Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
Иез 18:20
Идея коллективной ответственности за совершённое одним человеком преступление была в древности распространена повсеместно. Впрочем, и сегодня она встречается не так уж редко. А пророк от лица Божия эту идею отвергает, отвергает полностью и совершенно однозначно. Конечно, во многом потому, что коллективную ответственность всё же едва ли можно считать справедливой изначально. Мнение о том, что дети должны отвечать за преступления отцов и — шире — члены одного большого патриархального рода несут ответственность за поступки друг друга, появилась тогда, когда род представлялся единым целым, живущим одной жизнью, так, что в нём невозможно было выделить и различить жизни отдельных людей. Между тем, сегодня вряд ли стоит много говорить о том, что это, как минимум, не всегда правда. Но дело не только в несправедливости. Коллективизм страшен не только тем, что может подвести под наказание того, кто непосредственного отношения к преступлению вполне может и не иметь. Он страшен тем, что уникальной и неповторимой человеческой личности в коллективе места нет. В нём нет отдельных «я», а есть лишь одно большое «мы». Перед Богом же всегда стоит не коллектив, а конкретный человек во всей его уникальности и неповторимости. И потому всё, что тянет человека назад, в коллектив любого рода, Богу не нужно. Он хочет иметь дело не с массой и не с толпой, а с отдельным человеком. |