Как человек, инвестировавший в своей жизни неск. тысяч человеко-часов в обряд, имею сказать о нем пару слов.
Обряд (ритуал, теургия) есть игра людей и Бога, их Бога. В этой игре наши мысли-чувства "одеваются" в жесты, пение и т. д. В принципе, вся наша жизнь есть последовательность разнообразных ритуалов, «каждое действие есть священнодействие», но, чтобы разграничить модальности божественного, мы нуждаемся в определенных практиках концентрации и спец-упражнениях. Также совместные ритуалы склеивают людей, цементируя их в единую общность.
Как писал кто-то из великих, «безумен тот, кто не призывает богов на каждое дело». Это мудрое высказывание, но чересчур буквальные богопоклонники решили превратить всю свою жизнь в ритуал, чуть ли не в туалет по распорядку ходить. Обратной стороной такого долбоё буквализма явилось стремление растворить богослужение в повседневности (до неразличимости). Мне лично обе эти крайности чужды. Человек не ангел, чтоб непрестанно «воспевать», но и не муравей, чтоб суетиться. В совр. условиях удержать золотую середину непросто. Крайности – мелочная византийская регламентация или суетливое офисное рабство и отсутствие досуга – отзеркаливают друг друга. Нормальный человек отдыхает, меняя занятия, а не впахивает, чтоб потом «напиться и забыться».
Обряд - это разновидность досуга. Лично я использую для ритуалов микс из ново- и старообрядческих богослужебных текстов и песнопений. Православные обрядовые тексты содержат в себе большой процент приятно-бессмысленного любовного щебетания меж человеком и божеством плюс вкрапления громоздких вероучительных формул византийской схоластики. Это терпкий и местами изысканный компот, насладиться им сможет не каждый, но меня он всегда завораживал, даже когда я ничего не понимал в самом начале. Насчет техники песнопений – это вообще отдельная тема.
Очевидные для любого нормального русского человека практики благочестия дались мне с большим трудом. Упомяну лишь один аспект; возьмем такую вроде бы очевидную вещь как соответствие ритуала и образа жизни. Ритуал – это одежда мыслей-чувств, он должен быть УДОБНЫМ, т. е. сидеть как влитой, иначе рано или поздно человеку надоест и он бросит практиковать обряд.
Лично мне близки позднеантичные практики богопочитания, когда у человека дома была капелла и САМ хозяин мог послужить вечерню-утреню или нанять жреца (=попа). В совр. условиях, ритуал приходиться «шить» самому, т. к. готовые выкройки никуда не годятся. Даже полное погружение в традицию местечкового бытования ритуала дает только часть спектра, ведь жреческую традицию приспосабливать к мирянской придется самостоятельно, осваивая специальность литургиста. Если образованный человек может освоить новую специальность, просто скачав онлайн-курс Гарварда, то, чтобы постигать ритуал интеллектуально, надо прокопать кабанчиком несколько смежных отраслей знания.
Об эргономике традиционных богослужебных книг я вообще молчу. Обычно человека пугает их сложность и дикое количество, поэтому он ходит в профессиональным ритуальщикам, где получает Святые Дары и обряд в готовом и расфасованном виде, как в магазине. Домашний же ритуал минимизируется или вообще сводится к формуле «спокойной ночи, Бог».
Я не осуждаю такую практику, это обычная ситуация в моей конфессии, но не уверен что нормально и здорово.
https://artemorte.livejournal.com/194851.html