"Перечитываю 600-страничный труд Питера Брауна про пол и тело в раннем христианстве. Это замечательная книга – и особенно в русском контексте, так как выводит из завороженности авторитетом Отцов церкви как такой монолитной глыбы и источников цитат, показывает Климента, Оригена, Антония Великого, Киприана, Мефодия Патарского, Иеронима, Златоуста, Августина и многих других как живые фигуры, в своей исторической ситуации, в спорах и конфликтах, с личными идиосинкразиями, заблуждениями и увлечениями; это симпатизирующая история идей и история веры, свободная от двух тяжелых наших «болезней» - и от апологетического «есть один путь православия, вечная истина, которая постепенно раскрывается закономерным и боговдохновленным образом», и от атеистической критики (для которой в худшем случае всё это фанатизм и мракобесие, в лучшем – не существует проблемы ортодоксии как таковой, и маргинальные и отвергнутые как ереси идеи по умолчанию прославляются).
Брауну как раз удается показать христианство – и то общество Востока и Запада, из которого мы выросли – как живую складывающуюся историю. И, в частности, он показывает, что монашество не было безальтернативным путем развития. Реальным в состоянии на III век был и иной путь, условно климентовский: жесткая моногамия + подчинение женщин + безусловно власть родителей над детьми. И идеал человека – не героическая дева, а верная мужу покорная жена. Фактически, пишет Браун, христианское общество по своему стилю тогда было бы исламско-иудаистским. Но победил, не без влияния неоплатонизма и гностиков, иной путь - разделение христиан на людей двух сортов, настоящих ( первого сотра монахов-аскетов), и не совсем настоящиих ( второго солрта - семейных в миру), то есть, социально аналогия Индии (отшельники-саньясины).
Эти две альтернативы («иудейство» - я бы сказал на иудейство. а Библия Ф.Л. - или «индия») – точные образы социального «приручения» и «пригашения» Евангелия, дехристианизации христианства. "
Тут бы автору и закончить. К сожалению, доминирование (веками) в христианстве монашества исказило христианство очень сильно. Божье вмешательство через Реформацию несколько выправило ситуацию. Кстати, в некоторых реформированных церквах монашество и есть, и это говорит о том, что оно вполне может существовать, просто должно занимать своё чётко-очерченное место (экзотической и даже маргинальной практики для отдельных чудаков).
Но автор после этого добавляет:
"Однако, как мне кажется, реализовавшийся путь, при своих минусах, был хорош тем, что 1) давал возможность бескомпромиссности, горения души и 2) утверждал в обществе свободу человека - все эти юноши и девушки, которые отвергли мир вопреки воли родителей."
**
И вот с этим я не могу согласиться. Для реализации обоих возможностей не нужен был этот институт и , тем более, его многовековое доминирование. Всё это (и независимость от родителей и бескомпромиссное горение души) вполне имеет основания в самом Евангелии.
И разумеется, основания для девства, для безбрачия тоже есть в САМОМ Евангелии (И поэтому практиковались желающими - их всегда, конечно. меньшинство - до возникновения в 3 веке и широкого распространения в 4 веке монашества). И такие люди вполне могли жить и в одиночку, и собираться в общины (вот и вы - например - сейчас, не спрашивая никаких "патриархов" и "иерархов" можете создать такую общину и жить ею.)
Беда в том, что этот институт (монастыри и монашество):
1. Выносил внутри себя антихристианскую идеологию с изуверскими практиками.
2. Занял в исторических церквах доминирующие позиции.
Книга:
Title: The Body and Society - Men, women and sexual renunciation in early Christianity Volume:
Author(s): Peter Brown
Series: Periodical:
Publisher: City:
Year: 1988 Edition:
Language: English
**
Кстати. Я хотел бы назвать адекватные книги на русском (2 оригинальные и 1 переводную). которые трактуют эти вопросы (это не считая В.С.Соловьёва, Троицкого и Мейендорфа про брак):
1. Прот. Лев Шихляров. "Христианство и вопросы половых отношений"
2. Юрий Белановский. "Двое во едину плоть: любовь, секс и религия"
3. Ричард Дэвидсон "Пламя Яхве. Сексуальность в Библии".