Монотеизм в чистом виде появился в послепленном Израиле, что же случилось с ханаанскими божествами? Конечно, среди таких народов, как сопредельные финикийцы, их продолжали почитать. Даже среди евреев-монотеистов, несмотря на отсутствие почитания, ханаанские божества оставили своего рода след. Он, возможно, особенно заметен в мире апокалиптики. Например, семьдесят сынов Божьих, изначально представлявшие собой богов в пантеоне во главе с Элом, среди которых находился и Яхве, теперь были понижены в статусе до ангелов, семидесяти ангелов-хранителей народов, описанных в Первой книге Эноха.
К тому же, я отметил, как имя "Князя Баала" (zbl b'l на угаритском) превратилось в Веельзевула, князя демонов или Сатану в евангелиях. Отношения между Баалом и Элом переписаны в отношения между кем-то похожим на Сына Человеческого и Ветхим Днями в апокалиптических образах 7 главы книги Даниила, как и чудовище Хаоса - семиголовый Левиафан ханаанской мифологии дошёл даже до страниц Нового Завета, где как семиголовый дракон из Откр 12., символизирующий Сатану, так и семиголовый Зверь из Откр. 13, символизирующий Рим, ведут своё происхождение от него.
Несмотря на то, что эти представления выжили, всё было трансформировано в свете монотеизма, и, безусловно, именно монотеизм (как и на первых порах монолатрия), а не поразительные действия Бога в истории, как принято полагать, наиболее сильно отличает Ветхий Завет от религий других народов древнего Ближнего Востока.
– John Day. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan.
https://www.facebook.com/groups/1347714605329159/permalink/1542596939174257/ |