Бог: какой Он? Свойства Божии.
Что вы думаете о Боге? Кто Он?
Каким Вы представляете Его себе?
У разных людей представления о Нём разные, и иногда очень экзотические.
Если мы хотим узнать, какой Он на самом деле, то стоит обратиться к тому, что Он Сам говорит нам о Себе, то есть к Его Слову - Библии.
Во-первых, Библия говорит, что
Он Один (Единый)
Как-то раз к знаменитому проповеднику из Назарета, Иисусу, сыну плотника, подошёл один человек и спросил:
- Какая первая из всех Божиих заповедей?
Господь Иисус ему ответил:
первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей этих заповеди нет.
Итак, мы видим, что в первую очередь, Учитель говорит о Единстве Бога, о том, что есть только Один Бог.
Он цитирует Пятикнижие Моисеево (с которого начинается Ветхий Завет), эти слова - "Господь Бог наш есть Господь единый" - взяты из их книги Второзакония 6:4.
С откровения о том, что Бог один и только Ему надлежит поклоняться начинается история Народа Божия. Эта история началась с человека по имени Авраам. Он жил в языческом мире, где все племена и народы исповедовали язычество, т.е. общались со множеством богов и духов.
«Одни рассматривали Божество как безликую Силу, разлитую в мироздании, другие ставили рядом с Ним второстепенных богов, третьи верили в два высших начала: злое и доброе. Некоторые мудрецы (в Греции и Индии) утверждали, что Бог в Своей сущности непостижим, а язычество приписывало богам человеческие свойства, даже низменные страсти. Только в Ветхом Завете открывается единый Бог, превосходящий всё бытие, сокровенный и несоизмеримый с человеком и природой, но в то же время Он —
Бог Живой,
личностный,
изливающий Свою любовь на творение.» [1]И вот именно такой Бог открыл одному человеку Себя, и завещал Аврааму, что бы он передал это знание своим потомкам, а его потомками станет весь Народ Божий, Церковь Ветхозаветная, а потом и Церковь новозаветная, Христианская.
Авраам принимает у себя Бога, пришедшего к нему в образе трёх странников (трёх ангелов). Художник К.Маркович
Об Аврааме далее мы будем подробно говорить в одной из следующих тем.
С этого же утверждения начинается Символ христианской веры:
Верую во Единого Бога...
Об этом говорит первая заповедь Закона Божия, данного на г. Синай через пророка Моисея:Я ГОСПОДЬ, твой Бог, который вывел тебя из Египта, из неволи.
Не должно быть у тебя других богов наряду со Мною. (Исход 20)
Следующее, что мы можем сказать о Боге, это то, что
ОН ВСЕБЛАЖЕННЫЙ
Слово "блаженство" означает высшую степень счастья. В Боге, в Его собственной внутренней жизни - вся гармония, вся радость, все возможности и все силы для исполнения этих возможностей.
Он есть Жизнь; вся полнота Жизни, какая только возможна.
"Жизнь Бога есть гармоническое единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно, в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его <блага> обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство" [39].
"... блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс. 15, И). <Десница - правая рука>
"Блаженным" называет Бога и апостол Павел (1 Тим. 1: 11; 6: 15).
Бог невидимМихаил Юрьевич Лермонтов пишет в стихотворении, созданном, когда он был в заточении:
Когда волнуется желтеющая нива,И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, --
Тогда смиряется души моей тревога,Тогда расходятся морщины на челе, --
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога. [2]Каким образом герой видит Бога? Разве Его можно увидеть? Разве Он неневидимый? Давайте об этом задумаемся...
Вспомним, что вторая заповедь Моисеева говорит:
Не делай изваяний — никаких изображений того, что вверху на небе, или того, что внизу на земле, или того, что в воде, ниже земли. (Исход, 20)
Потому Его и нельзя изобразить, что Он не обладает материальным телом (это изменится, когда Бог воплотится в Иисусе Христе и такое тело обретёт. Поэтому теперь изобразить Бога в Лице Иисуса Христа можно). Но Бог до воплощения невидим не только глазами (как невидим воздух, или радио-волна), но Он вообще не состоит из материи (из атомов и молекул). Он не честь физического мира, он не частица и не волна. Он не обладает никакой материальностью.
Бог есть Дух
В Библии мы читаем историю, как к уставшему, и севшему отдохнуть у колодца Назаретскому Учителю подошла женщина. Она была самарянка.
Самаряне отличались от иудеев тем, что поклонялись Богу не в Иерусалимском Храме (Доме Божием), а в другом месте (у них была священная гора Гаризимм).
И вот женщина спросила Того, в Ком увидела Божественную мудрость:
Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Библия, Иоан.4:20-21,23-24)
Что это означает - Бог есть Дух?
Говоря, что Бог есть Дух, мы тем самым утверждаем, что:
1) естество Божие невещественно, Богу не присуща даже самая тонкая материя.
2) Божественная природа непричастна ни малейшей сложности[25].
По словам одного из великих отцом Церкви, св. Григория Нисского,
"Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна, несложна"[26].
Понятие несложности или простоты означает:а) отсутствие элементарного состава. Божественное естество не допускает даже мысленного разделения на части. Божественные свойства невозможно рассматривать как некие части Божественного естества. В Боге нет дистанции между самой природой и ее свойствами. Бог не только обладает разумом, премудростью или любовью, подобно человеку.
Он весь есть разум, весь есть премудрость, весь есть любовь;
все эти качества в существе Божием непостижимым для нас образом сливаются в совершенное единство и тождество[27], разделяясь только в нашем умопредставлении.
б) в простой природе не может быть каких-либо противоположных сторон или тенденций, которые также вводят сложность.
3) Бог для Своего существования не нуждается в месте, Он не имеет пространственной протяженности, а следовательно объема и формы, так как любую протяженную вещь можно, по крайней мере мысленно, разделить на части.
4) Божественное естество внутренне едино, просто, самотождественно и не допускает какого-либо изменения.
5) Господь говорит о поклонении Богу как Духу, следовательно, слово "Дух" означает существо живое, свободно-разумное, так как существо безличное не может быть предметом религиозного поклонения.
Таким образом, из рассматриваемых слов Спасителя следует, что1. Бог есть существо свободно-разумное;
2. Он обладает совершенно простой, неограниченной, лишенной всякой материальности сущностью.»[3]
Говоря, что Бог существо свободное и разумное, мы хотим сказать, что
Он - Личность.
Современный епископ Каллист (Уэр) пишет:"В Символе веры не сказано: «Верую, что Бог существует», но сказано: «Верую во единого Бога». «Вера, что» и «вера в» отличаются между собой решающим образом. Я могу верить, что кто-то или что-то существует, однако эта вера не имеет никакого практического значения для моей жизни. Я могу открыть телефонный справочник на фамилию Уиган и просмотреть все имена, указанные на данной странице; и по прочтении я готов поверить, что некоторые (или даже большинство) из этих людей действительно существуют. Но лично никого из них я не знаю, с Уиганом никогда даже не встречался, и поэтому моя вера в то, что они существуют, не имеет для меня никакого особого значения.
С другой стороны, когда я говорю горячо любимому другу: «Я верю в тебя»,— то совершаю гораздо больше, нежели просто выражаю убежденность в том, что этот человек существует. «Я верю в тебя» означает: я обращен к тебе, я полагаюсь на тебя, я полностью доверяю тебе и я надеюсь на тебя. Именно это мы говорим Богу в Символе веры.
Вера в Бога, таким образом, абсолютно не похожа на то, что называется логической очевидностью, с которой мы воспринимаем евклидову геометрию. Бог не есть вывод по результатам мыслительного процесса, не решение математических задачи. Верить в Бога не принимать возможность Его существования на основании того, что некий теоретический довод «доказал» нам, но это значит верить в Того, которого мы знаем и любим.
Поскольку вера не есть логическая очевидность, а личное отношение, и поскольку это личное отношение настолько несовершенно в каждом из нас и нуждается в постоянном развитии, вера никоим образом не может существовать об руку с сомнением. Но два эти понятия не являются взаимоисключающими. Вероятно, есть такие люди, Божьей милостью сохраняющие всю свою жизнь младенческую веру, которая позволяет им безропотно принимать всё, чему их научили. Однако для большинства живущих сегодня на Западе такое отношение просто невозможно. Мы должны сами кричать: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Еванг. от Мк. 9:24). Для многих из нас это напомнит молитву, постоянно возносимую нами вплоть до врат смерти. И в то же время сомнение само по себе не есть недостаток веры. Оно может означать обратное: то, что наша вера жива и непрестанно растёт. Поскольку вера значит не пресыщение, а риск, не бег от незнания, а уверенное продвижение на встречу ему. Касательно этого вопроса каждый православный христианин с готовностью примет как свои слова епископа Д. Робинсона: «Акт веры есть постоянный диалог с сомнением». И как правильно говорит Томас Мертон: «Вера — это источник вопрошания и борьбы, пока она не станет источником уверенности и мира».
Таким, образом, вера означает личное отношение с Богом, отношение несовершенное и неуверенное, однако не менее реальное. Бога познавать надо не как теорию или отвлеченный принцип, но как Личность. Знать личность — гораздо больше, чем знать факты об этой личности. Знать личность — это, по сути, любить её. Не может быть истинного осознания другой личности без взаимной любви. Мы ничего по-настоящему не знаем о тех, кого ненавидим.
Вот два пути свидетельствования о Боге, Который превосходит наше понимание:
Он есть Личность, и Он есть Любовь.
И это два основных пути говорения о Боге. Именно через личную любовь мы входим в тайну Бога. Как сказано в сборнике «Облако незнания»: «Его можно возлюбить, но не помыслить. Любовью Его можно поймать и удержать, но мыслью — никогда». [4]В библейские времена не было термина, самого такого термина "личность. Поэтому Священное Писание (Библия) выражает ту же самую истину по другому. Она говорит нам, что
Бог живой
Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. (Библия, книга Даниила, 14:25)
В отличии от неодушевлённых предметов, с живым возможно общение
С Ним возможно общение
Бог через пророка Исайу говорит: (Ис 53: 11 )
На подвиг души Своей Он <речь идёт о Мессии> будет смотреть с довольством;
чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой,
оправдает многих
и грехи их на Себе понесёт.Что за "познание", которое здесь упоминается?
В Библии нет слова «религия»; она учит о «познании Бога» (Ис 53:11), Который говорит с верными, [1]
Бога нельзя определить, дат Ему единственное, точное и абсолютно-ясное определение.
Потому что Он, как мы говорили выше, прост. А самым простым вещам нельзя дать определение. Их можно только почувствовать в непосредственном опыте.
Нос Ним можно встретиться.
В эпоху Ветхого Завета (д.е. до прихода в мир Мессии-Христа) Он говорит с людьми через Своих избранников, пророков.
В лице Мессии (Христа) Бог пришёл в мир САМ. И теперь (а мы живём уже в эпоху Нового Завета) с Богом (через Иисуса Христа) может говорить каждый человек. Бог стал человеком, что бы каждый из людей получил через общение с Воскресшим Христом доступ к Богу.
Как мы можем общаться с Богом?
Общение с Ним называется словом
МОЛИТВА
А как Он может обратиться к нам? Отвечает Он нам или нет?а. Личный опыт (частное откровение)
Разные люди по разном чувствуют, как Бог принимает участие в их жизни, говорит с Ними , отвечает на их молитвы, показывает им что-то или даёт почувствовать Своё присутствие. Кто-то это чувствует очень хорошо, кто-то меньше, кто-то не чувствует вовсе, но это может значить, что подходящий момент, когда Бог хочет заговорить с человеком, ещё не наступил.
б. Универсальное Откровение (Св. Писание и Св. Предание)Кроме личного опыта, который мы назвали частным откровением, Бог открывается, открывает Себя всем людям, кто бы они ни были и где бы они не жили. Он говорит с ними через Своё Откровение, которое записано в Священном Писании, которое мы называем Словом Божиим.
(Оно было записано не сразу, а первоначально передавалось в виде устного предания в среде Народа Божия. Да и сейчас не всё самое важное записано на страницах Библии, а продолжает храниться в Церкви в виде Священного Предания. Что это такое - мы поговорим позже, в одной из специально посвящённых этому тем в нашем курсе Основ христианской веры)
Бог Всеведущий. Бог всё знает
"Свойство всеведения означает, что "Бог... знает всё" (1 Ин. 3: 20). Божественное всеведение включает в себя:
1) совершенное самосознание, знание Самого Себя:
"Дух все проницает, и глубины Божии ... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия" (1 Кор. 2, 10-11).
"Ничто во всем творении не может быть скрыто от Бога, всё предстаёт нагим и без прикрас перед глазами Того, кому мы должны дать отчёт." (Евр. 4, 13, пер. РБО-2011).
Совершенное знание о делах предполагает и знание будущего:
"Ему известно было всё прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении" (Сир. 23: 29).
Человек узнаёт что-то, увеличивая своё знание с течением времени. Бог не увеличивает Своё знание. Он знает всё обо всём изначально.
Священное Писание говорит, что все дела ведомы Богу "от вечности" (Деян. 15, 18).[3] (т.е. Он всё знал ещё до начала времён)"
**
Всеведение Божие распространяется не только на предметы во Вселенной. Он также знает всё о внутреннем мире каждого человека. Причём знает лучше, чем сам человек знает себя.
Библия говорит об этом так:
Бог больше сердца нашего и знает всё. (Библия, 1 Иоан. 3:20)
Более того, Бог знает не только все в настоящем, Он также знает будущее и прошлое. Бог создал время, но
Сам Он вне времени
Поэтому будущее и прошлое для Него также открыто, как и настоящее. Это трудно вообразить, но это так.
Как Вы себя чувствуете, понимая, что Бог всё о Вас знает?
С одной стороны это значит, что я у Него всегда на виду. Даже тогда, когда я не хотел бы, чтобы кто-либо меня видел.
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. (Библия, Мк 4:22)
Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (Библия, Ин. 3:19-21)
Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если же исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (Библия, 1-Иоан. 1:5-9)
"Поэтому перед Богом бесполезно оправдываться, что-то скрывать, сваливать свои проступки на кого-то еще. Перед Богом нужно просто признать свою вину честно и открыто. И тогда человек получает прощение и очищение, потому что Иисус Христос пролил Кровь Свою на кресте за наши грехи, и Он прощает нас, когда мы раскаиваемся в них.
Однако, в том, что Бог все знает о нас, есть ещё и другая сторона. Это значит, что Он нас понимает, как никто другой. Поэтому Он никогда не осудит нас несправедливо. Он видит не только наши действия, но Он знает наши желания, наши побуждения. Он понимает, что мы чувствуем, о чем переживаем, о чем мечтаем. Он знает наши слабости, наши недостатки. И, тем не менее, Он нас любит. Любит нас такими, какие мы есть. Разве это не прекрасно? Разве есть ещё кто-то, кто мог бы нас настолько понимать и принимать?"[5]
Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. (Библия, 1 Кор. 4:5)
Бог Вездесущий. Бог находится везде
Нет такого места, где бы Его не было. Это качество уникально, и его имеет только Бог.
Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его?- говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю?- говорит Господь. (Библия, Иер.23:24)
Бог не просто где-то далеко "на небе". Он здесь, везде. Поэтому Он может лично присутствовать с каждым человеком одновременно.
Рассказывают об одной истории, которая произошла в советские времена. Атеисты проводили публичный диспут с целью доказать, что Бога не существует. И вот во время этого диспута они задали вопрос присутствующей группе верующих.
- Скажите, вот вы говорите, что Бог Вездесущий, Он везде находится. Если это так, то где же тогда находится дьявол?
Этот вопрос оказался действительно каверзным, так что верующим пришлось по настоящему задуматься, что же им сказать. И вот один из них наконец ответил так. Он обратился к атеистам и спросил:
- Скажите, а вы имеете в сердцах ваших Бога?
- Нет, нет, нет,- замахали головами атеисты.
- Но вот там, значит, и есть место для дьявола.
Этот ответ, конечно, далеко не исчерпывающий, хотя в той ситуации он был как раз подходящим. На самом же деле вездесущность Бога невозможно до конца ни понять, ни объяснить. Просто потому что мы живем в трехмерном пространстве, и для нас невозможно вообразить существование жизни вне пространства. Но ведь Бог - это Творец всего,Он создал и время, и пространство.
И Он выше всех этих физических законов. Ведь Он их Создатель. Поэтому на вопрос о том, как Бог может находиться там, где уже кто-то находится, невозможно на самом деле до конца ответить.
Важнее другое: как вездесущность Бога влияет на мою жизнь?
С одной стороны это означает, что Бог всегда присутствует рядом со мной. Поэтому я всегда подотчетен Ему. Но с другой стороны это также значит, что я не одинок.Рядом со мной всегда есть Тот, Кому я не безразличен, Тот, Кто меня любит, Тот, к Кому я всегда могу обратиться.
Разве не прекрасно сознавать это? В Библии есть замечательные слова, которые в оригинале написаны на языке древне-еврейской поэзии».[5]
Псалом 138 Давида.Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня,
и все пути мои известны Тебе.
Ещё нет слова на языке моем, -
но Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Сзади и спереди Ты объемлешь меня,
и полагаешь на мне руку Твою.
Дивно для меня ведение Твое, -
высоко, не могу постигнуть его!
Куда пойду от Духа Твоего,
и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо - Ты там;
сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -
и там рука Твоя поведет меня,
и удержит меня десница Твоя.
Скажу ли: может быть, тьма сокроет меня,
и свет вокруг меня сделается ночью;
но и тьма не затмит от Тебя,
и ночь светла, как день:
как тьма, так и свет.
Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
Не сокрыты были от Тебя кости мои,
когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
Зародыш мой видели очи Твои;
в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные,
когда ни одного из них еще не было.(Библия, Пс.138:1-16)
В новом переводе этот Псалом звучит так:
Господи! Ты испытал меня и всё знаешь.
2 Ты знаешь, когда я сажусь, когда встаю;
Ты издали видишь все мысли мои.
3 Иду ли я, сплю — Ты смотришь за мной,
все мои пути известны Тебе.
4 Еще слово не слетело с моего языка, —
а Ты, Господи, уже знаешь его.
5 Со всех сторон Ты окружаешь меня,
Ты меня держишь рукою Своей.
6 Твое ведение непостижимо для меня —
мне не достичь его высоты!
7 Куда могу я уйти от Духа Твоего,
от взгляда Твоего куда убегу?
8 Если на небо взойду — Ты там;
если сойду в Шеол — и там Ты.
9 Полечу я на крыльях зари,
поселюсь у последнего моря —
10 и там рука Твоя будет вести меня,
и там будет держать меня десница Твоя.
11 Скажу: «Пусть тьма укроет меня,
пусть свет вокруг станет ночью» —
12 но и эта тьма для Тебя — не тьма:
ночь светла как день, мрак — что свет.
13 Ты создал внутренности мои,
в материнском чреве соткал меня.
14 Я сотворен непостижимо и чудесно!
Слава Тебе! Я вижу, сколь чудесны дела Твои!
15 Не сокрыты от Тебя были кости мои,
когда в тайне творилось тело мое, вышивалось в глуби земной.
16 Меня, зародышем, видели очи Твои. В Твоей книге записано все: все дни, что Ты мне определил, ни один из них не забыт.
17 Как трудно мне понять Твои замыслы, и сколько их, о Боже!
18 Попробовать пересчитать — их больше, чем песчинок! …Я пробуждаюсь — и по–прежнему с Тобой!
19 О, если бы Ты, Боже, сразил злодея! Удалитесь от меня, убийцы!
20 Они говорят о Тебе ложь; произносят попусту имя Твое.
21 Как ненавижу я, Господи, тех, кто ненавидит Тебя, как презираю тех, кто противится Тебе!
22 Всей душой я ненавижу их: они — мои враги.
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, узнай мысли мои.
24 Смотри, не ложен ли мой путь? Ты Сам направь меня на путь вечный!
Он Вечный. Также Его называют Вседержитель.
Когда в пустыне Синай Бог пожелал говорить с Моисеем, призвать его на служение Себе и сделать Своим пророком, Он открыл Моисею Своё Имя.
Это имя обозначено в Библии 4 согласными буквами:
(В древнееврейском языке читают справа налево)
YHWH
Предположительное звучание этого имени ЯХВЭ.
Вот диалог Бога С Моисеем, как он записан в Библии, в книге Исход:
13 Моисей спросил: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: „Меня к вам послал Бог ваших отцов". А если они спросят: „Как Его имя?", — что мне ответить?»
14 Бог сказал Моисею:
— Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ.
Так и ответь сынам Израилевым: «Меня послал к вам Тот, чье имя — ЭХЬЕ́ (Я ЕСТЬ)».
15 И еще Бог сказал Моисею:
— Ответь сынам Израилевым, что тебя послал ЯХВЕ́, Бог их отцов — Авраама, Исаака и Иакова. Это имя Мое навеки; это имя Моё из рода в род.5
В русских переводах это Священное Имя переведено как Сущий (в этом месте книги Исход ), и заменяется словом "Господь" в остальных местах Ветхого Завета.
Как понимать процитированное место из Библии?
Моисей говорит: «Как Его имя?» - Подразумевается, что у Бога есть подлинное, тайное имя. Только назвавший это имя может претендовать на то, что он послан Богом. На вопрос Моисея Бог даёт три ответа.(см. сл. стр) Первый ответ парадоксален. Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ (евр. Эхье Ашер Эхье), иными словами Бог отказывается сообщать Своё имя – точно так же, как ночной противник Иакова в Быт 32:29 и ангел в Суд 13:17-18. Ср. Исх 33:19.
Второй ответ делает из парадоксального утверждения имя – Я ЕСТЬ (Эхье).
Третий ответ (ЯХВЕ́, Бог … Авраама, Исаака и Иакова) заменяет только что образованное имя Эхье (Я ЕСТЬ) на подлинное имя Бога -YHWH, ЯХВЕ (что заменялось в прежних переводах словом «Господь». См. примечание к Исх 3:4). Подстановка сопровождается характерной для ВЗ игрой слов: имя Яхве созвучно (а возможно и этимологически родственно) слову Эхье (Я ЕСТЬ).
В Септуагинте (греч. переводе) слова Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ переведены как богословское определение «Я-Существующий» (эго эйми хо он). Здесь несомненно влияние греческой платонической философии, в которой важнейшее место занимает такая категория, как «существующее» (то он) – Высшее Благо, источник всякого бытия. Славянский перевод следует за Септуагинтой, равно как и Синодальный перевод (переводя это имя в Исх3 как «Сущий» - т.е. «Существующий» по славянски)."[7]
Это Имя Божье означает, кроме прочего вот что: Бог открывает нам, что существование, бытие в подлинном смысле слова принадлежит только Ему. Нам, людям, и всем другим творениям, оно не принадлежит, но мы его получили от Него(и Он же может его забрать, если захочет). . Бог же бытие, существование не получил, а обладает им Сам по Себе. У Бога нет начала, и нет конца, Он - Вечный.
<В Апокалипсисе (Откровении Иоанна) мы находим такие слова. Они относятся и к Богу, и к Сыну Божию - Мессии:
"свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядёт" (Откр. 4, 8).
Современный библеист, архимандрит Ианнуариий (Ивлиев) пишет:
«Cамообозначение Бога - Вседержитель. Вообще говоря, полное библейское наименование - Господь Бог Вседержитель. Оно в апокалиптическом оракуле (пророческой речи - Ф.Л.) и
приводится, только разбито вставкой «Сущий и был и грядущий». Смысл такого разбиения - выделить и подчеркнуть слово Вседержитель.
Это имя в его полной форме встречается в Апокалипсисе семь раз.
Имя Вседержитель тоже связано со священной тетраграммой, ибо есть перевод развитой формы имени Божьего YHWH elohe zebaoth, то есть «JHWH Бог множеств», в Синодальном переводе иногда «Господь Бог Саваоф» (например, в 2 Цар 5:10).
Zebaoth по-еврейски означает «множества», то есть все вещи,все. Речь идет о власти YHWH над всеми вещами, а потому и о Его господстве над ходом исторических событий. Наши переводчики не стали долго задумываться и восприняли слово «множества» как личное имя «Саваоф», следуя при этом некоторым древним переводчикам с еврейского на греческий
язык. Но не все древние переводчики на греческий язык оставили слово zebaoth без перевода (Саваоф), но более вдумчивые из них перевели слово zebaoth по смыслу, как Панnокраnор (греч.) , Вседержитель. Иоанн использует именно этот греческий перевод в Откровении. Такое обозначение Бога говорит не столько об абстрактном «всемогуществе», сколько о реальном контроле Бога над всеми вещами — Вседержитель!»[6]**
Всё, что есть в материальном мире - существует во времени. (Время тесно связано с материей и с движением). Но Бог не ограничен, как материей, так и временем. Поскольку Он сам создал время (как одно из свойств движущейся материи), он пребывает вне времени, как бы над временем. Поэтому Бог не жвижется во времени из прошлого в будущее (как мы или любой материальный предмет). Юлог пребывает во всех моментах времени сразу, для Него все моменты времени - это "сейчас". Именно это мы имеем ввиду, когда говорим, что Он - вечный. Он пребывает в "вечности". т.е. поверх времени. Во всех моментах времени, которые с нашей точки зрения явлются прошлым, настоящим и будущим.
"... от века и до века Ты — Бог" (Пс. 89, 3).
"Ты, Господи, пребываешь, во веки" (Плач. 5, 19).Ап. Павел говорит, что Евангелие было возвещено
"по повелению вечного Бога" (Рим. 14, 25).«Поскольку Бог не связан с категорией времени, не было момента, когда Он появился бы, он был всегда. Также Он будет всегда, даже если время прекратит или изменит свой ход, Бог пребудет неизменным.
Он был всегда и всегда будет.
У всего в мире есть причина, у Бога нет причины. Но Он сам - первопричина всего существующего.
Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… - все Им и для Него создано; Он есть прежде всего, и всё Им стоит. (Библия, Кол 1:16,17)
Все через Него возникло, и без Него ничто не возникло из того, что возникло (Библия, Ин. 1:1-3)
**
Итак, мы узнали, что Богу принадлежит вечная Жизнь, Жизнь радостная, полная счастья и гармонии. Какое значение это имеет для нас?
Евангелие от Иоанна говорит:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Библия, Ин.3:16)Сам Господь Иисус говорит
Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. (Евангелие от Иоанна 10:10-11)
и в другом месте Евангелия от Иоанна Он говорит:
10 Если вы заповеди Мои соблюдете, вы пребудете в любви Моей, как Я заповеди Отца Моего соблюл и пребываю в Его любви.
11 Это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша была полна (15 глава, пер. епископа Кассиана)Мы видим, что Он хочет дать нам жизнь с избытком, дать нам переполняющую на радость!
И Он даст это Тому, кто верует в Него, в то, что Он отдал Свою жизнь на кресте за наши грехи. Такому человеку Бог даёт вечную жизнь, избавляя от погибели в аду.
Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божьего, имеет жизнь; не имеющий Сына Божьего не имеет жизни. Я написал это вам, верующим во имя Сына Божьего, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божьего, имеете жизнь вечную. (Библия, 1 Иоан.5:11-13)
Поэтому для христианина, для ученика Иисусова жизнь не заканчивается здесь, на земле. У него впереди долгое и прекрасное будущее в вечности. "Если, конечно, в настоящей, короткой жизни на земле он посвятил свою жизнь Богу. Поэтому ему не нужно бояться, что он не успеет насладиться в жизни, что он упустит настоящее счастье. У верующего человека всё самое лучшее ещё впереди, то о чем он сейчас даже не мечтает".[5]**
Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (Библия, 1 Кор.2:9)Из того факта, что Бог вечен, т. е. живёт в вечности, а не во времени, следует, что
Бог никогда не изменяется
Задумаемся: меняться может то, что не совершенно. Оно может или ухудшатся, или улучшатся. Поскольку Он совершенен, Он не изменяется.
Но, "говоря о неизменяемости Божества, мы сталкиваемся с психологической трудностью. Возникает искушение мыслить Бога как безжизненный статичный абсолют, некий неподвижный кристалл. Но Священное Писание говорит, что Бог есть "жизнь" (Ин. 14, 6). Жизнь — одно из имен Божиих, но присущая Богу полнота жизни не может быть выражена посредством понятий "покоя" и "движения". В произведении "О божественных именах" (VI в.) говорится, что Бог "при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, Он остается в самом себе"[3].
Если Он полон жизни, то Его жизнь динамичнее, ярче, сильнее и наполненнее, чем наша жизнь. Причём в бесконечной степени! Именно этой Своей жизнью Он хочет щедро поделиться с нами.
Если Сам Бог не меняется, это не значит, что не меняются со временгем Его взаимоотношения с миром (ведь мир, в отличии от Бога, меняется). Данамику этих взаимоотношений мы можем увидеть в Священной истории, описанной в Писании, от книги Бытия до книги Апокалипсис.
Это не всё, что нужно сказать о Едином Боге.
Далее в нашем курсе мы продолжим эту тему.
Автор Ф.А. Лобанов
Литература
1. Мень Александр, протоиерей. Исагогика 2. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4 т., стр. 14 3. Давыденков О., прот. Катехизис. 4. Каллист (Уэр), епископ (ныне - митрополит). Вера в Бога как Личность 5. "Бoг - какoй Oн. Oписание Богa в Бuблии". Анонимная статья. 6. Ианнуарий Ивлиев, архим. И увидел я новое небо и новую землю. стр 34-35 7. Библия, НРП. Примечания.