
в Храм Бога Иа́кова.
Он укажет нам стези Свои,
чтобы шли мы по Его путям».
Закон придет с Сиона,
слово Господа — из Иерусалима.
4 Разберет Он споры народов,
многие племена рассудит.
Перекуют мечи на лемехи плугов,
а копья — на садовые ножи.
И не пойдёт уже с мечом
народ на народ,
и не станут впредь изучать
ремесло войны.
В более полном виде пророчество о горе Сионской включено также и в Мих 4.1–5. Толкователи полагают, что это часть пророческого гимна, который пели в Храме, а впоследствии вставили в Книги Ис и Мих. Пророчество предрекает обращение к истинному Богу «многих народов» «в последние дни», т. е. в эсхатологическую эпоху. Выйдет закон (ст. 3) — буквально «выйдет тора», т. е. божественное учение, наставление.
7. Поход сирийских и израильских войск против Иудеи
(735—734 гг.) (2 Пар 28.1, 4–19)
Когда Ахаз стал царем, ему было двадцать лет. Он царствовал в Иерусалиме шестнадцать лет. Не творил он дел, угодных Господу, не брал пример со своего предка Давида, 2 а шел по пути царей Израиля и даже делал литые статуи Ваалов.
4 И в капищах, и на холмах, и под каждым деревом ветвистым он закалывал и сжигал жертвы.
5 Сначала Яхве, его Бог, отдал Ахаза в руки арамейского царя: арамеи разбили его и увели много пленников в Дамаск. Потом Яхве отдал Ахаза в руки израильского царя: тот устроил страшное побоище. 6 Пе́ках, сын Рема́лии, за один день перебил из иудеев сто двадцать тысяч человек, могучих воинов. Они оставили Господа, Бога своих отцов! 7 3ихри, богатырь из ефре́млян, убил царского сына Маасею, дворцового управителя Азрика́ма и Элкану́, второго человека в государстве после царя.
8 Израильтяне взяли в плен у своих родичей двести тысяч женщин и детей, награбили много добра. Добычу они отвезли в Самарию. 9 А там был пророк Божий по имени Одед. Он вышел на встречу войску, возвращающемуся в Самарию, с такими словами: «Гнев Господа, Бога ваших отцов, обрушился на иудеев, поэтому Яхве отдал их в ваши руки! Но вы убивали их с такой яростью, что она достигла небес! 10 А теперь вы собираетесь жителей Иудеи и Иерусалима сделать своими рабами и рабынями? Разве на вас самих нет грехов перед Господом, вашим Богом? 11 Слушайте, что я вам скажу! Отпустите из плена своих собратьев, ибо вы навлекаете на себя гнев Господень!»
12 Несколько предводителей ефремлян — Азария, сын Иехоханана; Бере́хия, сын Мешиллемо́та; Езеки́я, сын Шаллу́ма, и Амаса́, сын Хадла́я — тоже стали обвинять тех, кто вернулся с войны: 13 «Вам не нужно было приводить сюда этих пленных, — сказали они, — чтобы на нас не легла вина перед Господом. Вы хотите увеличить число наших грехов и провинностей! Но вина наша и так велика, Яхве и так в гневе на Израиль!» 14 Вернувшиеся из похода передали пленников и награбленное добро вельможам и всей общине. 15 Были поименно назначены люди, которые позаботились о пленных. Из военной добычи выделили одежду для тех, кто был раздет. Они одели их, обули, накормили, напоили, смазали раны, ослабших посадили на ослов и отвели пленных в Иерихон, Город Пальм, откуда было недалеко до их родичей, а сами вернулись в Самарию.
16 В это время царь Ахаз послал к ассирийским царям за помощью. 17 Эдомитяне вновь напали на иудеев, разгромили их и увели пленников, 18 в то время как филистимляне продолжали разорять иудейские города в предгорьях и в пустыне Не́гев. Они захватили Бет–Шемеш, Айялон, Гедеро́т, Сохо вместе с селениями вокруг него, Тимну́ и Гимзо́ вместе с селениями вокруг них — и сами поселились в этих городах. 19 Яхве так унизил Иудею из‑за Ахаза, царя Израилева1, который развратил Иудею, сделал её неверной Господу.
1…царя Израилева… — См. прим. к 17:1. Здесь и еще в нескольких местах (21:2, 4; 28:19) автор называет Иудейское царство Израилем, видимо, подчеркивая таким образом, что именно Иудея была наследницей единого Израиля.
8. Пророчество об Эммануиле (Ис 7.1–16)
В дни царя Иудеи Аха́за, сына Иофа́ма, сына Ози́и, царь Ара́ма Реци́н, вместе с царем Израиля Пе́кахом, сыном Рема́лии, пошёл войной на Иерусалим — но победы не добился.
2 Когда людям Дави́дова дома8 возвестили, что войско Арама уже стоит в земле Ефре́ма, их сердца и сердца всего народа затрепетали, как деревья в лесу при порыве ветра.
3 Тогда Яхве сказал Исайе: «Иди, с твоим сыном Шеа́р–Яшу́вом9, и встреть Ахаза на дороге к полю Белильщика — там, где начинается водоток Верхнего пруда. 4 Скажи царю: „Слушай внимательно! Сохраняй спокойствие, не бойся, не падай духом из‑за того, что загорелись гневом эти две дымящиеся головешки — Рецин с араме́ями и сын Ремалии! 5 Да, арамеи — вместе с ефре́млянами и сыном Ремалии — замыслили против тебя злое. Они думают: 6 ,Вторгнемся в Иудею, запугаем их и подчиним, а царем над ними поставим сына Тавеа́ла!'
7 Но Владыка Яхве говорит:
не получится, не будет так!
8 Над Арамом властвует Дамаск,
а над Дамаском — Рецин.
Пройдет шестьдесят пять лет —
и исчезнет народ ефремлян!
9 Над Ефремом властвует Самария,
а над Самарией — сын Ремалии.
Если ваша вера не тверда,
нетвердо стоите вы!"»
10 И еще сказал Яхве Ахазу: 11 «Проси знак у Господа, Бога твоего, — хоть снизу, из Шеола, хоть сверху, с высот». 12 Но Ахаз ответил: «Не буду просить, не хочу испытывать Господа».
13 Тогда Исайя сказал: «Слушайте, люди дома Давидова! Мало вам, что вы людям в тягость, — теперь хотите быть в тягость еще и Богу моему? 14 Но Яхве Сам даст вам знак.
Смотрите, Юная10 зачала — и родит сына, и назовет его Эммануи́л11. 15 К тому времени как он начнет отличать хорошее от плохого12, его пищей станут сливки и мед13. 16 И еще до того, как он научится отличать хорошее от плохого, земли тех двух царей, которых ты боишься, станут безлюдны.
Эта глава является прозаическим отрывком из летописи. Описываемые события относятся к войне 735—734 гг. Рецин, царь Сирии (Дамаска), и Пеках (син. пер Факей), царь Израиля (Ефрема), заключили союз против Ассирии. Иудея отказалась войти в коалицию. Когда же иудейский царь умер и на престол вступил его сын, двадцатилетний Ахаз, сирийцы и ефремляне двинулись на Иерусалим. Они поставили себе целью свергнуть дом Давидов и передать власть своему ставленнику. Пророк Исайя видел в союзе против Ассирии проявление маловерия. Дело Ахаза он считал правым.
7.3. Исайя и сын его Шеар–ясув нашли царя, занятого осмотром оборонительных сооружений.
7.9. Если вы не верите… (син. пер) Более точный перевод: «Если вы не уверуете, то не устоите».
7.10–12. Пророк призывает Ахаза довериться помощи Божией. Пророк предлагает царю ждать знака от Бога, который укрепил бы его веру. Но у царя были свои планы. Он надеялся на помощь ассирийцев и отказался просить знамения
7.14–15. Первое мессианское пророчество Исайи (читается в церкви в навечерии Рождества Христова и на вечерне праздника) имеет двоякий смысл: 1) исторический, буквальный: за тот срок, пока будет зачато, родится и придет в разум некое Дитя, враги Иерусалима будут повержены; 2) прообразовательный: связан с верой пророка в особое предназначение рода Давидова. Для него рождение Младенца есть знак неотменимости обетования. Дом Давидов устоит, и Бог посетит Свой народ (Еммануил значит «с нами Бог»). Многие толкователи считают, что Исайя имел в виду не простое рождение Младенца, но чудесное. Мф 1.22–23 прямо относит это пророчество к рождению Христа от Девы. В переводе LXX евр. слово алма (означающее и деву, и просто молодую женщину) передается словом партенос (дева). Однако мысль о рождении Мессии от Девы не вошла в сознание ветхозаветного человека. В народных представлениях о Мессии во времена Христа сверхъестественному рождению не было места (См. блж. Иероним. Толкование на пророка Исайю, кн. III.)
9. Неверие царя (4 Цар 16.7–9; 2 Пар 28.22–25; 4 Цар 16.2–4)
Царь Ахаз не поверил пророку и решил прибегнуть к помощи ассирийцев.
7 И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня.
8 И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.
9 И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.
22 В это трудное время царь Ахаз всё больше и больше нарушал верность Яхве. 23 Он приносил жертвы богам Дамаска, которые нанесли ему поражение, и рассуждал так: «Боги арамейских царей пришли своим людям на помощь! Я буду приносить им жертвы, и они станут помогать мне». Но эти боги принесли гибель Ахазу и всему Израилю.
24 Ахаз собрал и унес из Божьего Храма всю утварь, затворил двери Господнего Храма и стал воздвигать жертвенники на каждом углу в Иерусалиме; 25 в каждом городе по всей Иудее он сооружал капища и там он приносил жертвы чужим богам. Так он оскорблял Яхве, Бога своих отцов.
2 Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид, отец его,
3 но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,
4 и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом.
10. Ассирийская угроза (Ис 7.17–20; 8; 4 Цар 16.10– 18)
Узнав о поступке царя, Исайя предрекает ассирийское нашествие на Иудею.
17 И тебе, и твоему народу, и роду твоему Яхве пошлет такие дни, каких не бывало с тех пор, как Ефрем отделился от Иуды, — придет царь ассирийский!»
18 И будет в тот день:
свистнет Яхве — призовет мух, что живут
у дальних рукавов Нила,
и пчел из земли ассирийской.
19 Прилетят они,
опустятся в долинах,
заполонят расщелины скал,
кустарник покроют,
сядут у водопоев.
20 В тот день Яхве пошлет на вас
лезвие, нанятое за Рекой14, —
царя ассирийского! —
и сбреет вам волосы на голове и на ногах,
и бороды тоже обреет.
8
Яхве сказал мне: «Возьми дощечку побольше и начертай на ней писцовой палочкой, орудием человеческим: „Маге́р–Шала́л–Хаш–Баз15". 2 И Я призову надежных свидетелей: священника Урию и Заха́рию, сына Иевере́хии».
3 Я лег с пророчицей; она забеременела и родила мне сына. Яхве сказал мне: «Назови его Магер–Шалал–Хаш–Баз. 4 Еще до того как этот мальчик научится говорить „отец"и „мать", богатства Дамаска и добычу из Самари́и понесут перед царем ассирийским!»
5 И еще сказал мне Яхве:
6 «За то, что этот народ пренебрег
медленными водами
потока Шило́ах
и радуется Реци́ну
и сыну Рема́лии —
7 за это Яхве пошлет на него воды большой
и могучей Реки —
царя ассирийского
во всей его мощи!
Переполнены будут все русла,
затоплены все берега!
8 Придет потоп, захлестнет Иудею,
поднимется по самое горло.
Его крылья будут простерты
над всей твоей страной,
Эммануил!»
9 Знайте же, народы, и трепещите,
внемлите, дальние страны!
Готовьтесь к бою, трепещите,
готовьтесь к бою, трепещите!
10 Совещайтесь, но рухнут
замыслы ваши,
сговаривайтесь —
ничего не выйдет,
ибо с нами Бог!
11 Так сказал мне Яхве, который взял меня Своей рукой и велел мне не ходить по пути этого народа. Он сказал:
12 «Не все заговором считайте,
что считает заговором
этот народ.
И того, чего он боится,
вы не бойтесь, не страшитесь.
13 Чтите святость Господа Воинств,
Его бойтесь, Его страшитесь!
14 Он будет святыней —
и камнем преткновенья,
камнем, о который споткнутся
оба изра́ильских царства.
Будет Он сетью, ловушкой
для жителей Иерусалима!
15 И многие споткнутся,
упадут, разобьются,
попадутся, пойманы будут.
16 Обвяжи свидетельство это,
запечатай это наставленье,
пусть будет оно
у моих учеников!»
17 Я буду надеяться на Господа,
хотя Он лицо Своё скрыл от сынов Иакова.
На Господа я буду уповать!
18 Вот я и дети,
которых дал мне Яхве.
Мы — знаки и знамения Израилю16
от Яхве Воинств, обитающего
на горе Сион.
19 Вам скажут: «Обратитесь за советом к тем, кто вызывает мертвых и духов–ведунов, к тем, кто шепчет и бормочет. Ведь всякий народ вопрошает своих богов — ради живых просит у мертвых 20 наставления и свидетельства».
Вам непременно так скажут. Но в таких словах нет силы.
21…Будут они скитаться, терзаемые
отчаяньем и голодом.
Голодные, в ярости,
проклянут они царя и Бога.
Ввысь посмотрят они,
22 землю взглядом окинут —
всюду горе и мрак,
гнетущая тьма.
В темноту изгнаны они!
Но не будет
для угнетенных тьмы!
Также об этом читаем "Вестники Царства Божия"
1 2:1 Возможно, этот подзаголовок относится ко всей совокупности глав 2 — 12 (следующий подзаголовок — «Пророчество о Вавилоне» — в 13:1)
2Этот стих — обращение к Иерусалиму.
3…кто записан в число живых. — Ср. упоминание о «списке живых» в Пс 68:29; быть вычеркнутым из этой Книги означает умереть или, по крайней мере, лишиться благ, обещанных израильскому народу.
4 В син. пер «1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.
У Возлюбленного моего был виноградник»
5 Не ясна логика переводчика, поставившего это слово
6 Здесь в оригинале: Адонай - Господин, Владыка
7 Яхве Саваоф – Ягве Сил, Ягве Воинств (небесных)
8…Дави́дова дома… — Это выражение может обозначать как основанную Давидом династию, так и все Иудейское царство
9Шеа́р–Яшу́в — «говорящее» имя, означающее «остаток вернется».
10…Юная… — В еврейской Библии алма́ («молодая женщина», «девушка»), в греческой Библии — парте́нос («девственница»). В христианской традиции это место понимается как пророчество о рождении Мессии (Эммануила) от Девы.
11Эммануил — евр. «с нами Бог».
12К тому времени как он начнет отличать хорошее от плохого… — Т. е. к тому времени, как мальчик подрастет.
13…его пищей станут сливки и мед. — В стране наступит изобилие.