"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Воскресенье, 21.10.2018, 07:39
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Бог — источник правды
(этический монотеизм)


1. Бог — свят.
Из статьи: 

«Он совершенный, праведный, в нем нет ничего отрицательного, плохого.
Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель. (Библия, Откр.4:8)
Бог есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы (Послание Иоанна)
Он в Своих действиях всегда свят. Он никогда не сделает что-то неправедное, никогда не поступит несправедливо или нечестно. Он не перед кем не несёт ответственность, потому что нет никого выше Него, просто по Своей природе Он таков. Он абсолютно святой.
Но Бог не просто Свят Сам по Себе. 
2. Он также следит за соблюдением святости и справедливости в Им созданной Вселенной. Поэтому Бог в Библии часто называется Судьей праведным.
Бог - судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий. (Библия, Пс.7:12)

3. Заповеди Моисея
«После трудного пути по безводным просторам караван беглецов оказался у подошвы горы Синайской. Там Яхве снова явился Моисею в грозовых тучах, повисших над вершиной горы. Он обещал народу свое покровительство, если он будет соблюдать его заповеди. Заповеди были начертаны на двух каменных досках-скрижалях. В них предписывалось поклоняться лишь одному Яхве, не делать изображений божества, почитать священный день субботы, чтить родителей, не убивать, не красть, не предаваться разврату, не клеветать, не давать в своем сердце места зависти. Эти простые заповеди отличались от других религиозных кодексов древности тем, что они не делали ударения на культе и обрядах. Служением Богу было соблюдение правды.» (А.Мень О пророках. ж. Символ)

«пророки считали Моисея своим родоначальником и положили в основу своего учения его заповеди: верность Яхве, отрицание изображений божества, служение Богу не через обряды, а прежде всего через соблюдение нравственных принципов.» (Там же)

«Ни вдове, ни сироте не делайте зла; если же сделаете им зло, и, восстенав, возопиют ко Мне, слухом услышу голос их, и разгневаюсь яростью, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» (Исх.22:22-24). 

«Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову»» (Втор.27:19). 


2. про пророков и их призывы к правде

(для публикации цитировать отсюда больше)
в ЭПОХУ СУДЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ  община Сынов Пророческих.
При царе Давиде «из воинственных дервишей они постепенно превратились в глашатаев справедливости, в совесть народа, в людей, которые говорят царям в глаза правду Их положение в обществе можно сравнить, пожалуй, с тем положением, которое в древней Руси занимали юродивые.» (Там же)

В законодательной "Книге Завета", которая появилась в то время и была освящена авторитетом Моисеева имени, последователи пророков требовали справедливости в суде, милосердия к слабым, вдовам, сиротам, требовали правды как религиозной обязанности. Не царь над законом, а Закон Яхве над царем и народом - таков тезис пророков. 

Илия  обличил Ахава (виноградник Навуфея)

Амос:  (из кн. В. Царства) «В речах пророка возникают интонации гневного обличителя социальной неправды. Он бесстрашно высмеивает ненасытных стяжателей, живо, в лицах, изображает их в момент, когда они любуются награбленным добром, похваляясь друг перед другом. «Не своей ли силой мы добыли могущество?» А вот торговцы, с нетерпением ожидающие окончания праздников, чтобы приняться за свои привычные дела вздувать цены, обмеривать, обвешивать, «покупать неимущих за серебро и бедняков за пару сандалий». С сарказмом говорит пророк о пресыщенных столичных матронах, которые требуют от мужей изысканных вин и слушают музыку, развалясь на драгоценных ложах. Эти картины не являлись чем-то необыкновенным для любой страны, где было имущественное неравенство. Но пророк видит в этом глубокое искажение природы человека, поругание правды, греховное падение народа Божия.
По словам Амоса, благополучие власть имущих зиждется на угнетении слабых, лживости, бесчеловечности и продажности:
Они не умеют творить справедливость,- 
говорит Ягве, Во дворцах своих собирают 
добытое грабежом и насилием.
(Ам 3, 10)
Пророк обращается к самодовольным и беспечным царедворцам, которые не подозревают, как скоро они пожнут плоды своих преступлений:
Вы, что пьете вино из кубков, 
головы елеем умащаете 
и не страждете о бедах Иосифа, 
Пойдете за то во главе изгнанников, 
и кончится пир развращенных.
(Ам 6,6-7)
«В это скверное время,—говорил Амос,—благоразумные помалкивают. Он прекрасно сознавал, какую ненависть возбуждают его речи, но молчать не мог даже перед лицом обвинений и угроз.
Внешняя набожность ни на йоту не оправдывала израильтян в глазах пророка. Напротив, чем больше рвения проявляли они в исполнении обрядов, в соблюдении праздников и священных церемоний, тем отчетливее обнаруживалась их неверность Богу. Дым, поднимающийся от алтаря, горы хлеба, плодов, мяса, гимны и фимиам не могут заменить жизни по заповедям Божиим. Религия, в которой ощущается оттенок сделки и вымогательства, есть оскорбление Неба. Люди должны навсегда расстаться с надеждой, будто от Бога можно откупиться.
То, что происходило в дни торжеств у жертвенников Ягве, он заклеймил как кощунство. Обряды без истинного благочестия, проявляющегося в делах и поступках, становятся глумлением над верой. За восемь веков до Евангелия Амос первый сорвал маску с фарисеев и заговорил о том, что впоследствии столь часто предавалось забвению и в Византии, и на Руси, и в Европе. Ни торжественные процессии, ни паломничества, ни золото окладов не спасут тех, кто творит зло. Их богослужение превращается в богооскорбление.
Ненавижу Я, презираю праздники ваши, 
не приемлю каждений на торжествах ваших. 
Если принесете Мне всесожжения и дары ваши, 
Я отвергну их и не взгляну на жертвенных тельцов. 
Удали от Меня шум песен твоих, звукам арфы твоей Я не стану внимать, 

Но пусть, как вода, потечет правосудье 
и праведность, как могучий поток.
(Ам 5, 21-24)
С горькой иронией обращается пророк к тем, кто гордится своей избранностью, правоверием и дарами Богу. Пусть они ходят на богомолье и пытаются умилостивить Ягве щедрыми пожертвованиями и праздничными пирами. Это им не поможет»

**

Осия

Осия предвосхитил слово Христово о поклонении Богу в духе и истине. Служение Творцу у народа Божия должно быть очищено от всяких элементов язычества, от переоценки внешних форм культа: обряд лишь тогда угоден Богу, когда в основе его лежит истинная вера, любовь и правда. В Книге Осии мы находим слова Ягве, которые сосредоточивают в себе как бы самую суть библейского профетизма:
МИЛОСЕРДИЯ ХОЧУ Я, А НЕ ЖЕРТВЫ, 
И БОГОПОЗНАНИЯ БОЛЕЕ ВСЕСОЖЖЕНИЙ.
(Ос 6,6)
Слово хэсэд, которым Осия обозначает высший дар Богу, имеет многогранное значение и обычно переводится как «милость», «милосердие», «любовь-жалость», «любовь-доброта». Этимологически оно связано с глаголом «хасад» (ревновать, усердствовать) и означало у пророков сильное чувство сострадательной любви, активной и бескорыстной (6).
Хэсэд — это сила, изливающаяся от Бога. Не случайно в Священной Истории Господь назван «рав хэсэд»— «многомилостивым». Он Сам есть живая Любовь, которая осеняет творение. И человек, следуя Ему, «познавая» Его, обретает в сердце эту животворную любовь. Она есть высшее приношение пред алтарем.
Издревле мир был ареной нескончаемых битв; к военным кличам земли примешивались голоса разъяренных богов, низверзших друг друга. Кровь лилась и на жертвенниках; под ножами жрецов падали быки и овцы, громоздились горы приношений. И как часто здесь сходились алчность, зависть, лукавство людей и богов!
Но вот раздается голос пророка, чей приход был подобен явлению иконы Триединой Любви, которая в годину ига и ожесточения воссияет среди русских лесов. В эпоху греческой тирании, основания Рима и ассирийских нашествий, в отблеске кровавого заката Израиля Осия, сын Беери, последний пророк Северного царства, говорит о Боге, Который есть Любовь и ждет от человека ответной любви. И когда Сын Человеческий войдет под кровы отверженных, презираемых и грешных, Он напомнит законникам, кичившимся своим благочестием, эти великие слова Осии:
«Милосердия хочу Я, а не жертвы...»

Примечание: Хэсэд—одно из важнейших библейских понятий. «Если вникнуть в мысль пророков и в чувства, воодушевлявшие их пламенные речи, слово «хэсэд» выражает понятие более широкое и более глубокое, чем милосердие. «Хэсэд»—не только милость, т.е. внешнее действие, но и внутреннее чувство, и притом самое идеальное в этическом смысле, т. е. высшее альтруистическое, чувство— человеколюбие, любовь-жалость ко всему живущему» (М. Марголин. Вавилон, Иерусалим, Александрия. Пг., 1923, с. 50). Но не следует видеть в «хэсэд» только этическую, человеческую категорию. Учение о ней, как верно заметил М. Бубер, явилось актом самооткровения Божества (см.: М 

ИСАЙА

Пророк дерзновенно называет Господа своим «Другом», или «возлюбленным», и вместе с Ним оплакивает падение и измену Израиля. Подобно тому как Амос и Осия возвестили Суд в дни завета Эфраима при Иеровоаме II, так и Исайя не обманывался победами Иоатама. Когда иерусалимская толпа встречала царя, сквозь ее восторженные клики ему, вероятно, слышались горестные вопли, сквозь смех пирующих — стоны пленных, сквозь вевелый звон арф—пронзительный звук боевых труб. Пророк хорошо знал тех князей, своих сверстников, к которым переходила теперь власть в Иерусалиме, знал он, что они заворожены парадным блеском побед и воспитывают в себе цинизм и жестокость. Надеясь на царские колесницы, они становятся у хищными поработителями своего же народа. Они скупают земли, захватывают силой владения крестьян и глумятся над Заветом ¦Божиим. Ночи напролет просиживают они за кубками вина, окруженные музыкантами, «а на дела Ягве не взирают и деяний Его не видят».
Жены их подражают женщинам великих царств Севера. Обвешанные с ног до головы дорогими украшениями, овеваемые опахалами, они горделиво проходят по улицам города. Они используют свое влияние на мужей, для того чтобы толкать их на безумства. «Притеснители народа моего—дети,—говорил Исайя,— и женщины властвуют над ними».
В царствование Иоатама Ассирия, вероятно, была идеалом для знатной молодежи в Иудее. Но Исайя еще во дни благополучия предвидел, что эти ядовитые цветы роскоши и военных успехов принесут страшный плод. Страну, по его словам, ожидали горькие дни похмелья, когда «юноши будут князьями и самодуры правителями».
Предостережения Исайи вызывали у его бывших друзей и знатных горожан только улыбки. Никто не собирался стеснять себя сегодня из-за последствий в отдаленном будущем. Многие презрительно пожимали плечами: нынешние пророки склонны видеть все в черном свете. Стоит ли всерьез принимать их угрозы? Кое-кто иронизировал: «Пусть Ягве поспешит и ускорит свое дело, чтобы мы узнали о Его замыслах».
Пророчества Исайи постепенно приобретали все более суровый характер. Он становился беспощадным и резким, пытаясь пробудить совесть людей. Слово «горе» не сходит с его уст. Когда он поднимается на возвышение, откуда Обычно говорят вестники Ягве, кажется, что он держит в руках бич.
Горе тем, кто называет зло добром и добро злом, 
тьму считает светом, а свет—тьмою, горькое называет сладким, а сладкое—горьким! 
Горе тем, кто мудр в глазах своих и перед самим собой благоразумен. 
Горе тем, кто герой пить вино и мастер храбриться перед брагой, 
Кто за мзду оправдывает виновного и правого лишает оправдания... 
Горе устанавливающим несправедливые законы, тем, кто пишет жестокие приговоры, 
Лишает бедняков правосудия и похищает право у бедных народа моего... 
Что вы будете делать в тот день возмездия, в который придет гибель издалека?
(Ис 5, 20-22; 10, 1-4)
Израиль призван был осуществить перед Богом Его правду, но он принял обычаи язычников и пошел по пути насилия и несправедливости. Его соблазнило то, что видел он у могучих и воинственных народов. И вот теперь  от них же придет на него бедствие. Долготерпение Божие уже довольно было испытано— язычник станет орудием кары в руках Ягве Саваофа:
И подаст Он знак далекому народу, и призовет его от края земли. 
И вот он стремительно примчится. 
Нет усталого и нет изнемогающего у него, 
не задремлет и не заснет никто, 
Не развяжется пояс на бедрах, не порвется ремень на сандалиях. 
Стрелы его заострены, и все луки—натянуты, 
Копыта коней его как кремень, колесницы как ураган. 
Рев его подобен реву львиному, рычит как молодой лев. 
Зарычит и схватит добычу, унесет, и никто не избавит.
(Ис 5, 26—29)
В этих выразительных стихах легко узнать ассирийское войско, неудержимое, как шквал, появляющееся внезапно, сметающее все на своем пути. 

БЕДНЯКИ ГОСПОДНИ И МИХЕЙ

«Бедняки Господни» не могли приносить в храм богатых даров, но это их мало гревожило. Исповедуя то учение о культе, которое провозглашали Моисей, Амос, Осия, они стояли за духовное служение. В их среде появились такие прекрасные творения, как, например, знаменитый 49-й псалом. По словам Фенелона, он превосходит любую греческую или латинскую оду. Это целая программа, манифест религии «духа и истины». Сам Господь обращается к Своим людям.
Слушай, народ Мой, Я буду говорить, о Израиль! Я, Бог, буду обличать тебя. 
Я, Бог твой! Не за жертвы твои буду укорять тебя — всесожжения твои всегда предо Мною. 
Не возьму из дома твоего и тельца, со дворов твоих козла, 
Ибо Мои—все звери лесов, стад на горах тысячи. 
Я владею всеми птицами гор, и звери полевые предо Мною. 
Если бы алкал Я, не сказал бы тебе, ибо Моя вся Вселенная и все, что в ней. 
Вкушаю ли Я тук тельцов, пью ли Я кровь козлов? 
Жертва Богу—благодарение, и принеси Вышнему обеты твои... 
Что ты говоришь об уставах Моих, и Завет Мой на устах твоих, 
А сам ненавидишь заповеди и слова Мои попираешь?..
Этот псалом (послуживший основой для известного стихотворения Хомякова «По прочтении псалма»), кем бы ни был он написан, выражал кредо «бедняков Господних», их отношение к чисто обрядовой религии.
Проблема истинного благочестия волновала и пророка Михея, жившего в то время в Иерусалиме. Он не принадлежал к личным ученикам Исайи, но, несомненно, был к ним близок (6). У него мы находим столь же классическое определение благочестия, как и в 49-м псалме:
С чем предстану я перед Ягве, преклонюсь пред Богом Всевышним? 
Приду ли я со всесожжениями, с годовалыми тельцами, 
Угодны ли Ягве тысячи овнов, нескончаемые потоки елея?
Быть может, всего этого недостаточно? Быть может, Бог требует больших жертв?
Отдам ли первенца за грех мой, плод чрева моего за вину мою?
Но и эта жертва, которая почиталась древним человеком самой действенной, не может быть угодной Богу. Пророк Михей провозглашает сущность благочестия в кратких словах, не уступающих по силе Моисееву Декалогу:
Тебе сказано, человек, что есть добро и что Ягве требует от тебя: 
ТОЛЬКО ПОСТУПАТЬ СПРАВЕДЛИВО, И ЛЮБИТЬ МИЛОСЕРДИЕ, 
И В СМИРЕНИИ ХОДИТЬ ПЕРЕД БОГОМ ТВОИМ.
(Мих 6,8)
В этих словах Михей как бы суммировал проповедь Амоса, Осии и Исайи: правду, любовь и благоговение перед святостью Божией. 
**
ПСАЛОМ 14

О, Ягве! Кто будет обитателем шатра Твоего? Кто будет жить на святой горе Твоей? 
Тот, кто ходит в непорочности и творит правду, кто в сердце имеет истину и языком своим не клевещет, 
Кто не делает другому зла, не злословит ближнего своего, 
Кто презирает коварного, кто чтит богобоязненных, 
Кто не нарушает клятвы своей, кто не дает серебра своего в рост и не дает подкупить себя против невинного. 
Поступающий так неколебим будет вовеки.
(Пс 14)
Книга Притчей. При Езекии

Езекия не ограничился очищением храма и общенародным празднованием Пасхи. Он хотел добиться того, чтобы в Иудее утвердилось подлинное «даат Элогим» знание Бога, и поэтому энергично содействовал религиозному просвещению. При нем был расширен штат писцов, занявшихся приведением в порядок священной письменности Израиля. Такие корпорации существовали повсюду при восточных дворах, но писцы Иерусалима, именовавшиеся «Мужами Езекии», отличались тем, что подчиняли свою работу целям религиозной реформы. Они собрали речи пророков, предсказавших падение Самарии, составили новую Священную Историю, соединив ее два варианта —северный и южный (4). Они выпустили сборник изречений «Мудрости». Этот сборник, приписываемый Соломону, знаменовал появление нового жанра в библейской литературе. И не случайно возник он в годы мира и просветительских трудов (5). В Книге Притч мы не найдем ни проповеднического пафоса, ни бурных обличении, ни мучительных борений души. Вся она—земная, уравновешенная, спокойная. В ее тоне слышится голос умудренного старца, который более думает о добром устроении жизни, чем о тайнах бытия. В Библии Притчи образуют полюс, казалось бы, прямо противоположный пророкам. Даже имя Божие редко употребляется в сборнике. Но это не должно вводить нас в заблуждение: как вся последующая традиция мудрецов Израиля, книга ищет не просто правильного пути жизни, но такого, который был бы согласен с волей Творца. Поэтому-то этика Притч совпадает с нравственным идеалом пророков. 
Книга осуждает формальное исполнение обрядов: благочестие без добрых дел тщетно.
Кто отклоняет ухо свое от слушания Закона, того и молитва—мерзость.
(Притч 28, 9)
Мудрец призывает творить добро врагу, чтобы пробудить в нем угрызения совести, высоко ставит трезвую ясность духа, самообладание, правдивость, скромность, дружбу, трудолюбие, верность слову. Основная идея Притч— возможность служения Богу в обыденной повседневной жизни. И поэтому, хотя кажется, что Притчи сводят человека с неба на землю, на самом деле они служат высокой религиозной цели. Писания мудрецов составили необходимое дополнение к учению пророков. Не случайно, что в Своей проповеди Христос соединил обе библейские традиции: в Евангелии мы слышим одновременно и громовой голос Пророка, и тихую беседу Мудреца...
Знаменательно, что свои моральные требования Притчи распространяют на всех: каждый человек несет ответственность перед Богом, ее не снимает ни сан, ни власть.
Как рыкающий лев и голодный медведь, так и нечестивый властелин над народом. 
Неразумный князь совершает многие притеснения, а ненавидящий корысть умножает дни.
(Притч 28, 15—16)
Это было записано не со слов бродячего проповедника, а в царском дворце, официальными писцами Езекии, которые посвятили сборник притч ему. Езекия, последователь Исайи, стремившийся сделать Иерусалим истинным Градом Божиим, не исключал себя из числа людей, подвластных Закону Господню.
Вдохновленное пророком и руководимое благочестивым царем движение не могло остаться без последствий и в общественной жизни. Хотя Библия ничего не говорит о социальных реформах в Иерусалиме, но есть свидетельства, что Езекия упорядочил сбор пошлин, ограничил произвол и злоупотребления 

**

«Пошел Синахериб, царь ассирийский, — лаконично говорит Библия, — на все укрепленные города Иуды и взял их» (4 Цар 18, 13). 

**

Он знал, что многих смутит и даже оскорбит этот упрек в измене Богу отцов: разве не был Иерусалим любимым градом Господним? Разве не правил в нем набожный царь, украшавший храм Ягве? Разве не он во время Пасхи заключил завет с Богом в знак всенародного покаяния? Не совершаются ли праздники во славу Бога Израилева, не приносятся ли жертвы в храме, не поются ли там гимны, прославляющие Ягве?
Но преемник Амоса и Осии Исайя безжалостно отвергает все эти ссылки на внешние проявления благочестия. В очах Божиих они тщетны, если в сердце нет истинной веры, а вера должна проявляться прежде всего в следовании заповедям Господним. Но именно они и оставались в забвении, хотя культ сделался пышней и торжественней. В этом корень всех бедствий народа и его вождей. Не князья ли Иуды хотели под видом борьбы за освобождение усилить свою власть? Не они ли разрушили мир страны, едва вступившей на путь справедливости? К ним пророк обращается с обличительным словом:
Слушайте слово Ягве, князья Содомские! 
Внемлите учению Бога нашего, народ Гоморрский! 
К чему Мне множество жертв ваших?—говорит Ягве, 
Я пресыщен сожженными баранами и туком откормленных тельцов, 
И крови быков, и ягнят, и козлов Я не хочу. 
Когда вы приходите пред лицо Мое, кто требует от вас этого? 
Довольно топтать дворы Мои! И не приносите больше ненужных даров, 
они для Меня—отвратительное каждение! Новомесячий, суббот и торжеств, 
постов и праздников не выношу Я, Они Мне в тягость, 
Мне тяжко терпеть их. Когда вы простираете руки ваши, 
Я отвращаю от вас Свой взор; Сколько бы вы ни молились, 
Я не слышу. Ваши руки полны крови. 
Омойте, очистите себя! Удалите от глаз Моих ваши злодеяния, 
перестаньте делать зло, научитесь творить добро: 
Ищите правды, удерживайте насильника, 
защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
(Ис 1,10-17)
Ягве ждал от народа перемены всей жизни, а Иерусалим ограничился лишь переменами в культе. Но мишура обрядов не может скрыть от Него глубин человеческого сердца.
Исайя показал Израилю и всему миру, что люди могут оставаться идолопоклонниками, даже отказавшись от кумиров.

**

Иеремия
 не останавливался ни перед чем, и с каждым днем неизбежно приближалось его решительное столкновение с царем. Он справедливо считал Иоакима ответственным за то, что дело реформы угасло, его ужаснула казнь Урии и возмущали другие проявления царского деспотизма. Выросший на писаниях пророка Осии, знавший учение Торы о монархии, Иеремия считал, что принадлежность к роду Давидову сама по себе мало что значит. Это было еще одно табу, на которое он поднял руку. Подлинный «сын Давида» лишь тот, кто исполняет повеления Божий, а нарушитель Закона лишается права быть «предводителем народа Ягве».
И вот наконец Иеремия выступил с прямыми обличениями Иоакима, которые ошеломили двор своей беспощадностью и резкостью:
Ты думаешь, что ты царь, потому что окружил себя кедром? 
Отец твой ел и пил, поступая справедливо и праведно. 
Он разбирал дело бедного и нуждающегося, и это было добро. 
Не это ли значит познать Меня?— говорит Ягве. 
Но твои глаза и сердце твое направлены только к корысти твоей, 
    к пролитию неповинной крови, к тому, чтобы творить притеснения и насилия, 
Посему так говорит Ягве об Иоакиме, сыне Иосии, царе Иудейском: 
Не будут оплакивать его, говоря: «О брат мой! О брат мой!» 
Не будут оплакивать его: «О государь! О владыка!» 
Ослиным погребением будет погребен он, вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалимские.
(Иер 22, 15-19)
Легко догадаться, в какую ярость привело это пророчество царя; остается непонятным лишь, как после этого Иеремию не постигла участь Урии. Быть может, пророку удалось вовремя скрыться, а дальнейшие события отвлекли внимание Иоакима; возможно, вмешательство Ахикама смягчило вспышку царского гнева. К тому же следует помнить, что издревле установившаяся традиция позволяла пророкам говорить царям правду в глаза. Словом, Иоаким не решился казнить Иеремию, но запретил пророку выступать в храме с речами и вообще покидать дом. 
**


 «Так говорит Господь: сотворите суд и правду, и избавьте угнетенного от рук обижающего и пришельца и сироту, и вдовицу не оскорбляйте, не угнетайте беззаконно, и крови неповинной не проливайте на месте сем. Если же не послушаете слов этих, Сам Собою клянусь, говорит Господь, что пустыней будет дом сей» (Иер.22:3, 5).


**

Господь Иисус продолжит эту линию:
 Мф. 23:14
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение

Бог — Всемогущий?


Давы:
Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение всё угодное Ему без всякого затруднения и препятствия, никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.

"Бог творит всё, что хочет... " (Пс. 134, 6).

Праотцу Аврааму Бог говорит о Себе:

"Я Бог Всемогущий... " (Быт. 17, 1).

Всемогущество как свойство Божеского естества означает, что в Боге нет расстояния между желанием и его осуществлением:

"Он сказал, и сделалось; Он повелел, и явилось" (Пс. 32, 9).
Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Бог творит мыслью[38]. Это означает, что в Боге разум и воля - одно.
<...>
Священное Писание не; говорит, что Бог делает всё, но только всё, "чего хочет душа Его" (Иов. 23, 13). Всемогущество заключается не только в способности совершать что хочешь, но также в способности не делать того, чего не хочешь.

**
Позже — у пророков и в Евангелии говорится: 
Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня? (Библия, Иер.32:27)
Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного. (Библия, Иер.32:17)
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу. (Библия, Мар.10:27)
Бог может управлять силами природы. Он может делать сверхъестественное, то, что не подчиняется физическим законам. Он может все. Если конечно Он захочет. Вопрос никогда не стоит: способен ли Бог что-то совершить? Вопрос лишь в том, хочет ли Он этого, есть ли на это Его воля?
И как же это относится к моей жизни?
Во-первых, это значит, что если я имею что-то в жизни: силу, здоровье, положение в обществе, какие-то возможности, власть, или способности, - то я должен, прежде всего, помнить, что все это подвластно Богу. Он дал мне это, Он может и забрать, если я буду злоупотреблять или начну этим гордиться.
Но, во-вторых, если я наоборот слаб, беден, или ничего не могу поделать в сложившихся обстоятельствах, то я не должен отчаиваться. Нет ничего в жизни невозможного, если я доверю свою жизнь Богу.
Есть ли что трудное для Господа? (Библия, Быт.18:14)
Невозможное людям возможно Богу. (Библия, Лук.18:27)
Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Библия, Фил.4:13)
Статья Г.Чистякова


Бог  есть Любовь (Благой)

Будучи всеблаженным, Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим, дарует тварям столько благ, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию[40]. Творение мира и все промыслительные о нем действия суть проявления благости Божией.
Благость Божия распространяется на всё существующее без изъятия:

"благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его" (Пс. 144, 9).

Бог есть любовь. (Библия, 1Иоан.4:8)
Это качество говорит о том, что Бог любит человека и хочет для него только добра. Каким бы ни был человек, Бог все равно его любит. Почему? За что? Просто такова природа Бога. Бог есть Любовь.
Однако тогда встает вопрос:
Как Бог может одновременно быть святым Судьей, осудившим людей на смерть в аду, и в то же время любить их, желая им только добра?
Если Бог любит людей, то Он должен простить их и не осуждать. Но если Он просто простит их, то Он перестанет быть справедливым Судьей. Потому что согласно справедливости грех, зло должно быть наказано. Если же Бог как святой непредвзятый судья все-таки осудит людей, то как же тогда проявится Его любовь, ведь все люди тогда погибнут.


Бог стал человеком
(Бога теперь можно познать  только через человека Иисуса)
Бога не видел никто никогда.
Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил Бога. (Ин 1)


Бог  - это страдающая Любовь
Ис 52-53

Бог в лице Сына Божьего, Иисуса Христа, взял наши грехи на Себя. Он был распят на кресте, чтобы таким образом искупить нашу вину, чтобы мы могли иметь возможность получить прощение и спасение от осуждения.
Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. (Библия, Ис.53:5-7)
Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. (Библия, 1 Пет.2:24)
Таков Бог. Он абсолютно святой и Он безгранично любящий.  мы все грешны — и поэтому заслуживаем осуждения, заслуживаем наказания.  Но Он взял на Себя наше осуждение и наше наказание.
Теперь тот, кто верит и принимает то, что Сын Божий совершил ради него на кресте, получает оправдание.
А тот, кто остается безразличен к этому, тот понесёт сам свое осуждение.
Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём. (Библия, Иоан.3:36)

Из статьи «Бог - какой Он»: 
Бог - это Троица: 
Отец, Сын и Дух Святой.
Но что же это значит? Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.
Во-первых, Библия говорит, что существует только один Бог. Не два, не три, но только один.
Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня. (Библия, Ис.45:5)
Во-вторых, в Библии также говорится о том, что существуют Три Божественные Личности: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Дух Святой. Вот несколько текстов, в которых Каждый из Них называется Богом.

У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него. (Библия, 1Кор.8:6)

Христос, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь. (Библия, Рим.9:5)

Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу. (Библия, Деян.5:3,4)
 
И Эти Три Божественные Личности настолько едины между Собой, что Они составляют одну сущность - Бога. Поэтому существует только один Бог, а не три.

30 Я и Отец - одно .
31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы - боги»?
35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, -
36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите : «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?
37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нём.
39 Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,
40 и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин 10)
**
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Библия, Евангелие от Матфея 28:19)
 **

 Из той же статьи:
«Триединство Бога невозможно до конца представить, потому что Бог выше нашего понимания. Хотя и существуют некоторые аналогии, помогающие как-то осознать само это понятие: три в одном.
К примеру, представьте себе стакан воды, кубик льда и утренний туман. Что у них есть общего? По своей сути это все та же вода, только в жидком, твердом и газообразном состоянии. Но, в то же время, все три ее проявления такие разные, такие уникальные.
Этот пример, конечно, никак не объясняет до конца Бога, он лишь помогает немного представить саму идею триединства. В Библии о сущности Бога говорится как о тайне. Ведь мы, люди, никогда не сможем нашим разумом до конца постичь Того, Кто нас сотворил.» 

в истории о сотворении людей, в самом начале Библии, тоже упоминается о триединстве Бога:
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Библия, Бытие 1:26-27)


Антропоморфизмы Священного Писания
Хотя Библия учит, что Бог есть Дух, тем не менее в Священном Писании содержится множество так называемых антропоморфизмов (от греч. anthropos; — человек и morphe — форма). Антропоморфизмы — это усвоение Богу телесных органов, чувств, состояний и способностей, присущих тварным существам.

"Пространный Катихизис" говорит, что таким образом
"Священное Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать это надобно духовным и высшим образом ... "[42].
Антропоморфизмы следует понимать как указания на духовные свойства и действия Божии, о которых мы можем судить, по словам св. Иоанна Дамаскина, только
"посредством образов, типов и символов, нам сообразных"[43].
Ересь антропоморфитов, считавших, что Бог действительно есть существо телесное, была осуждена Церковью. В Синодике в Неделю Торжества Православия сказано:
"глаголющим Бога не быти дух, но плоть - анафема" (т.е. говорящих, что Бог не дух, а материя - отлучаем от Церкви)

 


Составлено Ф.А. Лобановым по следующим материалам:

 

1. Меня Александр,  протоиерей. Исагогика

2.  Лермонтов М.Ю.. Собрание сочинений в 4-х т. Библиотека отечественной классики. "Когда волнуется желтеющая нива ..." (стр. 14)
     Печатается  по  сборнику  1840  г.,  где появилось впервые.  Написано в
феврале 1837 г. (см. прим. к стихотворению "Узник").
Узник (стр. 18) -    " Печатается по сборнику 1840 г. Впервые -- в "Одесском альманахе на 1840
г." (Одесса, 1839).
     Написано  в  феврале 1837 г., когда Лермонтов находился под арестом  за
стихотворение  "Смерть  Поэта".  По словам  родственника  Лермонтова  А.  П.
Шан-Гирея, поэт "велел  завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с
помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес, а именно: "Когда
волнуется желтеющая  нива...", "Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...", "Кто б
ни был ты, печальный мой сосед...",  и переделал старую пьесу "Отворите  мне
темницу..." ("Русское обозрение", 1890, No 8, стр. 740)."

3.  Давыденков Олег, протоиерей.  Катехизис.

4. Каллист (Уэр), епископ (ныне - митрополит). Вера в Бога как Личность

5. "Бoг - какoй Oн. Oписание Богa в Бuблии". Анонимная статья.

6.  Ивлиев, Ианнуарий, архимандрит. И увидел я новое небо и новую землю.  стр 34-35

7. Библия, новый русский перевод. Примечания.

 

Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог