14 ч ·
Есть вещи тяжелые и сложные, которые не исправляются приходским научением, потому что у прихожанина уже выработаны определенные навыки. Перечислю некоторые из них. Во-первых, принцип «блаженнее брать, нежели давать». Такое потребительство глубоко закрепляется и даже по-своему «освящается» в жизни человека. Оно базируется на учении о спасении собственной души. Все язычники замкнуты на себе. Но человек, который впитал это учение, не просто замкнут на себе. Спасение собственной души становится для него критерием всего. А это прямое противоречие Евангелию. Для исправления этого искажения требуется долгий, упорный духовный труд, соединенный с внутренним страданием.
Второй навык: опознавать волю Божью по принципу наименьшего сопротивления. Я это называю «православным даосизмом». Как сложилось, так оно и должно быть. Мол, на все воля Божья. Это очень глубокий навык, поэтому когда человек слышит, что волю Божью надо с усилием познавать и бороться за то, чтобы ее осуществить, ему это очень сложно принять.
Третий навык особенно остро проявляется в сфере богослужения. Это привычка молиться без рассуждения, по принципу: «если разумеешь, то не молишься». Если такому человеку дать книгу с богослужебными текстами, то он начнет говорить, что не может по ней молиться, а без книги он как раз чувствует дух, у него отзывается сердце. Этот навык проявляется и во многом другом. Он базируется на представлении о духовной жизни как о жизни вне-разумной, алогичной, а значит бессмысленной, где допустим любой абсурд.
Все эти навыки можно назвать глубокими повреждениями веры. Конечно, я перечислил не все; освобождение от каждого из них, к сожалению, требует большого труда и многих страданий.
В.И. Якунцев |