"Бодрствуйте о жизни вашей: да не погаснут светильники ваши. Часто сходитесь вместе, исследуя то, что полезно душам вашим"Дидахе
Суббота, 31.10.2020, 22:13
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
фото [2]
духовное [26]
искусство [4]
церковь сегодня [9]
разное [23]
церковная жизнь [10]
катехизация [6]
миссия [4]
евангельская группа [3]
отчёт [0]
видео [0]
церковные новости [3]
экскурсия [0]
прогулка [0]
мысли [0]
жизнь людей [1]
общество [3]
богослужение [0]
детская школа [0]
жизнь [0]
смерть [0]
намордники [5]
термометрия [1]
тесты [2]
вакцины [0]
слежка [1]
врачи и учёные [3]
сопротивление [4]
школа и детсад [1]
новый мировой порядок [1]
фэйковый вирус [4]
фэйковая эпидемия [7]
предатели веры [0]
рамки, 5g, хим и био оружие, облучение [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Телефон
Задать вопрос можно по телефону:
Поиск

Поделиться этой страницей:

Главная » 2014 » Май » 24 » святые места и христиане первых веков
20:08
святые места и христиане первых веков

из книги http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-katekhizatsii-v-drevnej-tserkvi.shtml#Часть_четвертая

 

С точки зрения язычников христианство было религией подозрительной и даже атеистической, так как христиане не связывали почитание своего Бога с определенным местом, изображением, статуей, городом, священной рекой, колодцем или рощей. У евреев тоже были свои странности: они наотрез отказывались от статуй и были убеждены в том, что храм можно построить только в единственном месте – Иерусалиме.

Ап. Павел, взирая на недавно отреставрированные храмы Афин, мог смело заявить окружавшей его толпе язычников: “Бог не в рукотворенных храмах живет” (Деян.17:24). Один апологет выразил расхожее среди христиан II–III вв. убеждение: “Какой храм воздвигну я Ему, если весь мир, устроенный Им, не может принять Его?”339) Такие рассуждения показывают, что для ранних же христиан церковь была не святым зданием или местом, но в первую очередь молитвенным собранием верующих.

Культы языческих богов были прикреплены к определенному городу и храму, которые были центрами их особого почитания. Так, например, Артемида была покровительницей Эфеса, в связи с тем, что, по древнему поверью, ее знаменитая статуя упала с неба в этом городе340). Аполлона особо почитали в Дельфах, так как там находился его оракул. Мистерии Деметры и Персефоны были связаны с Элевсисом. Напротив, для христиан поклонение Христу распятому и воскресшему не было привязано к местному культу Христа Иерусалимского или Вифлеемского.

Зачастую способы почитания одного и того же бога в различных городах империи значительно отличались друг от друга и восходили к разным мифам и поверьям. Так, например, Климент Александрийский отметил, что в различных городах поклоняются трем разным Зевсам, пяти Афинам, шести Аполлонам, тогда как Асклепиям и Гермесам нет числа341). При этом язычники не смущались тем обстоятельством, что их мифы нередко противоречили друг другу. Язычество было религией культа, игры, театра и народного гуляния по преимуществу. Язычество не знало ни священной истории, ни священной книги, ни правила веры. Для христиан же залогом единства их религии было общее церковно-историческое наследие, общее Священное Писание и общее вероисповедание.

У евреев были святые места в Палестине, напоминавшие о священной истории, а также священные камни и целебные источники. Но культового значения эти места не имели, так как жертвы можно было приносить только в Иерусалимском храме. Каждый набожный еврей считал своим долгом хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Иерусалим. Евангелист Лука упоминает об Иисусе, что он “имел вид путешествующего в Иерусалим”, т. е. был одет так, как обыкновенно выглядели паломники.

Как это ни парадоксально, для ранних христиан Иерусалим быстро перестал играть роль духовного центра. Это обстоятельство частично объясняется тем, что древние христиане питали к Иерусалиму противоречивые чувства. С одной стороны, младенец Иисус был посвящен Богу в Иерусалимском храме. С другой же стороны, именно из этого храма Христос

изгнал торгующих. С одной стороны, Иерусалим встретил Иисуса хвалебными песнями и пальмовыми ветвями. С другой же стороны, это был город, который отверг и распял Его.

Ранние христиане связывали свои эсхатологические ожидания с Иерусалимом небесным, а не земным. Монтанисты в конце II в. ожидали нисхождение горнего Иерусалима, но не на территорию Иерусалима (тогдашней Элии Капитолины), а во фригийской провинции342). Примерно в то же время св. Мелитон Сардийский обращался к своей пастве со следующими словами:

Иерусалим земной был ценен, но обесценился, благодаря Иерусалиму вышнему... Ибо не в одном месте и не на малом участке земли пребывает слава Господня, но во всех пределах земли изливается благодать Его

Сам Мелитон ездил в Иерусалим, но только затем, чтобы сверить малоазийский канон ветхозаветных книг с тем, который использовался тамошней церковью344). То есть он интересовался свитками Священного Писания, а не землей и местом. На протяжении трех первых веков христианства мы имеем только краткое упоминание Оригена о том, что Вифлеемская пещера, в которой по преданию родился Иисус, была предметом разговоров даже среди язычников345). До IV в. мы практически ничего не слышим ни о паломничествах в святую землю, ни о почитании святых мест, связанных с земным служением Иисуса346).

Христиане первых трех веков имели священную историю, но не придавали значения священной географии. Для них в первую очередь было важно то, что в определенный исторический момент, “в правление цезаря Августа”, Сын Божий воспринял плоть человеческую, был распят “при Понтии Пилате”, избавил человека от власти демонических сил и даровал ему бессмертие. Боговоплощение означало, прежде всего, то, что Бог сделал Своим храмом плоть человека Иисуса Христа. Боговоплощение принесло искупление всего человечества и не было связано для ранних христиан с освящением особых мест и предметов. Раннюю христианскую апологетику отличает именно универсализм и отсутствие видимой привязанности к святым местам, так как христиане не хотели иметь ничего общего с локальными культами язычников.

доктор богословия, диакон Павел Гаврилюк

История катехизации в древней церкви
 

 

Просмотров: 631 | Добавил: didahe | Теги: павел гаврилюк, ранняя церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Поиск

Подписаться на нас в соцсетях:

Фото

Блог